Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Анготоева И.Б.

Кафедра оториноларингологии Российской медицинской академии последипломного образования

Мулдашева А.А.

Кафедра оториноларингологии РМАПО Минздрава России, Москва

Ларингофарингеальный рефлюкс как возможная причина аденоидита у взрослых

Авторы:

Анготоева И.Б., Мулдашева А.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 4150

Загрузок: 49

Как цитировать:

Анготоева И.Б., Мулдашева А.А. Ларингофарингеальный рефлюкс как возможная причина аденоидита у взрослых. Вестник оториноларингологии. 2013;78(3):52‑55.
Angotoeva IB, Muldasheva AA. Laryngopharyngeal reflux as a possible cause of adenoiditis in the adult patients. Russian Bulletin of Otorhinolaryngology. 2013;78(3):52‑55. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Об­зор сов­ре­мен­ных кли­ни­чес­ких ре­ко­мен­да­ций по ди­аг­нос­ти­ке и ле­че­нию гас­тро­эзо­фа­ге­аль­ной реф­люк­сной бо­лез­ни. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(5):95-101
Ак­тив­ность гас­три­та и гас­тро­эзо­фа­ге­аль­ная реф­люк­сная бо­лезнь у школь­ни­ков эт­ни­чес­ких по­пу­ля­ций Рес­пуб­ли­ки Ты­ва. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2023;(4):36-42

Миндалины лимфоидного глоточного кольца являются периферическими органами иммунной системы с уникальной структурной организацией и рассматриваются в настоящее время как региональные центры с иммунорегуляторными функциями по отношению к контролируемым слизистым оболочкам [1]. В настоящее время известно, что аденоиды — это детская патология. По современным представлениям глоточная миндалина ребенка выполняет обучающую, информационную, регуляторную функции в отношении иммунокомпетентных структур полости носа, околоносовых пазух, среднего уха и других структур муконазальной иммунной защиты [2]. Глоточная миндалина обладает наибольшей функциональной активностью в детском возрасте и ее инволюция обычно происходит к 14—15 годам. Однако ряд авторов описывают наличие аденоидов у взрослых, в том числе и у лиц старше шестидесяти лет [3, 4]. Даже в состоянии гипертрофии или хронического воспаления глоточная миндалина сохраняет свою функциональную иммунную активность [5]. В последнее время в связи с развитием эндоскопии аденоиды у взрослых стали диагностировать достаточно часто [6, 7]. В этиологии аденоидных разрастаний в детском возрасте важное значение придается инфекционному фактору. Какие же причины, помимо инфекционного агента, способствуют развитию аденоидов у взрослых, и почему глоточная миндалина в ряде случаев сохраняется после полового созревания? В имеющейся литературе мы не нашли точных ответов на поставленные вопросы. Возможно, что помимо воспалительных процессов со стороны верхних отделов дыхательных путей развитие аденоидов у взрослых вызвано и другими причинами, например патологией желудочно-кишечного тракта, в частности гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью (ГЭРБ).

Цель данной работы — обратить внимание практических врачей на возможность вовлечения в патологический процесс глоточной миндалины при наличии у пациента гастроэзофагеального рефлюкса. Представляем клиническое наблюдение.

Больной Н., 22 лет, обратился в ЛОР-клинику 07.09.10 с жалобами на затрудненное носовое дыхание, слизистые выделения из носа. Отмечает частые обострения хронического гайморита, в 2009 г. оперирован по поводу искривления перегородки носа в США. Однако, несмотря на перенесенную операцию, сохранялось затруднение носового дыхания.

Объективно: перегородка носа близка к средней линии, нижние носовые раковины гипертрофированы. При фарингоскопии: слизистая оболочка ротоглотки розового цвета, небные миндалины за дужками, лакуны чистые. При ларингоскопии: слизистая оболочка гортаноглотки розовая, влажная, надгортанник обычной формы, голосовые складки серого цвета, их подвижность при фонации в полном объеме, смыкаются полностью, подголосовое пространство и грушевидные синусы свободны. Уши — без особенностей. При проведении эндоскопического исследования полости носа и носоглотки — носоглотка свободна, разрастаний аденоидной ткани не обнаружено, определялся увеличенный конец средней носовой раковины справа. На КТ ОНП — гипертрофирован передний конец средней носовой раковины справа. Диагноз: гипертрофический ринит, буллезная средняя носовая раковина справа. Рекомендована задняя нижняя конхотомия и частичная резекция средней носовой раковины справа.

Операция выполнена в сентябре 2010 г., послеоперационный период протекал без особенностей. В течение года состояние пациента было удовлетворительным, жалоб не было. Однако через год вновь обратился в клинику с жалобами на заложенность носа, слизисто-гнойные выделения из носа, лицевые боли, хлопающие звуки в левом ухе. Объективно: слизистая оболочка носа отечная, в среднем носовом ходе слизисто-гнойное отделяемое. При эндоскопическом исследовании полости носа и носоглотки слева в среднем носовом ходе определено гнойное отделяемое, в носоглотке патологии не выявлено. Диагностирован острый левосторонний гнойный риносинусит, назначен курс ЯМИК-терапии. При выполнении ЯМИК-процедуры получено слизисто-гнойное отделяемое. После проведенного лечения прекратились выделения из носа, однако пациент продолжал отмечать ощущение «хлопания» в левом ухе. Были рекомендованы упражнения по устранению дисфункции слуховой трубы.

31.10.12 больной вновь обратился в клинику с жалобами на ощущение стекания слизи по задней стенке глотки, першение в горле, заложенность левого уха, хлопающие звуки в левом ухе. При эндоскопии полости носа и носоглотки выявлены аденоиды I степени, мягкое небо, язычок, задняя стенка глотки гиперемированы, небные миндалины разрыхлены, в лакунах обнаружены казеозные пробки. Установлено, что периодически в течение последнего года пациента беспокоила изжога, однако он на этот симптом внимания не обращал и не считал нужным информировать об этом ЛОР-врача. Было проведено анкетирование пациента по поводу ГЭРБ с использованием анкеты, предложенной J. Koufman в 2001 г. [8] (см. таблицу).

Были выявлены четкие критерии абдоминальной, оториноларингологической, стоматологической формы ГЭРБ. Изжога возникала не ежедневно, только при действии провоцирующего фактора, продолжалась короткое время, проходила самопроизвольно. Был поставлен диагноз: аденоиды I степени, ГЭРБ. Пациент сообщил, что проводилась фиброэзофагодуоденоскопия (ФЭГДС), патологии не было выявлено. Для того чтобы подтвердить наличие ГЭРБ, нами был назначен пациенту Н. общепринятый гастроэнтерологами тест с ингибиторами протонной помпы (ИПП): париет по 20 мг 1 раз в день с утра на 7 дней.

При осмотре через 7 дней жалоб нет, за последнюю неделю на фоне проводимой терапии изжоги не было. Объективно: слизистая оболочка полости носа розового цвета, отделяемого в полости носа нет. Носовые ходы свободны, носовое дыхание не нарушено. Небные миндалины, язычок, задняя стенка глотки без признаков патологии. При проведении эндоскопического исследования полости носа и носоглотки аденоиды не определяются. Поставлен диагноз: ГЭРБ. Пациент от консультации гастроэнтеролога и проведения ЭГДС, суточной рН-метрии отказался. Назначено лечение: париет — 40 мг и ганатон по 50 мг 1 раз в день в течение 4 нед. Контрольный осмотр через 1 мес.

Возможно, что в этом случае мы имели дело с внепищеводными проявлениями ГЭРБ, а именно ларингофарингеальным рефлюксом. Предполагаем, что реакция аденоидной ткани в данном случае вызвана не инфекционным агентом, а явилась защитной реакцией организма на раздражающее действие агрессивных компонентов содержимого желудка —пепсина и соляной кислоты.

Еще одно клиническое наблюдение.

Больная Х., 17 лет, обратилась в клинику 08.06.11 с жалобами на заложенность носа. 2 мес назад после ОРВИ возникли вышеуказанные жалобы, постоянно пользуется сосудосуживающими каплями в нос. Из анамнеза: страдает хроническим гастритом и ГЭРБ с 11 лет. Объективно: слизистая оболочка носа гиперемирована, отделяемого нет, нижние носовые раковины увеличены, плохо сокращаются после анемизации. При проведении эндоскопии полости носа и носоглотки патологии не выявлено. Был поставлен диагноз: медикаментозный ринит. Было назначено лечение: спрей в нос «Назонекс» по 2 ингаляции 2 раза в день в течение 1 мес, рекомендована постепенная отмена сосудосуживающих капель.

11.01.12 больная снова обратилась в клинику с жалобами на заложенность носа. По-прежнему периодически использует сосудосуживающие капли. Произведено эндоскопическое исследование полости носа и носоглотки: слизистая оболочка полости носа бледно-розового цвета, истончена, видны единичные кровоизлияния. Передние концы нижних носовых раковин гипертрофированы. В области носоглотки визуализируются складки Торнвальда. По другим ЛОР-органам без патологии. Диагноз: медикаментозный ринит. Рекомендована подслизистая вазотомия нижних носовых раковин. Операция выполнена 30.01.12, послеоперационный период протекал без особенностей. Носовое дыхание улучшилось, пациентка от сосудосуживающих капель отказалась.

26.09.12 больная вновь обратилась с жалобами на периодическое затруднение носового дыхания, ощущение стекания слизи по задней стенке глотки, комка в горле, чувство жжения за грудиной. Данные жалобы появились около 1 мес назад. Объективно: слизистая оболочка полости носа розового цвета, перегородка по средней линии, носовые ходы свободны. При проведении эндоскопии полости носа и носоглотки видно слизистое отделяемое в большом количестве в складках Торнвальда и в боковых отделах носоглотки, обнаружены аденоиды I степени (рис. 1).

Рисунок 1. Эндоскопическая картина носоглотки до лечения ИПП. Стрелкой указаны аденоидные разрастания I степени. Видны гипертрофированные трубные валики.

По другим ЛОР-органам: без особенностей. С целью уточнения диагноза было проведено анкетирование пациентки по поводу ГЭРБ, где выявлены абдоминальная, стоматологическая, оториноларингологическая ее формы. Эпизоды изжоги ежедневные, наблюдаются в течение нескольких месяцев, продолжительность одного эпизода свыше 2 ч, сопровождается болевыми ощущениями за грудиной, отрыжкой кислым, эффект от приема антацидов постепенный. Установлен диагноз: аденоиды I степени, ГЭРБ. Рекомендовано: консультация гастроэнтеролога, гастроскопия и суточная pH-метрия, частое и дробное питание, пантопразол по 40 мг 1 раз в день и ганатон по 50 мг 3 раза в день в течение 1 мес, флюдитек по 1 ст. ложке — 2 нед. Оториноларингологом лечение назначено без омепразолового теста, так как имелись четкий анамнез и явные выраженные клинические проявления ГЭРБ.

16.11.12 при контрольном осмотре больная отмечает улучшение состояния, уменьшение частоты изжоги. Ощущение комка в горле не отмечает, исчезло ощущение стекания слизи по задней стенке глотки. Жалобы на момент осмотра: жжение за грудиной и отрыжка кислым только с утра, чувство голода по ночам с болевыми ощущениями в эпигастрии. Больная к гастроэнтерологу не обращалась, гастроскопия и суточная рН-метрия не проведены, медикаментозное лечение соблюдала. Объективно: слизь в складках Торнвальда практически не определяется, аденоидов не обнаружено (рис. 2).

Рисунок 2. Носоглотка после лечения ингибиторами протонной помпы. Стрелкой указан трубный валик.

Поставлен диагноз: гастроэзофагальнорефлюксная болезнь. Язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки?

Рекомендовано: консультация гастроэнтеролога, гастроскопия, суточная рН-метрия, уреазный тест, пантопразол по 40 мг 1 раз в день — 2 мес, ганатон по 50 мг 3 раза в день — 1 мес, гевискон 10 мл на ночь — 2 мес.

Обсуждение

Мы полагаем, что у пациентов с патологией желудочно-кишечного тракта, в частности ГЭРБ, в патологический процесс вовлекается не только слизистая оболочка задней стенки глотки, но и глоточная миндалина. Поэтому следует тщательно искать патогенетическую основу реакции аденоидной ткани. Это положение подтверждают представленные нами клинические наблюдения. Больному Н., учитывая жалобы и кратковременный анамнез, данные эндоскопии, характеристику изжоги и установленную в результате анкетирования форму ГЭРБ, для подтверждения диагноза было рекомендовано проведение теста с ИПП. В результате были купированы все проявления заболевания, в частности оториноларингологические.

Во втором наблюдении (пациентка Х.) проведение теста с ИПП было нецелесообразно. Хотя эндоскопическая картина патологии носоглотки этой больной мало отличалась от эндоскопической картины патологии носоглотки пациента Н., однако жалобы пациентки (симптомы тревоги), длительность заболевания (свыше 5 лет), характеристика изжоги, установленная в результате анкетирования — все это указывало на необходимость консультации гастроэнтеролога. Медикаментозное лечение было назначено с учетом результатов гастроскопии, суточной рН-метрии и уреазного теста, учитывая подозрение на язвенную болезнь двенадцатиперстной кишки. Чтобы уменьшить проявления рефлюкса, нами было сразу назначено лечение, которое привело к положительному результату.

В настоящее время оториноларингологам все чаще приходится встречаться с проявлениями ГЭРБ, которые маскируются под клинику хронического фарингита, хронического ларингита, хронического риносинусита, даже аденоидита. Как заподозрить ГЭРБ? Чаще всего — это неэффективность обычных схем лечения, которые назначает оториноларинголог. В таких случаях целесообразно использовать анкету для установления ГЭРБ в «Индексе симптомов рефлюкса (ИСР)», предложенную J. Koufman в 2001 г. [8] (см. таблицу). В этом случае не всегда дает положительный результат и фиброгастродуоденоскопия — в литературе описаны случаи, когда патологических изменений в пищеводе и желудке не обнаружено, так как мы имеем дело с ларингофарингеальным рефлюксом.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.