Лучихин Л.А.

Кафедра оториноларингологии лечебного факультета РГМУ, Москва

Мультимедийные технологии в оториноларингологии

Журнал: Вестник оториноларингологии. 2012;77(3): 4-6

Просмотров : 180

Загрузок : 4

Как цитировать

Лучихин Л. А. Мультимедийные технологии в оториноларингологии. Вестник оториноларингологии. 2012;77(3):4-6.
Luchikhin L A. The use of multimedia technologies in otorhinolaryngology. Vestnik Oto-Rino-Laringologii. 2012;77(3):4-6.

Авторы:

Лучихин Л.А.

Кафедра оториноларингологии лечебного факультета РГМУ, Москва

Все авторы (1)

Современный этап развития медицинских знаний неотъемлемо связан с всеобщей компьютеризацией и внедрением в процесс познания мультимедийных устройств. Потребностью сегодняшего дня является подготовка специалистов, умеющих не просто усвоить как можно больше информации, но способных творчески ее переосмысливать, постоянно пополнять знания, которые сегодня слишком быстро обновляются. Важную роль приобретает способ усвоения знаний, гибкость мышления, умение работать самостоятельно [1]. Подготовка молодого специалиста, повышение квалификации практического врача-оториноларинголога, совершенствование диагностики и лечения ЛОР-заболеваний — все это в настоящее время связано с использованием различных компьютерных технологий.

Мультимедийные технологии последние годы широко внедряются в медицинских ВУЗах в процесс обучения будущего врача. Этот сложный процесс в своем развитии прошел несколько этапов. Первоначально преподаватели пользовались компьютером лишь для оформления официальных бумаг, написания статей, методических материалов, учебников. Затем начали использовать компьютерные технологии для контроля знаний студентов, разрабатывая для этой цели разнообразные тесты в соответствии с уровнем восприятия учебного материала. Следует отметить, что данное направление оптимизации учебного процесса разрабатывается и сейчас, особенно с учетом того, что студенты и большинство преподавателей в настоящее время имеют обширную практику работы с компьютером. Однако нельзя не признать, что мультимедийные технологии контроля знаний позволяют оценить лишь объем знаний испытуемого, но не его умение самостоятельно мыслить и анализировать факты.

Введение в учебный процесс мультимедийных способов подачи информации, включение в программное обеспечение видео- и звукового сопровождения текстов, высококачественной графики и анимации позволяет сделать программный продукт мощным дидактическим инструментом, информационно насыщенным и удобным для восприятия благодаря своей способности одновременного воздействия на различные каналы восприятия информации.

Целесообразность использования мультимедийных презентационных технологий определяется следующими факторами:

— дефицит традиционных источников демонстрационного учебного материала;

— возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (плакатов, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и др.);

— необходимость систематизации и структурного представления учебного материала;

— визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.

На кафедре ЛОР-болезней лечебного факультета РНИМУ разработан и с 2008 г. успешно используется в учебном процессе цикл тематических медиалекций, изданный под редакцией члена-корреспондента РАМН В.Т. Пальчуна и основанный на использовании программы Power Point [2]. Судя по отзывам студентов и преподавателей, введение в практику лекционных презентаций вполне себя оправдало. Известно, что информация по зрительному каналу воспринимается быстрее и полнее, чем по слуховому. Мультимедийная презентация позволяет максимально использовать иллюстративный материал, знакомя студентов с логично структурированным основным содержанием учебной темы. А ведь наглядность лекционного материала — один из важнейших факторов, способствующих сознательному и прочному усвоению знаний. Наглядность повышает интерес к учебному содержанию лекции, способствует более глубокой мотивации для его изучения [1]. При демонстрации мы стремимся выделять в учебном материале наиболее существенное, четко сочетая это с речью лектора, в основу которой положен прилагаемый к медиалекции печатный материал. Учебный материал в электронной презентации, как правило, представлен в краткой форме, что дает качественно иной ракурс для рассмотрения содержания и значительно повышает эффективность преподавания как на этапе вводных занятий по теме, так и на этапе обобщения и систематизации полученных знаний.

Нельзя не упомянуть и о таком важном аспекте применения мультимедийных технологий в учебном процессе на ЛОР-кафедре, как возможность в реальном времени демонстрации студентам и врачам, проходящим усовершенствование на курсах ФУВ, клинических наблюдений, методов обследования больного и типичных ЛОР-операций. Последнее особенно важно, так как возможность присутствия студентов непосредственно в операционной при выполнении хирургических вмешательств в последние годы значительно ограничена из эпидемиологических соображений.

Необходимо отметить, что появление мультимедийных технологий ознаменовало начало истинной, а не формальной компьютеризации высшей школы. Отныне компьютеры получили возможность не просто дублировать традиционные формы обучения, а дополнять их, предлагая новые возможности, недоступные традиционным технологиям. Эти преимущества особенно актуальны для медицинских вузов.

Компьютеры стали составной частью лечебно-диагностического оборудования, используются в обучении и повышении квалификации врачей различных специальностей. Немало компьютерных методик применяется и в ЛОР-стационарах.

Одним из основных направлений реформирования медицины является постоянное совершенствование системы информационного обеспечения отрасли. С 2011 г. начала функционировать разработанная в России система электронной истории болезни, объединяющая стационарное и амбулаторное звено здравоохранения [3]. Такие программы не только упрощают каждодневный труд лечащего врача, но и систематизируют данные анализов, медицинских осмотров, позволяют сохранять и оценивать в динамике состояние пациента. При этом сведения о проведенных исследованиях и консультациях заносятся в память компьютера, в файл конкретного пациента, минуя переписывание информации от руки. Из преимуществ электронной истории болезни можно отметить более четкую формализацию записей, их мгновенную доступность для медперсонала, а также перспективу объединения электронных историй болезни, заполненных в различных лечебных учреждениях, в единый банк данных, отражающих здоровье конкретного пациента. Достоинством системы является возможность изменения шаблонов и текстов электронной истории болезни, необходимых для стационаров различного профиля. Слабая же сторона — это необходимость постоянного совершенствования системы защиты конфиденциальных данных каждого пациента: здесь все должно находиться на особом учете.

В ЛОР-клинике ГКБ №1 Москвы в течение последних 4 лет при эндоназальных вмешательствах, ушных операциях и операциях на гортани систематически осуществляется видеофиксация хода операции с последующей демонстрацией и обсуждением на утренней конференции. Регистрация ключевых моментов осмотра ЛОР-органов с помощью эндоскопа с видеокамерой позволяет динамически наблюдать за течением заболевания у больного и грамотно планировать момент и объем предстоящего оперативного лечения.

Более 10 лет в клинике совершенствуются диагностические и лечебные методики с использованием функциональной компьютерной стабилометрии. С учетом показателей статического и динамического равновесия разработана методика расчета интегрального показателя функции равновесия, характеризующего эффективность статокинетической системы конкретного человека. Регистрация функции равновесия человека и ее изменений при выполнении различных функциональных проб позволила более точно выявлять скрытые вестибулярные нарушения у больных острым и хроническим средним отитом, болезнью Меньера, острой сенсоневральной тугоухостью, диагностировать вертебрально-базилярные нарушения, определять гидропс вестибулярного отдела лабиринта, дифференцировать периферические и центральные вестибулярные расстройства [4—6]. Важным подспорьем в лечении больных с вестибулярными расстройствами стала методика реабилитации на стабилоплатформе с использованием мультимедийной технологии биологической обратной связи. Эта методика показала высокую эффективность у больных с расстройством равновесия различного генеза [7—10].

В Научном центре здоровья детей РАМН О.В. Карнеева и соавт. [11] внедрили в практику динамический мониторинг состояния структур среднего уха у детей с ретракционными карманами барабанной перепонки. Разработанный ими на основе использования компьютерных технологий «фоторентгенологический паспорт» позволяет своевременно выявлять и оперировать холестеатому барабанной полости у детей, перенесших экссудативный средний отит.

Функциональная КТ височных костей позволяет не только выявить детали строения трансформационного механизма среднего уха, но и наблюдать за ним в движении, оценить распространенность патологических изменений в суставах слуховых косточек и в области основания стремени [12].

С помощью функциональной МРТ удается диагностировать уровни поражения и подвижность элементов гортани [13]. Помимо осмотра, здесь также возможна регистрация результатов исследования с последующим 3D-моделированием изображения, полностью повторяющим исследуемый ЛОР-орган. Трехмерная реконструкция стала доступна только с появлением компьютерных томографов. Чем более качественно и детально произведено исследование, тем достоверней и наглядней получится 3D-объект в результате. Применение этой современной методики позволяет врачу-оториноларингологу рассмотреть и оценить состояние органов и систем в пространстве. При подготовке к выполнению хирургической операции возможно реально увидеть оперируемый орган на экране компьютера и оценить объем, сложность и технику хирургического вмешательства с учетом возможных его особенностей [14]. Трехмерная реконструкция полученных нативных МР-изображений может существенно повысить диагностическую значимость проводимого исследования.

Компьютерное моделирование получило широкое применение в пластической хирургии. Пациент может увидеть, как изменится его лицо после операции. При ринопластике желание пациента изменить форму носа тщательно обсуждается с пластическим хирургом, на компьютере моделируется форма носа, желательная для пациента, и только после этого принимается решение о виде и объеме оперативного вмешательства [15].

Для распознавания опухолевого поражения гортани и определения границ опухоли при распространении ее за пределы органа в ларингологии нашла применение мультиспиральная компьютерная томография (МСКТ). Л.Г. Кожанову и соавт. [16] с использованием МСКТ удалось определять размер, локализацию и распространенность опухолевой ткани, инвазию ею окружающих структур — то, что ранее, с использованием традиционных методик, было невозможно. Использование данного метода исследования позволило более точно планировать объем предстоящего хирургического вмешательства и сделать его более эффективным [17].

Возможности компьютерных технологий в лечебном процессе, в том числе в оториноларингологии, далеко не исчерпаны. Творческое использование мирового опыта и наработок отечественных специалистов даст возможность создать медицинские информационные системы, организовать их эффективное взаимодействие, внедрять стандарты медицинской помощи, развивать доказательную медицину, создать электронные базы данных. Все это в конечном счете позволит улучшить качество оказания специализированной оториноларингологической медицинской помощи.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо с ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail