Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Смирнова А.Б.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России

Першин Б.С.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России

Мякова Н.В.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России

Стероидная глаукома при гемобластозах

Авторы:

Смирнова А.Б., Першин Б.С., Мякова Н.В.

Подробнее об авторах

Журнал: Вестник офтальмологии. 2023;139(2): 84‑88

Просмотров: 384

Загрузок: 1


Как цитировать:

Смирнова А.Б., Першин Б.С., Мякова Н.В. Стероидная глаукома при гемобластозах. Вестник офтальмологии. 2023;139(2):84‑88.
Smirnova AB, Pershin BS, Myakova NV. Steroid glaucoma in patients with hemoblastosis. Russian Annals of Ophthalmology. 2023;139(2):84‑88. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/oftalma202313902184

Анализ литературы показывает, что 5—15% случаев детской слепоты во всем мире обусловлены глаукомой детского возраста (ГДВ) [1—3]. Повышенный уровень внутриглазного давления (ВГД) — один из основных факторов риска развития глаукомы и единственный, поддающийся медикаментозному воздействию. Офтальмогипертензия — компенсаторная реакция организма на снижение работоспособности цилиарной мышцы [4]. Она вызывается увеличением притока крови к переднему отрезку глаза, что улучшает обмен веществ в цилиарном теле и повышает его работоспособность [5, 6]. Гиперпродукция внутриглазной жидкости вызывает подъем давления, но растяжения тканей глаза не происходит в связи с компенсаторным уплотнением склеральной капсулы. Благодаря указанным процессам зрительные функции у 2/3 пациентов с офтальмогипертензией не страдают. У 1/3 больных происходит истощение компенсаторных возможностей и развитие глаукомы. При глаукоме включается противоположная компенсаторная реакция — ишемизация глаза и растяжение склеры [7]. Впервые о возможной взаимосвязи применения стероидной терапии (СТ) и повышения ВГД начали говорить еще в 60-х годах XX века. Дальнейшие исследования показали, что высокодозная СТ приводит к выраженным метаболическим изменениям глазного яблока, одним из проявлений которых является отек трабекулярной сети (ТС). При длительном сохранении данного состояния развиваются стойкие морфологические изменения строения угла передней камеры глазного яблока [8]. По данным А.П. Нестерова (1990), при десятилетнем наблюдении переход офтальмогипертензии в глаукому происходил в 29% случаев, в 34% случаев офтальмогипертензия сохранялась, а в 37% отмечалось снижение уровня ВГД [9].

Изменения внутриглазного давления под воздействием стероидной терапии

Терапия глюкокортикоидами (ГК) применяется при большом спектре различных патологий детского возраста, таких как нефротический синдром, бронхиальная астма, также ГК входят в стандартную терапию острого лимфобластного лейкоза по протоколу ALL-MB-2015. При системном применении препараты этой группы способны вызывать побочные эффекты со стороны органа зрения, в частности повышение ВГД. Однако, несмотря на длительное применение СТ у детей с онкогематологическими заболеваниями (ОГЗ), влияние ее остается не до конца исследованным.

В описании клинического случая H. Ishida и соавторов было показано повышение ВГД у 6-летнего пациента с диагнозом «острый лимфобластный лейкоз» [10]. На 4-й день при индукционной терапии он жаловался на боль в глазах, было выявлено повышение уровня ВГД в правом и левом глазах (35 и 37 мм рт.ст. соответственно). При осмотре глазного дна выявлено увеличение экскавации дисков зрительных нервов. Для лечения лейкоза применялась высокодозная СТ (преднизолон 60 мг/м2 поверхности тела), была заподозрена стероид-индуцированная глаукома. Для купирования этого осложнения были предложены местные простагландины, бета-блокаторы и ингибиторы карбоангидразы. Местное лечение в сочетании с прекращением СТ привело к снижению ВГД до нормальных значений. Однако после проведения трансплантации клеток пуповинной крови вновь была назначена СТ (метилпреднизолон 2,1 мг/кг в сутки), на фоне которой вновь отмечалось повышение ВГД до прежних значений, которые оставались высокими несмотря на применение местной гипотензивной терапии. В связи с этим, а также с невозможностью снижения дозы ГК было принято решение о проведении селективной лазерной трабекулопластики. Данная методика позволила снизить ВГД до нормальных значений, которые оставались таковыми в течение 18 мес после селективной лазерной трабекулопластики.

T. Yamashita и соавторы обследовали пять пациентов с диагнозом «острый лимфобластный лейкоз» в возрасте до 6 лет, получавших химиотерапию в период с ноября 2003 г. по март 2005 г. [11]. В качестве поддерживающей терапии они получали перорально или внутривенно дексаметазон в дозах от 6 до 12 мг/м2 в сутки в течение 2 нед с последующим 1-недельным снижением дозы и 5-недельным перерывом в одном цикле. Продолжительность поддерживающей терапии составила 15 циклов (от 2,5 года до 3 лет). Было проведено комплексное офтальмологическое обследование, включавшее оценку остроты зрения, ВГД, а также исследование глазного дна. В результате повышение уровня ВГД до значений свыше 21 мм рт.ст. наблюдалось у всех пациентов. ВГД повышалось до максимума в среднем 39,6±7,2 мм рт.ст. (диапазон от 28 до 47 мм рт.ст.). Для достижения максимального ВГД потребовалось 5—11 циклов. У всех пациентов поддерживался контроль ВГД с помощью антиглаукомных препаратов. Однако у одного пациента на момент консультации уже была тяжелая глаукоматозная атрофия зрительного нерва. В связи с полученными результатами были сделаны выводы, что применение ГК в детском возрасте влечет риск повышения ВГД, поэтому необходим периодический тщательный офтальмологический осмотр, особенно у пациентов, получающих дексаметазон.

M. Sugiyama и соавторы измеряли уровень ВГД во время введения ГК у 15 пациентов (7 — мужского пола, 8 — женского) в возрасте от 4 до 15 лет (средний возраст — 9 лет) с острым лейкозом или лимфомой, проходивших лечение с января 2016 г. по декабрь 2018 г. [12]. ВГД измерялось офтальмологом в течение семи дней после начала стандартной терапии, при которой уровень ГК составлял 60 мг/м2 в сутки для преднизолона и 10 мг/м2 в сутки для дексаметазона. Пятнадцать пациентов прошли 52 курса химиотерапии, содержащей ГК. ВГД превышало 21 мм рт.ст. у 13 пациентов на 28 курсах. Так, 12-ти из 13-ти пациентов было назначено местное лечение, и 6 из 12 пациентов нуждались в дополнительных мочегонных средствах. ВГД во время курсов химиотерапии, содержащих дексаметазон, было достоверно выше по сравнению с ВГД во время курсов химиотерапии, содержащих преднизолон. Важно, что только два пациента жаловались на такие симптомы, как головная боль и светобоязнь, и одному из двух пациентов была проведена трабекулотомия. Результаты осмотра глазного дна были нормальными у всех пациентов. Наблюдалось связанное с уменьшением дозы вводимого дексаметазона снижение ВГД.

C. de Queiroz Mendonca и соавторы провели проспективное описательное исследование с измерением ВГД до лечения, на 8, 14 и 28-й день лечения [13]. Были обследованы 12 пациентов. У двоих (16,66%) наблюдалась глазная гипертензия: у пациента, принимавшего дексаметазон, ВГД составляло 42 мм рт.ст. в обоих глазах на 14-й день, а у пациента, принимавшего преднизолон, — 26 мм рт.ст. в обоих глазах на 8-й день. В качестве терапии были использованы тимолола малеат 5% и бризоламид 10% два раза в день, с удовлетворительным контролем ВГД. Ни у одного пациента не было глазной гипертензии после 28-го дня, когда СТ была приостановлена. В другом исследовании этой же группы авторов было замечено, что более высокие значения ВГД были обнаружены на 8-й день, включая параметры 24, 26 и 27 мм рт.ст. Самая высокая медиана также наблюдалась на 8-й день — примерно 17 мм рт.ст. Самая низкая медиана, со значением 14 мм рт.ст., в свою очередь, приходилась на 6-й день.

Несмотря на большое количество наблюдений повышения ВГД у педиатрических пациентов с различными ОГЗ на фоне применения ГК, информации о механизме возникновения и особенностях течения офтальмогипертензии у данной категории пациентов остается немного.

Биохимические изменения угла передней камеры глаза под воздействием стероидов

На данный момент выделяют три основных патогенетических механизма: 1) ГК могут приводить к механическим изменениям в структуре ТС; 2) быть причиной отложений различных субстанций в ТС и 3) ингибировании протеаз и фагоцитоза эндотелиальных клеток трабекулы. В исследованиях различных групп ученых [8] отмечены изменения микрофиламентов, в частности F-актина, в трабекуле под действием дексаметазона, ингибирование репарации коллагена и гликозаминогликанов, необходимых для поддержания нормальной структуры решетчатой пластинки, уменьшение количества гиалуроновой кислоты и увеличение содержания хондроитинсульфата [14]. ГК ингибируют синтез простагландинов E2 и F2a в ТС, которые физиологично снижают ВГД, улучшая отток внутриглазной жидкости. Гистологические исследования показали также значительное утолщение перекладин трабекулы [15]. В ТС под действием дексаметазона отмечается уменьшение уровня активатора тканевого плазминогена [14] и металлопротеиназ [16]. Также дексаметазон ингибирует метаболизм арахидоновой кислоты [17] и снижает фагоцитарные свойства клеток [18], что приводит к накоплению экстрацеллюлярного матрикса. Согласно данным литературы, в 98% случаев после полной отмены ГК уровень ВГД снижается до исходного в течение 10 дней, в остальных случаях — в течение 3 нед [19], однако могут возникать прогрессирующие повреждения зрительного нерва и глаукоматозные дефекты поля зрения [17]. Терапия офтальмогипертензии и глаукомы, вызванных СТ, аналогична терапии глазной гипертензии и первичной открытоугольной глаукомы [20]. В литературе описаны доказательства того, что ГК могут играть роль в нормальном физиологическом контроле ВГД. S.R. Hill с коллегами показали, что нормальное производство эндогенных ГК соответствует суточной кривой, подобной колебаниям ВГД у большинства людей [28]. В исследовании D. Huscher и соавторов удалось выявить пороговую дозу дексаметазона при пероральном приеме для развития стероидной офтальмогипертензии и глаукомы, она составила 7,5 мг/сут и более [22]. Одной из категорий пациентов, получающих высокодозную СТ, являются лица, страдающие ОГЗ. C. de Queiroz Mendonca и соавторы в своем исследовании также отмечают повышение ВГД свыше 21 мм рт.ст. у пациентов, получающих терапию дексаметазоном по поводу неходжкинской лимфомы, уже на 8-й день терапии [13]. В исследовании M. Sugiyama и соавторов, наблюдавших 15 пациентов с острым лейкозом и лимфомой, отмечалось повышение уровня ВГД до значений свыше 21 мм рт.ст. у 13 пациентов в 28 курсах из 52 при стандартной дозе ГК 60 мг/м2 в сутки для преднизолона и 10 мг/м2 в день для дексаметазона [12].

В исследовании S.W. Lee и соавторов было сделано предположение о наличии специфических предпосылок у детей с повышенным офтальмотонусом, даже если ГК использовался в течение короткого периода времени [23]. Также была обследована группа детей, у которых ВГД не повышалось, несмотря на применение ГК в течение длительного времени [24, 25].

Несмотря на имеющиеся сведения, механизм развития стероид-индуцированной глаукомы остается дискутабельным. R. Razeghinejad и J. Katz рекомендовали в своем исследовании пациентам, получающим СТ, наблюдаться у офтальмолога и, в случае развития офтальмогипертензии, использовать ГК с более низкой активностью или стероидсберегающие препараты, а также применять антиглаукоматозное лечение [26].

Вопрос взаимосвязи стероидной офтальмогипертензии и глаукомы с особенностями лечения пациентов с ОГЗ остается малоизученным. На данный момент в литературе не выработано общепринятых критериев постановки диагноза стероидной глаукомы у педиатрических пациентов с ОГЗ, а также принципов лечения. Неизвестно также, сохраняются ли изменения угла передней камеры и зрительного нерва после отмены препаратов, поскольку не было длительного наблюдения пациентов, перенесших стероидную офтальмогипертензию в детском возрасте. Дополнительной проблемой в педиатрической практике является также сложность в диагностике глаукоматозных изменений глазного яблока, поскольку офтальмоскопические изменения глазного дна могут отсутствовать либо являться минимальными, а при нормализации ВГД — исчезать полностью [12]. Поскольку анализ полей зрения у педиатрических пациентов затруднен и диагноз офтальмогипертензии может быть ошибочным, измерение толщины слоя нервных волокон в дополнение к рутинным обследованиям у пациентов может помочь в клинической практике [27].

Заключение

Суммируя приведенные данные, можно предположить, что повышение концентрации ГК во внутриглазной жидкости приводит к изменению работы ТС глаза. Результаты проведенных исследований по изучению действия ГК, приводящих к увеличению ВГД и развитию глаукоматозных изменений глазного яблока, позволяют предположить, что у пациентов с гемобластозами происходит ряд метаболических изменений в углу передней камеры и нервных волокнах сетчатки. Это явление, возможно, связано как с глюкокортикоидной и лучевой терапией, так и с биохимическим атипизмом опухолевых клеток, циркулирующих в кровотоке. Механизм развития глаукомы у этой группы пациентов до сих пор остается предметом дискуссий. Изучение данного вопроса — актуальная задача, решение которой позволит выявить факторы риска развития офтальмогипертензии у пациентов с гемобластозами, что особенно важно в педиатрической практике.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.