Разумова И.Ю.

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт глазных болезней»

Сурнина З.В.

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт глазных болезней им. М.М. Краснова»

Джабер Д.Н.

ООО «Научно-практический центр восстановления зрения»

Разумова И.Ю., Сурнина З.В., Джабер Д.Н.

Журнал: Вестник офтальмологии. 2023;139(2): 68‑75

Разумова И.Ю., Сурнина З.В., Джабер Д.Н. Современный взгляд на патогенез иммуновоспалительных заболеваний, ассоциированных с глазными проявлениями. Вестник офтальмологии. 2023;139(2):68‑75.
Razumova IYu, Surnina ZV, Dzhaber DN. Current view on the pathogenesis of immune-mediated inflammatory diseases associated with ocular manifestations. Russian Annals of Ophthalmology. 2023;139(2):68‑75. (In Russ.)

Двус­то­рон­ний уве­ит, обус­лов­лен­ный при­емом ин­ги­би­то­ра про­те­ин­ки­на­зы при ле­че­нии ме­ла­но­мы ко­жи (кли­ни­чес­кое наб­лю­де­ние). Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(3):69-75
Оф­таль­мо­ло­ги­чес­кие про­яв­ле­ния COVID-19. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(5):81-88

Иммуновоспалительные заболевания — это широкий спектр генетических и негенетических клинически разнородных воспалительных заболеваний с общими механизмами патогенеза, характеризующихся сочетанием процессов аутовоспаления и аутоиммунитета. Заболевания поражают органы и системы организма (глаза, суставы, кожу и серозные оболочки) и имеют рецидивирующее течение. В группу иммуновоспалительных заболеваний входит более 100 нозологий, популяционная частота которых составляет 5—7%. Со многими из них приходится иметь дело офтальмологам и ревматологам [1—3].

Иммуновоспалительные заболевания разделяют на две основные категории: аутовоспалительные и аутоиммунные в зависимости от преобладающих механизмов активации иммунитета.

Аутоиммунитет, по определению немецкого ученого Пауля Эрлиха, основоположника иммунологии, является патологическим процессом, связанным с активацией приобретенного (адаптивного) иммунитета и основанным на аберрантном ответе дендритных клеток, B- и T-лимфоцитов в первичных и вторичных иммунных органах. Аутоиммунитет ведет к нарушению толерантности и развитию иммунной реакции против нативных белков (аутоантигенов) собственных тканей, характеризуется образованием аутоантител и сенсибилизированных T-лимфоцитов [4, 5].

Иммунный ответ против множества аутоантигенов, присутствующих во всех тканях (нуклеиновых кислот, нуклеопротеидов, белков плазмы и др.) приводит к развитию генерализованного (системного) воспаления, такого как ревматоидный артрит, системная красная волчанка, синдром Шегрена, системная склеродермия, антифосфолипидный синдром, саркоидоз, системные васкулиты, аутоиммунный увеит и прочее [2].

Практически на протяжении всего XX века иммунология развивалась преимущественно по пути, указанному П. Эрлихом. В процессе изучения аутоиммунных заболеваний, ассоциированных с развитием хронического воспаления, идентифицировано более 100 видов аутоантител, многие из которых до сих пор служат лабораторными критериями диагноза аутоиммунных заболеваний. Однако патогенез многих иммунных заболеваний, ассоциированных с развитием хронического воспаления, не укладывается в рамки классических представлений о механизмах аутоиммунной патологии, связанных с активацией адаптивного иммунитета и гиперпродукцией аутоантител [6].

Для некоторых заболеваний, таких как воспалительные заболевания кишечника, участие аутоиммунных механизмов ставится под сомнение, но совпадение генетических ассоциаций, выявленных на протяжении последних 20 лет, предполагает общий иммунный патогенез. В то же время данные генетических исследований подтверждают некоторые различия в патогенезе многих из них.

В середине XX столетия опубликованы научные наблюдения, касающиеся воспалительных заболеваний, развитие которых трудно связать с аутоагрессией системы специфического (адаптивного) иммунитета. Открытие молекулярных механизмов периодических наследственных лихорадок позволило по-новому взглянуть на механизмы развития воспаления и на рубеже XX и XXI веков выделить из состава аутоиммунных заболеваний особую этиологическую группу «аутовоспалительные заболевания». Это генетически детерминированные заболевания, возникающие в результате спонтанной активности фагоцитов — клеточных элементов врожденного иммунитета. Концепция аутовоспаления лежит в основе развития как ряда редких наследственных заболеваний (синдромов), так и весьма распространенных воспалительных заболеваний человека.

Основоположником этой концепции является русский ученый Илья Ильич Мечников, который впервые открыл фагоцитарную теорию иммунитета, продемонстрировав роль макрофагов в развитии воспалительных реакций в тканях в ответ на чужеродный антиген в отсутствие сывороточных факторов (аутоантител) [7—9].

В настоящее время механизмы врожденного иммунитета рассматриваются в патогенезе иммуновоспалительных нарушений как центральные. Кроме того, концепция количественных порогов для передачи сигналов иммунных клеток возникла в последнее десятилетие как потенциальный способ понять, как несколько генетических факторов с относительно небольшим воздействием могут сочетаться, чтобы создать состояние восприимчивости к аутоиммунной активации. Новые данные генетических исследований также показали, что идентификация компонентов окружающей среды, которые взаимодействуют с генетическими факторами хозяина, будет иметь решающее значение для развития более глубокого понимания аутоиммунитета [10].

Аутовоспаление — это патологический процесс, связанный с локальными тканевыми факторами, ключевую роль в котором играют рецепторы клеток врожденного иммунитета (Pattern Recognition Acceptor, PRA), к которым в первую очередь относятся Toll-подобные рецепторы (Toll-like receptor, TLR), экспрессирующиеся на наружной мембране клеток (эндосоме), а также NOD1- (nucleotide oligomerisation domaine) и NOD2-подобные рецепторы (Nod-like receptor, NLR), нуклеотид-связывающий домен олигомеризации. Семейство NOD-подобных рецепторов (NLR) цитозольных белков играет важную роль в обнаружении воспалительных стимулов и впоследствии опосредует сборку инфламмасом в ответ не только на бактериальную инфекцию, но и на широкий спектр экзогенных и эндогенных неинфекционных стимулов [11].

TLR и NLR способны распознавать молекулярные последовательности, ассоциированные с экзогенными и эндогенными патогенами (Patogen associated molecular pattern, PAMP). Их активация и взаимодействие запускают формирование и усиление функциональной активности инфламмасом — внутриклеточных высокомолекулярных белковых комплексов, которые связывают восприятие микробных продуктов и метаболический стресс с последующим накоплением и выделением клеткой провоспалительных цитокинов. Общей особенностью белков NLR является то, что они, по-видимому, потенциально могут участвовать в инициации и прогрессировании воспалительной реакции при ревматических заболеваниях [12—17].

Цитокины были одними из первых белков, идентифицированных в качестве организаторов лейкоцитарного взаимодействия, образовав класс секретируемых продуктов, известных в настоящее время как интерлейкины (ИЛ). Секреция и активация ИЛ-1 происходит с помощью механизма, зависимого от каспазы-1 (цистеиновой протеазы), в сочетании со сборкой инфламмасом, а также с помощью независимых от каспазы-1 процессов, в которых участвуют протеазы нейтрофилов [18—23]. Одиннадцать членов семейства ИЛ-1 связаны с врожденными иммунными ответами, которые возникают при острых и хронических воспалительных состояниях, таких как ревматические заболевания. Неконтролируемая активация ИЛ-1 является центральным компонентом развития многих воспалительных заболеваний, включая редкие наследственные синдромы с мутациями в генах, связанных с инфламмасомами, или более частые заболевания, характеризующиеся инфильтрацией нейтрофилов. Впервые обнаружено, что генетические мутации в инфламмасомах приводят к аутовоспалительным заболеваниям, которые характеризуются отсутствием как аутоантител, так и аутореактивных T-/B-клеток. В настоящее время все больше внимания уделяется генетическим полиморфизмам, задействованным в компонентах инфламмасом, оказывающих влияние на врожденный иммунитет и, как следствие, на развитие аутовоспалительных заболеваний [24].

После активации ИЛ-1 члены семейства ИЛ-1α и ИЛ-1β действуют как мощные провоспалительные цитокины на местном уровне, вызывая расширение сосудов и привлекая моноциты и нейтрофилы к участкам повреждения тканей и стресса. Важно, что эти цитокины имеют решающее значение для индукции ферментов матрикса и служат мощными медиаторами повреждения тканей, изменяя их гомеостаз [25—27].

При многих ревматических заболеваниях тяжесть состояния может быть результатом баланса между провоспалительными членами семейства ИЛ-1: (ИЛ-1α, ИЛ-1β, ИЛ-18, ИЛ-33, ИЛ-36α, ИЛ-36β и ИЛ-36y), которые можно обнаружить во внутрисуставной жидкости при артрите, причем они часто коррелируют со степенью воспаления. ИЛ-1 и ИЛ-18 являются центральными участниками генерализации воспаления [28—32]. При этом гиперпродукция ИЛ-1 и ИЛ-18, несмотря на их родство и сходные эффекты в физиологических условиях, при аутовоспалительных заболеваниях может сопровождаться несколько отличающимися эффектами. Гиперпродукция ИЛ-1 реализует преимущественно симптомокомплекс криопиринопатий, в то время как ИЛ-18 способен индуцировать синдром активации макрофагов.

В последнее время научные изыскания в области аутовоспаления позволили выявить общие механизмы в патогенезе как классических моногенетических, так и многофакторных аутовоспалительных заболеваний [33, 34]. Имеющиеся в настоящее время данные свидетельствуют о том, что при разных аутовоспалительных заболеваниях патологические изменения происходят на разных уровнях: в одних случаях страдает функция рецепции провоспалительных стимулов, в других — передача сигнала, в третьих — мутации непосредственно нарушают эффекторные механизмы реализации провоспалительных стимулов и проявляются спонтанной гиперпродукцией провоспалительных цитокинов и т.д. Например, при синдроме Блау (ювенильный саркоидоз), который проявляется увеитом, кожной сыпью и артритом, вызванными неказеозными эпителиоидными гранулемами, мутации поражают ген внутриклеточного рецептора NOD2. В этом случае в дендритных клетках нарушается процесс аутофагии (секвестрация белков цитоплазмы с аномальной структурой в фаголизосомах и их последующая деградация), дефектные аутофагосомы цитоплазмы блокируют систему деградации отработавших белков в фагоцитах (неполный фагоцитоз), что сопровождается образованием гранулем [35, 36].

Для интерферонопатий характерно наличие васкулопатий вследствие системной эндотелиальной дисфункции. Практически все аутовоспалительные заболевания сопровождаются нарушениями в системе внутриклеточного гомеостаза белка, при которых протеосомные механизмы не справляются с возросшим потоком аномальных белков, подлежащих деградации. Суммирование процессов нарушенного гомеостаза белков приводит к превышению потенциала аутофагии и становится мощным фактором воспалительной стимуляции, в частности запускает гиперпродукцию IL-23 и, следовательно, ИЛ-17 [37, 38].

Нарушение процесса аутофагии имеет особое значение в развитии полигенных аутовоспалительных заболеваний, к ним относятся такие заболевания, как спондилоартриты, некоторые варианты ревматоидных артритов и прочие. Процессинг антигенов первого класса главного комплекса гистосовместимости (HLA-1 класса) непосредственно связан с использованием аппарата протеасом и аутофагии, поэтому любые нарушения этих процессов приводят к аномальному функционированию HLA-класса 1, особенно при носительстве таких патогенных аллелей, как HLA-B27. Повышенное сродство такого аллельного белка к интерферону-Y (ИФН-Y) является фактором мощной воспалительной стимуляции и причиной внутриклеточного стресса при деградации этого комплекса путем аутофагии.

Таким образом, нарушение процессов протеасомной деградации и аутофагии становится центральным моментом, объединяющим все аутовоспалительные заболевания в единую группу воспаления и амилоидогенеза. Аутовоспалительно-аутоиммунные заболевания — гетерогенная группа клинически разнородных заболеваний с общими механизмами патогенеза, характеризующихся сочетанием процессов аутовоспаления и аутоиммунитета, связанных с генетически детерминированными и индуцированными факторами внешней среды, дефектами активации врожденного и приобретенного иммунного ответа [1, 39].

В идеальном случае классификация аутовоспалительных заболеваний должна учитывать характер рецепторного распознавания провоцирующих патогенов, задействованные пути передачи этого сигнала, ведущие клетки и регуляторы их активности (цитокины, хемокины, простагландины), степень острофазового воспалительного ответа. Это может быть оценено по наличию молекулярных маркеров в очаге воспаления и/или по набору экспрессируемых генов задействованных клеток. Однако в настоящее время сложная сеть динамических взаимосвязей врожденного и адаптивного видов иммунитета очевидна для многих аутовоспалительных и аутоиммунных заболеваний. Первые связаны с аномальной активацией врожденной иммунной системы без каких-либо традиционных триггеров опасности, а вторые — с потерей самодискриминации/несамодискриминации. Из-за клинического и патофизиологического сходства, придающего решающую роль многофункциональному цитокину ИЛ-1, концепция аутовоспаления расширена и теперь включает ненаследственные коллагеноподобные заболевания, идиопатические воспалительные заболевания и метаболические заболевания (ревматоидный артрит, увеит, болезнь Бехчета, болезнь Стилла и др.) [40, 41].

Поскольку сообщается, что все больше пациентов имеют клинические признаки аутовоспаления и аутоиммунитета, граница между этими двумя патологическими состояниями становится размытой. Научные исследования последних лет показывают, что члены семейства ИЛ-1 играют ключевую роль в дифференцировке и функционировании врожденных и адаптивных лимфоидных клеток. Таким образом, долгое время игнорируемая костимулирующая активность ИЛ-1 теперь подтверждена. Большинство ревматических и скелетно-мышечных заболеваний можно отнести к спектру заболеваний с аутовоспалительными (включая моногенные аутовоспалительные заболевания) и аутоиммунными расстройствами. Большинство аутовоспалительных заболеваний характеризуется активацией врожденного иммунитета и инфламмасом, а классический аутоиммунитет обычно включает в себя адаптивные иммунные ответы, есть некоторые совпадения характеристик аутовоспаления и аутоиммунитета. Лучшее понимание механизмов патогенеза аутовоспаления и аутоиммунитета, а также предпочтительных цитокиновых паттернов, наблюдаемых при этих заболеваниях, могло бы помочь разработать целевые стратегии лечения [39, 42]. Взаимосвязь врожденной и адаптивной иммунных систем указывает на то, что иммунологические нарушения в них действительно имеют общие ключевые патологические механизмы.

C.M. Hedrich (2016 г.) обобщил научные наблюдения на примере нарушений при ювенильном идиопатическом артрите (классическое аутовоспалительное расстройство), псориазе (заболевание смешанного типа) и системной красной волчанке (аутоиммунное заболевание) и предположения, что в зависимости от стадии и/или продолжительности заболевания индивидуальное лечение, нацеленное на врожденные и иммунные механизмы при расстройствах любой части иммунологического спектра, может контролировать активность заболевания [43].

Известно, что многие ревматические заболевания протекают с поражением не только опорно-двигательного аппарата, но и глаз. При этом в патологический процесс вовлекаются сосудистый тракт глаза, а также сетчатка и зрительный нерв. В основе поражения глаз при воспалительных ревматических заболеваниях лежат общие патогенетические механизмы развития воспаления. В большинстве случаев для определенного ревматического заболевания характерен свой тип поражения глаз. В отдельных случаях ревматическое заболевание может дебютировать с глазной симптоматики, что, в свою очередь, может оказать помощь в поисках тех или иных ревматических заболеваний. Известно, что увеит является наиболее частым глазным проявлением многих иммуновоспалительных системных заболеваний, характеризуется он внутриглазным воспалением в разных отделах глазного яблока и в 25% случаев является основной причиной слепоты у людей молодого трудоспособного возраста (см. таблицу) [44—47].

Иммуновоспалительные ревматические заболевания — частота и тип ассоциированных с ними увеитов [адаптировано по 47]

Заболевание

Аутовоспалительные—аутоимунные заболевания

Анкилозирующий спондилит

20—40

Псориатический артрит

Острый передний увеит, хронический передний увеит

25

Увеит ассоциированный с HLA-B27

15

ВЗК

Острый передний увеит.

Хронический задний увеит

10—36

Болезнь Бехчета

Острый передний увеит. Хронический задний увеит.

Хронический генерализованный увеит

70

Ювенильный идиопатический артрит

Острый передний увеит.

Хронический передний увеит

10—30

Синдром Стилла взрослых

Гранулематозный передний увеит

Не часто

Рассеянный склероз

Не часто

Классические полигенные аутоимунные органоспецифические и органонеспецифические заболевания

Ревматоидный артрит

Склерит, передний увеит

Аутоиммунный увеит

15—40

Системная красная волчанка

Задний увеит офтальмоскопически и по данным ФАГД

10

29

Болезнь Шегрена

Двусторонний хронический передний увеит или хронический задний увеит

ТИНУ

Двусторонний негранулематозный передний увеит

Синдром Фогта—Каянаги—Харада

Двусторонний гранулематозный передний увеит, панувеит

Один из основных симптомов

30

Болезнь Кавасаки

80

Гранулематоз Вегенера

Передний увеит, задний увеит.

Панувеит. Васкулиты сетчатки

28—58

Примечание. ФАГД — флюоресцентная ангиографическая диагностика; ТИНУ — тубулоинтерстициальный нефрит с увеитом; АНЦА — антинейтрофильные цитоплазматические антитела; ВЗК — воспалительные заболевания кишечника; CINCA/NOMID (Chronic Infantile Neurological Cutaneus Arthicular/Neonatal Onset Multisystem Inflammatory Disease) — хронический младенческий неврологический кожно-артикулярный синдром; TRAPS (Tumor Necrosis Factor Receptor Associated Periodic Syndrome) — периодический синдром, ассоциированный с мутацией гена рецептора фактора некроза опухоли.

В своем ретроспективном исследовании P. Liberman и соавт. (2015 г.) показали, что увеит, ассоциированный с системными заболеваниями, составляет 40,4% случаев, что значительно превышает количество увеитов, вызванных инфекционными агентами (28,2%), и ниже идиопатического (41%) [46].

Патогенез неинфекционных увеитов

Важными компонентами активации иммунного воспаления при увеите считаются генетическая предрасположенность и повреждение системы иммунной привилегированности глаза (гематоофтальмический барьер). Повреждение этой системы происходит в условиях нарушений функционирования систем, определяющих иммунный гомеостаз, при которых антигены и патологические иммунные комплексы проникают в ткани глаза, где взаимодействуют со специфическими и неспецифическими компонентами иммунной защиты [48, 49].

В норме иммунологически неактивные ткани глаза начинают активироваться под воздействием иммуномедиаторов, и ведущую роль в этом процессе играют провоспалительные цитокины. Известно, что факторы некроза опухоли α (ФНО-α) и ИЛ-1β способны вызывать изменения в эндотелии сосудов гематоофтальмического барьера, повышая его проницаемость и усиливая активность воспалительных процессов в глазном яблоке [50—52]. Представление о роли цитокинов в воспалительных заболеваниях глаз формируется в результате научных исследований как с включением людей, так и на экспериментальных животных. Результаты исследования, выполненного H.A. Hylkema (1988), показали развитие воспаления после введения ИЛ-1, ИЛ-6 и ИЛ-8 и ФНО-α в эксперименте на животных [53].

P. Murray и соавторы в 1990 г. впервые сообщили об интраокулярной секреции интерлейкинов при исследовании влаги передней камеры у 24 больных с гетерохромным циклитом Фукса и с увеитом, вызванным возбудителем токсоплазмоза. Полученная в результате исследования концентрация IL-6 многократно превышала таковую у участников контрольной группы [54]. В том же 1990 г. D. Hoekzema, R. Hoekrema и соавторы сообщили о наличии других эндогенных медиаторов воспаления во влаге передней камеры, таких как ИЛ-1, ИЛ-6 и ФНО-α, которые на тот момент стали считать основными регуляторами местного воспаления у человека [55].

В 1992 г. D. Wakefield и A. Lioyd, W.A. Franks и соавторы опубликовали результаты своих исследований, касающиеся роли цитокинов ИЛ-1 и близкого к нему по биологическим свойствам ИЛ-6, выделенных из внутриглазной жидкости при интраокулярном воспалении (увеите) и выдвинули предположение, что эти цитокины вызывают воспаление и могут действовать как локальные сигналы усиления патологических процессов, связанных с хроническим воспалением глаз [56, 57]. В 1992 г. J.H. De Boer и соавторы доказали на примере исследования внутриглазной жидкости и стекловидного тела, что IL-6 является неспецифическим маркером уровня внутриглазного воспаления при эндогенных увеитах, пролиферативных витреоретинальных заболеваниях и остром некрозе сетчатки, так как его уровень повышается и при других заболеваниях глаз (отслойка сетчатки, диабетическая ретинопатия) [58].

В 2000 г.Y.G. El-Sabrawi и соавторы при исследовании внутриглазной жидкости у пациентов с хроническим увеитом выявили прямую корреляцию матриксных металлопротеиназ 2-го и 9-го типов, способных высвобождать провоспалительные цитокины, с высоким уровнем ИЛ-1β, ИЛ-12 и с антагонистом рецептора ИЛ-1ra [59]. W. Chen и соавторы в 2015 г. при исследовании внутриглазной жидкости на наличие 15 иммунных модуляторов воспаления у 20 пациентов с передним увеитом подтвердили повышение уровня цитокинов практически всех семейств (ИЛ-1β, ИЛ-6, ИЛ-10, ИЛ-17α, ИЛ-17f, ИЛ-21, ИЛ-25, ИЛ-31, ИФН-Y, ФНО-α и sCD40L) при остром идиопатическом и при HLA-B27-ассоциированном увеитах по сравнению с контрольной группой [60].

X. Hao и соавторы в 2016 г. в своем проспективном исследовании отметили повышение содержания ИЛ-1 и ИЛ-6, а также воспалительного белка макрофагов (Macrohpage inflammatory protein, MIP) и снижение содержания ИЛ-2, ИЛ-5 и ИЛ-21 в образцах водянистой влаги и стекловидного тела у 30 пациентов с эндофтальмитом [61]. В своем исследовании О.С. Слепова и соавт. (2002 г.) показали, что повышение ИЛ-1 и ФНО-α в слезной жидкости более выражено при двустороннем увеите, что, по их мнению, может служить прогностическим методом определения риска развития заболевания второго глаза [62].

B. Zhao и соавторы (2015) при оценке профиля экспрессии цитокинов в водянистой влаге глаза с учетом степени воспаления, количества воспалительных клеток во влаге передней камеры глаза или обострения коррелировало с экспрессией ИЛ-1β, ИЛ-1ra, ИЛ-18 и ИЛ-36ra. Самые высокие показатели наблюдали у пациентов с увеитом, ассоциированным с HLA-В27, по сравнению с идиопатическим увеитом и с показателями у пациентов контрольной группы. Анализ цитокинов выявил повышение содержания нескольких членов семейства ИЛ-1 в водянистой влаге у пациентов с передним увеитом по сравнению с пациентами контрольной группы. Самые высокие уровни ИЛ-1 наблюдали у пациентов с увеитом, ассоциированным с HLA-В27, по сравнению с идиопатическим увеитом или с показателями у пациентов контрольной группы [63].

Несмотря на патогенетическое разделение иммуновоспалительных заболеваний на аутовоспалительные и аутоиммунные, в большинстве случаев между ними много общего относительно спектра клинических проявлений, пусковых внешнесредовых, эпигенетических и генетических факторов, а также медиаторов воспаления, тканевого повреждения и подходов к фармакотерапии. Ученые предполагают, что гиперпродукция провоспалительного цитокина ИЛ-1 во многом определяет «перекрест» между аутоиммунитетом и аутовоспалением [14, 23, 25].

Аутовоспалительные реакции играют важную роль в патогенезе широко распространенных, ранее считавшихся идиопатическими заболеваний, таких как серонегативные спондилоартропатии, воспалительные заболевания кишечника и прочее. Их объединение стало возможным благодаря пониманию особенностей патогенеза, в котором ведущую роль играют генетически детерминированные нарушения врожденного иммунитета. Кроме того, аутовоспалительные реакции принимают участие в патогенезе таких классических аутоиммунных заболеваний, как, например, ревматоидный артрит и системная красная волчанка [9]. Точный патогенез неинфекционного увеита до конца не изучен, хотя сложные новые технологии, такие как множественные гранулированные тесты для оценки биологических признаков, которые могут играть ключевую роль в его патогенезе, произвели революцию в лечении сложного рефрактерного увеита. Однако предстоит еще пройти долгий путь, чтобы установить причинную связь между этими биомаркерами и патогенезом конкретных заболеваний [64].