Одними из направлений развития современной экономики России в целом и здравоохранения в частности являются разработка, утверждение и применение профессиональных стандартов — характеристик квалификации, необходимых работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Иными словами, профессиональный стандарт — это эталонный образ той или иной профессии, сочетающий в себе требования к образованию, навыкам и опыту работы, на которые должен опираться работодатель и которыми должен владеть работник. Указанная деятельность регламентирована ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.01 № 197-ФЗ (ред. от 27.11.17), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23, приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.13 № 147н, от 12.04.13 № 148н, от 29.04.13 № 170н и другими руководящими документами [1, 2].
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.06.17 № 470н «Об утверждении профессионального стандарта «врач-офтальмолог» данные специалисты, помимо профильных, должны владеть и иными трудовыми функциями, в том числе по общественному здоровью и здравоохранению, которые необходимы им для прохождения первичной специализированной аккредитации специалиста после выпуска из ординатуры, в процессе самостоятельной трудовой деятельности, в случае получения или подтверждения квалификационной категории и при подготовке к периодической аккредитации специалиста [3—5]. Соответствующие изменения необходимо внести в базы оценочных средств системы аккредитации специалистов, базы оценочных средств для получения или подтверждения квалификационной категории, а также в должностные инструкции врачей-офтальмологов.
Цель исследования — провести сравнительный анализ трудовых функций по общественному здоровью и здравоохранению, изложенных в профессиональном стандарте «врач-офтальмолог», и возможности их освоения по учебникам и национальным руководствам соответствующего профиля, изданным с 2010 г.
Материал и методы
Для достижения цели исследования использовали логический, аналитический и гипотетический методы. На первом этапе с помощью гипотетического метода была обоснована научная гипотеза о возможности повышения качества офтальмологической помощи населению при использовании в образовательном процессе основных литературных источников, в которых наиболее полно освещены трудовые функции профессионального стандарта «врач-офтальмолог». В последующем с помощью аналитического метода были проанализированы трудовые функции профессионального стандарта «врач-офтальмолог», соответствующие дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение», сравнительный анализ которых проводился с материалами учебников, включенных в список основной литературы образовательных программ ординаторов. На заключительном этапе исследования с помощью логического метода были определены учебные издания, которые наиболее полно соответствуют предъявляемым требованиям и могут в первую очередь использоваться в образовательном процессе. В качестве материалов исследования использовались профессиональный стандарт «врач-офтальмолог», рабочие программы для подготовки ординаторов по специальности «Офтальмология», которые размещены в свободном доступе на сайтах образовательных и научных организаций, учебники соответствующего профиля, изданные Н.В. Полуниной и соавт. (2010), Ю.П. Лисицыным (2010), О.П. Щепиным и В.А. Медик (2011), В.А. Миняевым и соавт. (2012), В.А. Медик и В.К. Юрьевым (2012), В.З. Кучеренко и соавт. (2013), Ю.П. Лисицыным и Г.Э. Улумбековой (2015), Н.И. Вишняковым и соавт. (2016), В.А. Медик и В.К. Юрьевым (2016), В.А. Решетниковым и соавт. (2018), Г.Н. Царик и соавт. (2018) и В.А. Медиком (2018), национальное руководство по данной дисциплине под редакцией В.И. Стародобова и соавт. (2014), а также учебная литература и национальные руководства по офтальмологии С.Э. Аветисова и соавт. (2010, 2014, 2018), А.П. Нестерова и соавт. (2008), В.Г. Копаевой и соавт. (2012).
Результаты и обсуждение
Результаты анализа профессионального стандарта «врач-офтальмолог», перечень изложенных в нем трудовых функций по общественному здоровью и здравоохранению включают следующие необходимые знания, умения, трудовые действия и другие характеристики:
1. Необходимые знания:
— общие вопросы организации медицинской помощи населению;
— международная классификация болезней;
— основы медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями и/или состояниями глаза, его придаточного аппарата и орбиты, инвалидов по зрению;
— порядок выдачи листков нетрудоспособности;
— нормативные правовые акты и иные документы, регламентирующие порядок проведения медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения пациентов при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты;
— принципы диспансерного наблюдения пациентов при заболеваниях и/или состояниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты в соответствии с нормативными правовыми актами и иными документами;
— перечень врачей-специалистов, участвующих в проведении медицинских осмотров, диспансеризации пациентов при заболеваниях и/или состояниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты;
— формы и методы санитарно-просветительной работы по формированию элементов здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических и психотропных средств;
— основы здорового образа жизни, методы его формирования;
— формы и методы санитарно-просветительной работы среди пациентов (их законных представителей), медицинских работников по вопросам профилактики заболеваний глаза, его придаточного аппарата и орбиты;
— принципы и особенности оздоровительных мероприятий среди пациентов с хроническими заболеваниями глаза, его придаточного аппарата и орбиты;
— правила оформления медицинской документации в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю «Офтальмология», в том числе в электронном виде;
— правила работы в информационных системах и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
— должностные обязанности медицинских работников в медицинских организациях офтальмологического профиля, в том числе оптиков-оптометристов.
2. Необходимые умения:
— проводить санитарно-просветительную работу по формированию здорового образа жизни, профилактике заболеваний глаза, его придаточного аппарата и орбиты;
— разрабатывать и реализовывать программы формирования здорового образа жизни, в том числе программы снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических и психотропных средств;
— составлять план работы и отчет о своей работе;
— вести медицинскую документацию, в том числе в электронном виде;
— производить анализ медико-статистических показателей заболеваемости, инвалидности для оценки здоровья прикрепленного населения;
— использовать информационные системы и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»;
— осуществлять контроль за выполнением должностных обязанностей оптиками-оптометристами и иными медицинскими работниками.
3. Трудовые действия:
— пропаганда здорового образа жизни, профилактика заболеваний и/или состояний глаза, его придаточного аппарата и орбиты;
— формирование программ здорового образа жизни, включая программы снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических и психотропных средств;
— составление плана работы и отчета о своей работе;
— ведение медицинской документации, в том числе в электронном виде;
— контроль выполнения должностных обязанностей медицинскими работниками и оптиками-оптометристами;
— обеспечение внутреннего контроля за качеством и безопасностью медицинской деятельности;
— использование информационных систем и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
— использование в работе персональных данных пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну.
4. Другие характеристики, изложенные в профессиональном стандарте:
— оформление документов для получения квалификационных категорий;
— оформление документов для прохождения дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации;
— самообразование — использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары), тренинги в симуляционных центрах, участие в съездах, конгрессах, конференциях, мастер-классах;
— соблюдение врачебной тайны, клятвы врача, принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами (их законными представителями) и коллегами;
— соблюдение законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья и иных нормативных правовых документов, определяющих деятельность медицинских организаций и медицинских работников, программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.
Для определения возможности качественного освоения врачами-офтальмологами вышеперечисленных знаний, умений и трудовых функций в сфере общественного здоровья и здравоохранения были проанализированы основные источники литературы, которые указаны в программах ординатуры, разработанных в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 31.08.59 Офтальмология (уровень подготовки кадров высшей квалификации) и размещенных в свободном доступе на интернет-сайтах образовательных и научных организаций.
Исследование показало, что в процессе подготовки ординаторов в качестве основной литературы для освоения компетенций по общественному здоровью и здравоохранению рекомендуются учебники, изданные Н.В. Полуниной и соавт. (2010), Ю.П. Лисицыным (2010), О.П. Щепиным и В.А. Медик (2011), В.А. Миняевым и соавт. (2012), В.А. Медик и В.К. Юрьевым (2012), В.З. Кучеренко и соавт. (2013), Ю.П. Лисицыным и Г.Э. Улумбековой (2015), Н.И. Вишняковым и соавт. (2016), В.А. Медик и В.К. Юрьевым (2016), В.А. Решетниковым и соавт. (2018), Г.Н. Царик и соавт. (2018) и В.А. Медиком (2018), а также национальное руководство по данной дисциплине под редакцией В.И. Стародобова и соавт. (2014).
В данных изданиях наиболее полно освещены следующие темы, предусмотренные профессиональным стандартом «врач-офтальмолог»: законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья и иные нормативные правовые документы, определяющие деятельность медицинских организаций и медицинских работников; программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи; общие вопросы организации медицинской помощи населению; порядок выдачи листков нетрудоспособности; порядок проведения анализа медико-статистических показателей заболеваемости, инвалидности для оценки здоровья прикрепленного населения; основы здорового образа жизни и методы его формирования.
Однако установлено, что практически не нашли отражения вопросы, касающиеся порядка составления плана работы и отчета о работе врача; ведения медицинской документации, в том числе в электронном виде; контроля за выполнением должностных обязанностей, находящихся в распоряжении медицинских работников и оптиков-оптометристов; проведения врачом с населением и пациентами пропаганды здорового образа жизни, профилактики заболеваний и состояний; использования в работе врача информационных систем и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Остальные вышеперечисленные трудовые функции по общественному здоровью и здравоохранению в обозначенных выше источниках отражены, но имеют в большей степени направленность для подготовки руководителей здравоохранения.
Поиск дополнительной информации по общественному здоровью и здравоохранению в учебной литературе по офтальмологии показал, что данные вопросы наиболее подробно освещены в трудах, которые в разные годы были опубликованы академиком РАН, доктором медицинских наук, профессором С.Э. Аветисовым и соавторами.
В результате исследования современной профессиональной литературы было установлено, что трудовые функции по общественному здоровью и здравоохранению врачам-офтальмологам целесообразно изучать по учебникам, изданным в 2018 г.: «Организация медицинской помощи в Российской Федерации» под редакцией В.А. Решетникова, «Здравоохранение и общественное здоровье» под редакцией Г.Н. Царик и «Общественное здоровье и здравоохранение» В.А. Медика, в которых данные вопросы освещены наиболее широко.
Учитывая, что в ряде образовательных и научных организаций при подготовке врачей-офтальмологов используются и другие учебники, наработаны различные учебные и учебно-методические пособия по рассмотренной теме, в настоящее время для разработки основных направлений по оптимизации подготовки специалистов следует руководствоваться требованиями профессионального стандарта «врач-офтальмолог».
Выводы
1. Внедрение в деятельность здравоохранения профессиональных стандартов является основным направлением развития медицинской отрасли.
2. Включенные в профессиональный стандарт трудовые функции по общественному здоровью и здравоохранению являются обязательными для освоения врачами-офтальмологами во время обучения и самообразования.
3. При актуализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, переиздании учебников и разработке учебных пособий следует учитывать требования профессионального стандарта «врач-офтальмолог».
4. Предусмотренные профессиональным стандартом трудовые функции должны быть отражены в единой базе оценочных средств системы аккредитации специалистов, в оценочных средствах для получения или подтверждения квалификационной категории и в должностных инструкциях врачей-офтальмологов.
5. При подготовке врачей-офтальмологов в сфере общественного здоровья и здравоохранения целесообразно использовать учебники, изданные в 2018 г.: «Организация медицинской помощи в Российской Федерации» под редакцией В.А. Решетникова, «Здравоохранение и общественное здоровье» под редакцией Г.Н. Царик и «Общественное здоровье и здравоохранение» В.А. Медика.
Участие авторов:
Концепция и дизайн: В.Т.
Сбор и обработка материала: А.О.
Написание текста: В.Т., Е.Ф., В.С., А.О.
Редактирование: В.С., Е.Ф.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Сведения об авторах
Сипливый Владимир Иванович — канд. мед. наук, доцент кафедры глазных болезней, науч. сотр. ФГБНУ «НИИ ГБ»
email: siplivy_v@mail.ru; https://orcid.org/0000-0001-8438-1872