Трегубов В.Н.

ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России, ул. Трубецкая, 8, стр. 2, Москва, 119991, Российская Федерация

Фетцер Е.И.

ФГБНУ «НИИ глазных болезней», Россолимо ул., 11 А, Б, Москва, Российская Федерация, 119021

Сипливый В.И.

Первый МГМУ им. И.М. Сеченова

Орлова А.А.

ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России, ул. Трубецкая, 8, стр. 2, Москва, 119991, Российская Федерация

Функции врача по организации офтальмологической помощи в соответствии с положениями профессионального стандарта

Журнал: Вестник офтальмологии. 2018;134(6): 124-128

Просмотров : 72

Загрузок : 4

Как цитировать

Трегубов В. Н., Фетцер Е. И., Сипливый В. И., Орлова А. А. Функции врача по организации офтальмологической помощи в соответствии с положениями профессионального стандарта. Вестник офтальмологии. 2018;134(6):124-128.
Tregubov V N, Fettser E I, Siplivyĭ V I, Orlova A A. Public healthcare responsibilities of ophthalmologists according to professional regulations. Vestnik Oftalmologii. 2018;134(6):124-128.
https://doi.org/10.17116/oftalma2018134061124

Авторы:

Трегубов В.Н.

ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России, ул. Трубецкая, 8, стр. 2, Москва, 119991, Российская Федерация

Все авторы (4)

Одними из направлений развития современной экономики России в целом и здравоохранения в частности являются разработка, утверждение и применение профессиональных стандартов — характеристик квалификации, необходимых работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Иными словами, профессиональный стандарт — это эталонный образ той или иной профессии, сочетающий в себе требования к образованию, навыкам и опыту работы, на которые должен опираться работодатель и которыми должен владеть работник. Указанная деятельность регламентирована ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.01 № 197-ФЗ (ред. от 27.11.17), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23, приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.13 № 147н, от 12.04.13 № 148н, от 29.04.13 № 170н и другими руководящими документами [1, 2].

В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.06.17 № 470н «Об утверждении профессионального стандарта «врач-офтальмолог» данные специалисты, помимо профильных, должны владеть и иными трудовыми функциями, в том числе по общественному здоровью и здравоохранению, которые необходимы им для прохождения первичной специализированной аккредитации специалиста после выпуска из ординатуры, в процессе самостоятельной трудовой деятельности, в случае получения или подтверждения квалификационной категории и при подготовке к периодической аккредитации специалиста [3—5]. Соответствующие изменения необходимо внести в базы оценочных средств системы аккредитации специалистов, базы оценочных средств для получения или подтверждения квалификационной категории, а также в должностные инструкции врачей-офтальмологов.

Цель исследования — провести сравнительный анализ трудовых функций по общественному здоровью и здравоохранению, изложенных в профессиональном стандарте «врач-офтальмолог», и возможности их освоения по учебникам и национальным руководствам соответствующего профиля, изданным с 2010 г.

Материал и методы

Для достижения цели исследования использовали логический, аналитический и гипотетический методы. На первом этапе с помощью гипотетического метода была обоснована научная гипотеза о возможности повышения качества офтальмологической помощи населению при использовании в образовательном процессе основных литературных источников, в которых наиболее полно освещены трудовые функции профессионального стандарта «врач-офтальмолог». В последующем с помощью аналитического метода были проанализированы трудовые функции профессионального стандарта «врач-офтальмолог», соответствующие дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение», сравнительный анализ которых проводился с материалами учебников, включенных в список основной литературы образовательных программ ординаторов. На заключительном этапе исследования с помощью логического метода были определены учебные издания, которые наиболее полно соответствуют предъявляемым требованиям и могут в первую очередь использоваться в образовательном процессе. В качестве материалов исследования использовались профессиональный стандарт «врач-офтальмолог», рабочие программы для подготовки ординаторов по специальности «Офтальмология», которые размещены в свободном доступе на сайтах образовательных и научных организаций, учебники соответствующего профиля, изданные Н.В. Полуниной и соавт. (2010), Ю.П. Лисицыным (2010), О.П. Щепиным и В.А. Медик (2011), В.А. Миняевым и соавт. (2012), В.А. Медик и В.К. Юрьевым (2012), В.З. Кучеренко и соавт. (2013), Ю.П. Лисицыным и Г.Э. Улумбековой (2015), Н.И. Вишняковым и соавт. (2016), В.А. Медик и В.К. Юрьевым (2016), В.А. Решетниковым и соавт. (2018), Г.Н. Царик и соавт. (2018) и В.А. Медиком (2018), национальное руководство по данной дисциплине под редакцией В.И. Стародобова и соавт. (2014), а также учебная литература и национальные руководства по офтальмологии С.Э. Аветисова и соавт. (2010, 2014, 2018), А.П. Нестерова и соавт. (2008), В.Г. Копаевой и соавт. (2012).

Результаты и обсуждение

Результаты анализа профессионального стандарта «врач-офтальмолог», перечень изложенных в нем трудовых функций по общественному здоровью и здравоохранению включают следующие необходимые знания, умения, трудовые действия и другие характеристики:

1. Необходимые знания:

— общие вопросы организации медицинской помощи населению;

— международная классификация болезней;

— основы медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями и/или состояниями глаза, его придаточного аппарата и орбиты, инвалидов по зрению;

— порядок выдачи листков нетрудоспособности;

— нормативные правовые акты и иные документы, регламентирующие порядок проведения медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения пациентов при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты;

— принципы диспансерного наблюдения пациентов при заболеваниях и/или состояниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты в соответствии с нормативными правовыми актами и иными документами;

— перечень врачей-специалистов, участвующих в проведении медицинских осмотров, диспансеризации пациентов при заболеваниях и/или состояниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты;

— формы и методы санитарно-просветительной работы по формированию элементов здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических и психотропных средств;

— основы здорового образа жизни, методы его формирования;

— формы и методы санитарно-просветительной работы среди пациентов (их законных представителей), медицинских работников по вопросам профилактики заболеваний глаза, его придаточного аппарата и орбиты;

— принципы и особенности оздоровительных мероприятий среди пациентов с хроническими заболеваниями глаза, его придаточного аппарата и орбиты;

— правила оформления медицинской документации в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю «Офтальмология», в том числе в электронном виде;

— правила работы в информационных системах и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

— должностные обязанности медицинских работников в медицинских организациях офтальмологического профиля, в том числе оптиков-оптометристов.

2. Необходимые умения:

— проводить санитарно-просветительную работу по формированию здорового образа жизни, профилактике заболеваний глаза, его придаточного аппарата и орбиты;

— разрабатывать и реализовывать программы формирования здорового образа жизни, в том числе программы снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических и психотропных средств;

— составлять план работы и отчет о своей работе;

— вести медицинскую документацию, в том числе в электронном виде;

— производить анализ медико-статистических показателей заболеваемости, инвалидности для оценки здоровья прикрепленного населения;

— использовать информационные системы и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»;

— осуществлять контроль за выполнением должностных обязанностей оптиками-оптометристами и иными медицинскими работниками.

3. Трудовые действия:

— пропаганда здорового образа жизни, профилактика заболеваний и/или состояний глаза, его придаточного аппарата и орбиты;

— формирование программ здорового образа жизни, включая программы снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических и психотропных средств;

— составление плана работы и отчета о своей работе;

— ведение медицинской документации, в том числе в электронном виде;

— контроль выполнения должностных обязанностей медицинскими работниками и оптиками-оптометристами;

— обеспечение внутреннего контроля за качеством и безопасностью медицинской деятельности;

— использование информационных систем и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

— использование в работе персональных данных пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну.

4. Другие характеристики, изложенные в профессиональном стандарте:

— оформление документов для получения квалификационных категорий;

— оформление документов для прохождения дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации;

— самообразование — использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары), тренинги в симуляционных центрах, участие в съездах, конгрессах, конференциях, мастер-классах;

— соблюдение врачебной тайны, клятвы врача, принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами (их законными представителями) и коллегами;

— соблюдение законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья и иных нормативных правовых документов, определяющих деятельность медицинских организаций и медицинских работников, программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

Для определения возможности качественного освоения врачами-офтальмологами вышеперечисленных знаний, умений и трудовых функций в сфере общественного здоровья и здравоохранения были проанализированы основные источники литературы, которые указаны в программах ординатуры, разработанных в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 31.08.59 Офтальмология (уровень подготовки кадров высшей квалификации) и размещенных в свободном доступе на интернет-сайтах образовательных и научных организаций.

Исследование показало, что в процессе подготовки ординаторов в качестве основной литературы для освоения компетенций по общественному здоровью и здравоохранению рекомендуются учебники, изданные Н.В. Полуниной и соавт. (2010), Ю.П. Лисицыным (2010), О.П. Щепиным и В.А. Медик (2011), В.А. Миняевым и соавт. (2012), В.А. Медик и В.К. Юрьевым (2012), В.З. Кучеренко и соавт. (2013), Ю.П. Лисицыным и Г.Э. Улумбековой (2015), Н.И. Вишняковым и соавт. (2016), В.А. Медик и В.К. Юрьевым (2016), В.А. Решетниковым и соавт. (2018), Г.Н. Царик и соавт. (2018) и В.А. Медиком (2018), а также национальное руководство по данной дисциплине под редакцией В.И. Стародобова и соавт. (2014).

В данных изданиях наиболее полно освещены следующие темы, предусмотренные профессиональным стандартом «врач-офтальмолог»: законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья и иные нормативные правовые документы, определяющие деятельность медицинских организаций и медицинских работников; программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи; общие вопросы организации медицинской помощи населению; порядок выдачи листков нетрудоспособности; порядок проведения анализа медико-статистических показателей заболеваемости, инвалидности для оценки здоровья прикрепленного населения; основы здорового образа жизни и методы его формирования.

Однако установлено, что практически не нашли отражения вопросы, касающиеся порядка составления плана работы и отчета о работе врача; ведения медицинской документации, в том числе в электронном виде; контроля за выполнением должностных обязанностей, находящихся в распоряжении медицинских работников и оптиков-оптометристов; проведения врачом с населением и пациентами пропаганды здорового образа жизни, профилактики заболеваний и состояний; использования в работе врача информационных систем и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Остальные вышеперечисленные трудовые функции по общественному здоровью и здравоохранению в обозначенных выше источниках отражены, но имеют в большей степени направленность для подготовки руководителей здравоохранения.

Поиск дополнительной информации по общественному здоровью и здравоохранению в учебной литературе по офтальмологии показал, что данные вопросы наиболее подробно освещены в трудах, которые в разные годы были опубликованы академиком РАН, доктором медицинских наук, профессором С.Э. Аветисовым и соавторами.

В результате исследования современной профессиональной литературы было установлено, что трудовые функции по общественному здоровью и здравоохранению врачам-офтальмологам целесообразно изучать по учебникам, изданным в 2018 г.: «Организация медицинской помощи в Российской Федерации» под редакцией В.А. Решетникова, «Здравоохранение и общественное здоровье» под редакцией Г.Н. Царик и «Общественное здоровье и здравоохранение» В.А. Медика, в которых данные вопросы освещены наиболее широко.

Учитывая, что в ряде образовательных и научных организаций при подготовке врачей-офтальмологов используются и другие учебники, наработаны различные учебные и учебно-методические пособия по рассмотренной теме, в настоящее время для разработки основных направлений по оптимизации подготовки специалистов следует руководствоваться требованиями профессионального стандарта «врач-офтальмолог».

Выводы

1. Внедрение в деятельность здравоохранения профессиональных стандартов является основным направлением развития медицинской отрасли.

2. Включенные в профессиональный стандарт трудовые функции по общественному здоровью и здравоохранению являются обязательными для освоения врачами-офтальмологами во время обучения и самообразования.

3. При актуализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, переиздании учебников и разработке учебных пособий следует учитывать требования профессионального стандарта «врач-офтальмолог».

4. Предусмотренные профессиональным стандартом трудовые функции должны быть отражены в единой базе оценочных средств системы аккредитации специалистов, в оценочных средствах для получения или подтверждения квалификационной категории и в должностных инструкциях врачей-офтальмологов.

5. При подготовке врачей-офтальмологов в сфере общественного здоровья и здравоохранения целесообразно использовать учебники, изданные в 2018 г.: «Организация медицинской помощи в Российской Федерации» под редакцией В.А. Решетникова, «Здравоохранение и общественное здоровье» под редакцией Г.Н. Царик и «Общественное здоровье и здравоохранение» В.А. Медика.

Участие авторов:

Концепция и дизайн: В.Т.

Сбор и обработка материала: А.О.

Написание текста: В.Т., Е.Ф., В.С., А.О.

Редактирование: В.С., Е.Ф.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Сведения об авторах

Сипливый Владимир Иванович — канд. мед. наук, доцент кафедры глазных болезней, науч. сотр. ФГБНУ «НИИ ГБ»

email: siplivy_v@mail.ru; https://orcid.org/0000-0001-8438-1872

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо с ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail