Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Колбаско А.В.

ГБОУ ДПО "Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей"

Ширина М.А.

ГБОУ ДПО "Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей"

Онищенко А.Л.

ГБОУ ДПО "Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей"

Офтальмопатология тубаларов Республики Алтай

Авторы:

Колбаско А.В., Ширина М.А., Онищенко А.Л.

Подробнее об авторах

Журнал: Вестник офтальмологии. 2014;130(3): 35‑41

Просмотров: 326

Загрузок: 2


Как цитировать:

Колбаско А.В., Ширина М.А., Онищенко А.Л. Офтальмопатология тубаларов Республики Алтай. Вестник офтальмологии. 2014;130(3):35‑41.
Kolbasko AV, Shirina MA, Onishchenko AL. Ophthalmic pathology in Tubalars of the Altai Republic. Russian Annals of Ophthalmology. 2014;130(3):35‑41. (In Russ.)

Изучение биологии и патологии коренного и пришлого населения, механизмов адаптации народов, проживающих на обширных территориях Сибири с экстремальными климатическими условиями, - важная задача современной медицинской науки и практики.

Уровень заболеваемости по обращаемости у коренных малочисленных народов ниже, чем у пришлых жителей [1].

Данные углубленного осмотра аборигенов свидетельствуют о том, что истинный уровень заболеваемости у них значительно выше. Сельские жители обращаются за медицинской помощью чаще в острой стадии болезни, что во многом объясняется труднодоступностью медицинской помощи. Ухудшение здоровья аборигенов обусловлено особыми условиями жизни в Сибири: качество питания, жилищные условия, уровень медицинского обслуживания.

В настоящее время важно поставить диагноз не только отдельному больному, а популяции в целом. Необходимо уточнить показатели распространенности офтальмопатологии в зависимости от пола, возраста, этнической принадлежности, профессии, времени и территории проживания. На пути совершенствования профилактического направления в офтальмологии целесообразно использовать популяционный подход к изучению нормы и патологии органа зрения, учитывая факторы внутренней и внешней среды в популяциях, проживающих на конкретных территориях страны.

Исследователи в разные годы использовали неполный список классов болезней, различные методологические подходы в исследованиях и различные статистические показатели (на 100 человек - %, на 1000 человек - ‰), пользовались различными классификациями болезней органа зрения [2-5].

Все это и послужило основанием для изучения распространенности и структуры глазных болезней у тубаларов - коренного малочисленного народа Сибири, проживающего в Республике Алтай.

Цель - изучить распространенность и структуру офтальмопатологии у тубаларов - коренных сельских жителей Республики Алтай для усовершенствования системы организации офтальмологической помощи.

Материал и методы

В рамках межрегиональной программы «Алтай - экология человека межгорных котловин среднегорья Сибири» нами совместно с врачами других специальностей, сотрудниками ГБОУ ДПО «Новокузнецкий ГИУВ» МЗ РФ в ходе предпринятых в 2009 г. экспедиций проводилось комплексное клинико-эпидемиологическое обследование тубаларов.

Наиболее компактно тубалары проживают в Республике Алтай вдоль берегов Телецкого озера, в верхнем и среднем течении реки Бия. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., в Турочакском районе Республики Алтай проживали 998 тубаларов. Нами были осмотрены жители сел Турочакского района Республики Алтай. Обследованы 673 тубалара, что составило 67% от всего этноса, компактно проживающего в Турочакском районе Республики Алтай. Возраст обследованных варьировал от 1 мес до 88 лет, в среднем составил 33,06±0,83 года (табл. 1).

Кроме того, обследованы 521 житель русской национальности и 316 метисов (дети русского и алтайца).

Условием репрезентативности выборки для экстраполяции полученных данных на всю генеральную совокупность послужил расчет минимального объема выборки по формуле бесповторного отбора:

n=t2·σ22=t2·p·q/Δ2=tp·(100 – p)=1,962·2·998/52=307,

где: n - минимальный объем выборки; p - выборочная доля, обладающая данным нормальным или патологическим признаком; q - доля случаев, не обладающих данным признаком (q=100 – p); t - доверительный коэффициент, при t=2 доверительная вероятность равна приблизительно 95% (t=1,96); Δ2 - пределы допустимой ошибки выборки (желаемая точность среднего результата).

В обследуемой популяции уровень охвата тубаларов составил 67,4%. Такой объем выборки (>50%) позволяет учитывать всю редкую врожденную и наследственно обусловленную патологию глаз, встречающуюся с частотой менее 1:10000 (p=0,001). Возрастно-половое распределение генеральной совокупности тубаларов и обследованных нами жителей Республики Алтай представлено в табл. 1.

Таким образом, изучение распространенности офтальмопатологии нами проведено по данным комплексного медицинского осмотра на основе репрезентативной типологической выборки. Выборка обследованных тубаларов по полу, возрасту и другим признакам соответствует генеральной совокупности с отклонением в допустимых пределах (до 5%).

Офтальмологическое обследование включало визометрию, скиаскопию, периметрию, биомикроскопию, гониоскопию, офтальмоскопию, тонометрию, пробу Норна и пробу Ширмера.

Показатели распространенности глазных болезней рассчитывались на 1000 населения и выражались в промилле (‰).

Результаты исследования подвергнуты статистической обработке с помощью программы BioStat 2008 и пакета статистического анализа Microsoft Excel 2006. При сравнении двух независимых групп по качественному признаку применяли критерий &khgr;2, при сравнении трех и четырех независимых групп - однофакторный дисперсионный анализ. Различия между выборками считали статистически значимыми при p<0,05.

Результаты и обсуждение

Общий показатель распространенности болезней глаз тубаларов составил 1965,82 на 1000 осмотренных лиц обоего пола. Этот показатель превышает показатели, полученные другими авторами в разные годы. Структура болезней глаз у трех обследованных этносов представлена в табл. 2.

Существенное варьирование показателей общей распространенности болезней глаз отражает влияние на их уровень различных условий средовых и популяционных контрастов, присущих территориям и человеческим популяциям, а также проживание тубаларов в условиях генетической изоляции, что приводит к высокому уровню инбридинга и возможным нарушениям в генетической структуре.

Ранее установлено, что на уровень офтальмопатологии существенное влияние оказывают пол, возраст и этническая принадлежность. Наши данные согласуются с результатами этих исследований [6].

Популяция тубаларов относится к коренным жителям, обитающим в горах Алтая в течение многих поколений, поэтому тубалары в большей степени адаптировались к этим условиям. «Пришлые русские» в первом-втором поколениях в меньшей степени адаптировались к суровым условиям среднегорья. Метисы имеют определенную степень адаптации. Это позволяет объяснить большую общую распространенность глазных болезней у «пришлых русских» (2481,75‰) по сравнению с тубаларами (1965,82‰) и низкую распространенность глазных болезней у метисов (1319,62‰) (p<0,05). Эти данные подтверждают теорию о лучшей адаптации коренного населения к экстремальным условиям жизни в горной местности и меньшую адаптацию пришлого населения.

Наибольшая распространенность основных классов болезней глаз выявлена у пришлых русских, а меньшая - у тубаларов, кроме класса болезней слезных органов, распространенность которых была выше у тубаларов, чем у русских (p=0,046, &khgr;2=3,873). Основную долю среди болезней слезных органов как у тубаларов, так и у русских составляет синдром сухого глаза (ССГ) [7]. Распространенность ССГ у тубаларов (86,18‰) выше, чем у русских (59,50‰). В литературе имеются противоречивые сведения о распространенности ССГ в различных популяциях [8, 9].

Среди тубаларов нами установлено преобладание болезней глаз у лиц женского пола (у женщин 2075,54‰, у мужчин 1896,88‰, р<0,05). По ряду классов болезней глаз отмечено значимое влияние пола, у женщин чаще встречались болезни сетчатки, хрусталика (р<0,05), у мужчин - предположительно врожденные и наследственно приобретенные аномалии глаз и травмы (р<0,05). При другой офтальмопатологии гендерных различий в показателях распространенности болезней глаз не установлено.

В популяции тубаларов отмечено влияние возраста на показатели распространенности офтальмопатологии. Установлены меньшие значения показателей распространенности офтальмопатологии у лиц детского и юношеского возраста, наибольшие значения регистрируются в возрастных группах старше 40 лет.

У тубаларов определена следующая структура офтальмопатологии: аномалии рефракции и расстройства аккомодации (799,40‰), болезни конъюнктивы (390,79‰), сетчатки (212,48‰), хрусталика (164,93‰), другие болезни глаза и новообразования его вспомогательного аппарата (124,81‰), болезни слезного аппарата (112,93‰), роговицы (87,67‰), век (20,80‰), косоглазие (20,80‰), врожденные аномалии глаз (10,40‰), глаукома (8,91‰), болезни сосудистого тракта (8,91‰), травма глаза (2,97‰).

В сравнении с результатами, полученными другими авторами в разные годы по классу аномалии рефракции, показатели распространенности у тубаларов, русских, метисов, которых мы обследовали, были выше (пресбиопия нами не учитывалась). По данным литературы, у сельских жителей Алтайского края этот показатель составил 399,9‰, у телеутов - 545,15‰, т.е. эти данные практически в 2 раза меньше, чем у тубаларов [10, 11]. Бо́льшую распространенность аномалии рефракции и расстройства аккомодации у обследованных нами этносов можно объяснить тем, что гиперметропия слабой степени в структуре аномалии рефракции и расстройства аккомодации у трех этносов (488,85, 520,15, 544,30‰) имеет наибольший показатель, так как в исследование мы включили детей с рождения, а ранее исследователи проводили офтальмологическое обследование детей в возрасте старше 3 лет [5, 11, 12]. Несмотря на различные показатели распространенности аномалий рефракции в популяциях, в основном данный класс болезней всегда занимал 1-е ранговое место в структуре офтальмопатологии в популяциях [4, 5, 10, 12].

Среди болезней конъюнктивы у тубаларов чаще регистрировались конъюнктивальные перерождения и отложения (пингвекула 246,66‰). На 2-м месте - хронический конъюнктивит (101,04‰), на 3-м - птеригиум (35,56‰).

Болезни сетчатки у тубаларов встречались в основном у лиц старше 30 лет, более высокие значения показателей регистрировались в возрастной группе 50-59 лет (456,89‰) и 60-69 лет (675,78‰). В структуре болезней сетчатки у всех трех этносов преобладала фоновая ретинопатия, 1-е место занимала ретинопатия по гипертоническому типу (p=0,000, &khgr;2=106,349). Гипотонический тип ретинопатии встречался реже - 16,34‰ (для тубаларов p=0,000, &khgr;2=103,577). У женщин ретинопатия по гипертоническому типу регистрировалась в 1,5 раза чаще, чем у мужчин (p=0,031, &khgr;2=4,651). Кроме фоновой ретинопатии, у тубаларов зарегистрированы дегенерация макулярной области (16,34‰), диабетическая ретинопатия (1,48‰), периферическая дистрофия (1,48‰) и отслойка (8,91‰) сетчатки.

Болезни хрусталика у тубаларов регистрировались с частотой 164,3‰. У женщин катаракты регистрировались чаще, чем у мужчин (р=0,045), что совпадает с данными предыдущих исследований [3, 4, 12-14]. Вероятно, это связано с большей продолжительностью жизни женщин и более частой регистрацией возрастной катаракты в этой группе. За прошедшие 25 лет возрастная катаракта у алтайцев стала регистрироваться в более молодом возрасте. Так, в 1984 г. катаракта регистрировалась у пациентов с возраста 50 лет (250,00‰) и в возрасте старше 70 лет - практически у каждого осмотренного (1000,00‰) [12]. Возрастные катаракты преобладали над другими формами помутнений хрусталика как у тубаларов (148,59‰), так и у русских (307,1‰), метисов (44,3‰), а наиболее распространенной стадией развития старческой катаракты у тубаларов (90%), русских (93%) и метисов (93%) была начальная. Вероятно, это обусловлено развитием высоких технологий в хирургии катаракты и выполнением операций по поводу катаракты в стадии незрелой катаракты. С другой стороны, это может быть обусловлено небольшим значением показателя ожидаемой продолжительности жизни.

Болезни роговицы у тубаларов регистрировались не часто (87,67‰) в сравнении с другими исследованиями, в которых в структуре офтальмопатологии данный класс болезней занимал 2-е место [4, 5, 12]. Снижение показателя распространенности болезней роговицы можно связать с тем, что при обследовании тубаларов мы не встречали последствий трахомы и ее осложнений, что регистрировали исследователи в прошлом веке.

Тубалары являются представителями монголоидной расы и имеют особенности в строении вспомогательного аппарата глаза. Эпикантус или «монгольская складка», складка у внутреннего угла глаза человека, образованная кожей верхнего века и в разной степени прикрывающая слезный бугорок, встречался у 73,8% тубаларов. У детей он развит сильнее, чем у взрослых, у женщин встречается чаще (58,5%), чем у мужчин (41,4%). У тундровых чукчей, живущих в условиях Севера, как особенность адаптации вспомогательного аппарата глаза сформировался эпиблефарон [6].

В классе «другие заболевания глаз и новообразования вспомогательного аппарата» у тубаларов, русских и метисов основная доля приходится на новообразования кожи век (60,92, 67,18, 34,81‰). Это можно связать с популяционной адаптацией к горным условиям, к которым больше адаптированы метисы и тубалары. Подобные сведения были найдены в литературе, согласно которым у пришлых жителей Севера в результате популяционной адаптации часто регистрировались доброкачественные и злокачественные новообразования век, халазионы, в то время как у коренных жителей Севера - только эпиблефарон [6].

Установлено, что у тубаларов встречалась преимущественно открытоугольная глаукома (7,43‰ из 8,91‰), что согласуется с данными авторов, полученными при обследовании алтайцев (2,02‰), ненцев и долган (5,5 и 7,2‰ соответственно), чукчей (1,7‰), тувинцев [6, 12]. По нашим данным, глаукома у тубаларов регистрировалась в возрасте старше 40 лет [12]. В 2 раза чаще первичная открытоугольная глаукома встречалась у «пришлых русских», чем у тубаларов Республики Алтай (17,27‰ против 7,43‰, p<0,05).

По нашему мнению, уточнение состояния здоровья, а также показателей распространенности и заболеваемости глазными болезнями населения, проживающего в различных регионах и крупных городах России, с одной стороны, позволяет выяснить механизмы адаптации и дезадаптации органов и систем различных популяций к конкретным климатогеографическим особенностям региона, а с другой - является важной информацией для принятия обоснованных управленческих решений по рациональному размещению учреждений здравоохранения, распределению медицинских кадров и средств по регионам страны.

Выводы

1. Распространенность болезней глаз у коренного сельского населения - тубаларов Республики Алтай составила 1965,82 на 1000 осмотренных лиц обоего пола, что значительно превышает распространенность болезней глаз у жителей Молдовы, Красноярского и Алтайского краев и др.

В структуре болезней глаз у коренного сельского населения - тубаларов лидирующее место заняли аномалии рефракции и расстройства аккомодации, болезни конъюнктивы, сетчатки, хрусталика и другие болезни глаза и новообразования его вспомогательного аппарата.

2. Показатели распространенности глазных болезней трех этносов свидетельствуют о межэтнических различиях. У тубаларов показатели распространенности занимают промежуточное положение между наиболее высокими, свойственными русскому этносу, и наиболее низкими в группе метисов, что свидетельствует о разной приспособленности названных групп населения к суровым климатогеографическим условиям Республики Алтай.

Концепция и дизайн исследования: А.К.

Сбор и обработка материала: М.Ш., А.О.

Статистическая обработка: М.Ш.

Написание текста: А.О., М.Ш.

Редактирование: А.К.

Конфликт интересов: отсутствует

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.