Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Воробьева О.К.

ФГБУ "НИИ глазных болезней" РАМН

Разумова И.Ю.

ФГБУ "НИИ глазных болезней" РАМН, Москва

Клиника, диагностика и лечение заболеваний глаз при генерализованных и вторично-очаговых формах иерсиниоза

Авторы:

Воробьева О.К., Разумова И.Ю.

Подробнее об авторах

Журнал: Вестник офтальмологии. 2014;130(1): 79‑84

Просмотров: 1814

Загрузок: 36


Как цитировать:

Воробьева О.К., Разумова И.Ю. Клиника, диагностика и лечение заболеваний глаз при генерализованных и вторично-очаговых формах иерсиниоза. Вестник офтальмологии. 2014;130(1):79‑84.
Vorob'eva OK, Razumova IIu. Clinical presentation, diagnosis, and treatment of ocular manifestations of generalized and secondary focal yersiniosis. Russian Annals of Ophthalmology. 2014;130(1):79‑84. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Сов­ре­мен­ный взгляд на па­то­ге­нез им­му­но­вос­па­ли­тель­ных за­бо­ле­ва­ний, ас­со­ци­иро­ван­ных с глаз­ны­ми про­яв­ле­ни­ями. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(2):68-75
Двус­то­рон­ний уве­ит, обус­лов­лен­ный при­емом ин­ги­би­то­ра про­те­ин­ки­на­зы при ле­че­нии ме­ла­но­мы ко­жи (кли­ни­чес­кое наб­лю­де­ние). Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(3):69-75
Оф­таль­мо­ло­ги­чес­кие про­яв­ле­ния COVID-19. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(5):81-88

Иерсиниоз - острое зоонозное инфекционное заболевание, характеризующееся поражением желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) в сочетании с разнообразной токсико-аллергической и полиочаговой симптоматикой. Возбудитель кишечной формы иерсиниоза Yersinia enterocolitica был открыт Д. Шляйфетейном и М. Колеманом в 1939 г. Бактерия была названа в честь швейцарского бактериолога А. Йерсена, открывшего в 1884 г. возбудителя чумы. Первые заболевания у людей, вызванные Y. enterocolitica, были зарегистрированы в 1962-1963 гг. во Франции, Бельгии, а также Швеции и других скандинавских странах. Источником инфекции являются грызуны, домашний скот, домашние животные. Пути передачи - фекально-оральный и алиментарный, последний является ведущим. Передача возбудителей происходит при употреблении сырых либо неправильно термически обработанных мясных, молочных и овощных продуктов [10-12].

Иерсиниоз часто протекает бессимптомно. Иерсинии не вызывают воспаления, но являются пусковым фактором «агрессии иммунной системы» против здоровых органов и тканей собственного организма. Персистенция иерсиний и их токсинов в крови и органах инфицированных людей вызывает сенсибилизацию организма, возникают иммунологические реакции, вследствие чего развиваются генерализованные и вторично-очаговые формы (ВОФ) с тенденцией к хронизации болезни с тяжелым течением и поражением других органов и систем: печени, почек, органа зрения, соединительной ткани, кожи и т.д. [17]. Глазные симптомы наиболее подробно описали Л.А. Кацнельсон и А.Ф. Калибердина в 1989 г. [3].

В основе ВОФ лежат органные нарушения иммунного генеза, которые в дальнейшем благоприятствуют развитию аутоиммунных системных заболеваний соединительной ткани, таких как системная красная волчанка, ревматоидный артрит, спондилоартрит, узелковый периартериит и синдром Рейтера, часто сопровождающихся поражением органа зрения [4, 7, 8]. Для иерсиниозов характерно развитие рецидивирующих форм. Рецидивирование заболевания связано со способностью возбудителей к внутриклеточному паразитированию в виде L-форм с незавершенностью фагоцитоза, с индивидуальными особенностями клеточных и гуморальных иммунных реакций в организме инфицированного, с формированием аутоиммунных реакций, таких как повышение уровня циркулирующих иммунных комплексов (ЦИК), снижение показателей фагоцитарной активности моноцитов и нейтрофилов периферической крови, а также функциональной активности Т- и В-лимфоцитов у лиц с определенным набором тканевых антигенов, например HLA-B27. Высокая степень ассоциации острого переднего увеита с антигеном гистосовместимости HLA-B27 свидетельствует о возможном развитии синдрома Рейтера и реактивного артрита при трех бактериальных инфекциях - иерсиниозе, сальмонеллезе и гонорее [4, 6, 14-16].

Ведущими офтальмологическими симптомами иерсиниоза являются: конъюнктивит, эписклерит, склерит, передний увеит, поражения хориоидеи и сетчатки (чаще двусторонние), которые наблюдаются в 4,8% случаев заболевания [2-4]. Иерсиниозная инфекция получила широкое географическое распространение с неравномерным региональным распределением заболеваемости (от единичных случаев до 40-50 заболеваний на 100 тыс. населения). Заболеваемость иерсиниозом городского населения в настоящее время в 3 раза превышает заболеваемость сельского населения [12].

Особую тревогу клиницистов вызывают неблагоприятные последствия иерсиниозной инфекции, в частности хронизация и формирование иммунопатологических синдромов с исходом в системный аутоиммунный процесс [1, 13, 14, 17-19], а в литературе имеется недостаточное количество сведений о поражениях органа зрения при иерсиниозе.

Цель нашей работы - показать возможные клинические проявления, а также диагностику и лечение заболеваний глаз при генерализованных и ВОФ иерсиниоза.

Материал и методы

Под нашим наблюдением находилось 32 пациента (60 глаз) с различными воспалительными заболеваниями глаз при верифицированном диагнозе иерсиниоза: 22 женщины и 10 мужчин с давностью заболевания от 3 нед до 19 лет. Возраст больных варьировал от 21 года до 72 лет. Срок наблюдения до 19 лет. Диагноз иерсиниоза был поставлен на основании комплекса клинических и эпидемиологических данных и результатов лабораторного обследования. Пациенты нами были распределены по нозологическим заболеваниям: эписклерит у двух пациентов (рис. 1)

Рисунок 1. Рис. 1. Больная Ш., 41 год. Диффузный эписклерит OS.
, склерит у одного больного (рис. 2)
Рисунок 2. Рис. 2. Больная А., 38 лет. Хронический склерит OD со склеромаляцией на 9.00 ч.
, передний увеит у 13 больных, увеохориоретинит у 8, диссеминированный хориоретинит у 6 (рис. 3, 4)
Рисунок 3. Рис. 3. Больной Д., 44 года. ФАГД OS, артериовенозная фаза. Диссеминированный хориоретинит, многофокусные очаги различной формы и величины с геморрагиями и формированием субретинальной неоваскулярной мембраны.
Рисунок 4. Рис. 4. Больной Г., 51 год. ФАГД OD, артериовенозная фаза. Диссеминированный хориоретинит с многофокусными очагами по всему глазному дну, с накоплением флюоресцеина и с интраретинальным кровоизлиянием в центральной зоне.
, центральный серозный ретинит у двух пациентов (табл. 1).

Учитывая полиморфизм клинических проявлений иерсиниоза, дифференциальный диагноз проводили с рядом инфекционных и неинфекционных заболеваний, таких как сальмонеллез, пищевые токсикоинфекции, бруцеллез, токсокароз, сепсис, болезнь Крона, ревматоидные заболевания, болезнь Рейтера и т.д., при этом обращали внимание на данные эпидемиологического анамнеза и результаты бактериологических и серологических исследований в динамике [9]. У пяти пациентов выявили смешанную инфекцию, помимо возбудителя иерсиниоза был обнаружен высокий серологический маркер носительства герпесвирусной инфекции, у одного токсокароз.

Всем больным кроме стандартных офтальмологических методов обследования, включающих визометрию, биомикроскопию, офтальмоскопию, при хориоретинальных поражениях - статическую и компьютерную периметрию, компьютерную томографию сетчатки и зрительного нерва и флюоресцентную ангиографию глазного дна, проводили также клинико-лабораторные исследования для исключения туберкулезной (ПЦР и реакция Манту), вирусной (ВПГ 1, 2, ЦМВ и ВЭБ) и хламидийной инфекций с помощью метода иммунной флюоресценции антител (ИФА) и ПЦР крови. Иммунологическое обследование включало определение субпопуляционного состава лимфоцитов периферической крови, исследование фагоцитоза и функциональной активности фагоцитов, определение концентрации иммуноглобулинов классов А, М, G, Е и ЦИК, а также определение антител гистосовместимости (HLA) I класса. Проводили специфический анализ на наличие в крови и кале иерсиниозной инфекции с помощью реакции непрямой гемагглютинации (РНГА). По показаниям пациентов консультировали у ревматолога, гастроэнтеролога, дерматолога, уролога и гинеколога.

Тактика лечения поражений глаз при иерсиниозе основывалась на дифференцированном подходе к применению противоинфекционных, противовоспалительных и десенсибилизирующих препаратов, а также препаратов, улучшающих работу внутриклеточного иммунитета (слабое звено в иммунном статусе), этапности лечения, комплексном воздействии на различные звенья патологического процесса. В остром периоде заболевания применяли антибиотики. При отсутствии антибиотиков фторхинолонового ряда лечение проводили гентамицином в виде парабульбарных (п/б) по 0,5 мг N10-15, затем внутримышечных (в/м) инъекций по 40 мг 3 раза в день (120 мг/сут) в течение 10-14 дней. В последние же годы, при появлении препаратов нового поколения - антибиотиков фторхинолонового ряда, мы применяли левофлоксацин 250-500 мг 1-2 раза в сутки в течение 7-10 дней или таваник в тех же дозах. В тяжелых случаях вводили внутривенно (в/в) по 500 мг N5-10 на курс, из антибиотиков офлоксацинового ряда - таривид или офлоксин по 200 мг 2-3 раза в день в течение 7-10 дней, из препаратов ципрофлоксацинового ряда - цифран, ципробай по 250-500 мг 2 раза в сутки в течение 7-10 дней. Ципрофлоксацин применяли также для в/м инъекций по 200 мг [5]. Для профилактики грибковых заболеваний и дисбактериоза внутрь назначали препараты линекс или бифидобактерин и т.п. Помимо антибиотиков пациенты получали нестероидную противовоспалительную терапию - вольтарен (диклофенак) в виде инъекций по 3,0 мг в/м N5-10 на курс лечения, затем найз 100 мг, мовалис 15 мг в таблетках или свечах, а также глюконат кальция 10% по 5,0 мл в/в или в/м N10 на курс лечения. Десенсибилизирующая терапия заключалась в применении кларитина или тавегила, диазолина, супрастина и т.д. Терапию кортикостероидами применяли чаще всего в виде п/б инъекций дексаметазона по 0,5 мл N10 ежедневно или дипроспана по 0,5-0,7 мл N3-5 с интервалом в 7 дней. Помимо этого, при эписклерите, склерите и иридоциклите местно (в виде глазных капель) применяли флоксал или офлоксацин, ципролет, ципрофлоксацин, офтаквикс, сигницеф. В одном случае наблюдали сочетание иерсиниоза с токсокарозом (в РНГА и ИФА с антигеном в низких титрах выявлен Toxocara canis); этому больному провели курс лечения немозолом 400 мг 1 раз утром и 200 мг вечером в течение 10 дней. В случаях выявления хронической ВПГ-инфицированности у больных с иерсиниозом к терапии добавляли для приема внутрь противовирусные препараты - фамвир 250-500 мг 3 раза в сутки в течение 7 дней или валтрекс 500 мг 2 раза в день в течение 10 дней, местно в виде п/б инъекций назначали полудан 100 МЕ, на курс 10-15 инъекций. Одновременно назначали иммунокорректоры при отсутствии признаков аутоиммунного процесса по результатам исследования иммунного статуса и аутоантител в крови больного. При выявлении изменений в интерфероновом статусе у 12 больных с недостаточностью интерферона (выявляемой по продукции лейкоцитами крови; чаще недостаточности ИФН-γ II-III степени) подбирали соответствующую коррекцию иммуномодуляторами типа полиоксидония 6 мг в/м через день N10 в свечах или в таблетках, циклоферона 12,5% - 2,0 мл в/м по схеме N10, иммунофана 1,0 мл в/м 1 раз в 3 дня N10.

В дальнейшем, в поздние сроки, коррекцию иммунного статуса проводили, назначая циклоферон, галавит или амиксин в таблетках. При выявлении поражения заднего отрезка глаза для улучшения метаболизма сетчатки назначали антиоксиданты: эмоксипин 1% - 0,5 мл п/б N10, гистохром п/б 0,02% N10 или цитохром с в/м 10 мг - 4,0 мл N10. При необходимости при хориоретинитах и центральных серозных ретинитах дополнительно проводили лазеркоагуляцию пораженных участков глазного дна (4 пациента). Впоследствии в комплексной терапии иерсиниозных увеохориоретинитов и диссеминированных хориоретинитов проводили энзимотерапию для усиления эффекта лечения, а также для рассасывания экссудата в стекловидном теле (колализин п/б через день N5 или лонгидаза в/м или в свечах, вобензим в таблетках). В тяжелых случаях при затяжном и часто рецидивирующем течении назначали иммуносупрессивную терапию: метотрексат, метипред, сульфасалазин в течение 3-6 мес.

Результаты и обсуждение

В нашей практике у большинства обратившихся больных заболевание дебютировало в виде ВОФ.

У остальных ВОФ сформировалась после перенесенной генерализованной формы. Клинически офтальмоиерсиниоз проявлялся эписклеритом, склеритом, иридоциклитом, витриитом, хориоидитом, хориоретинитом и центральным серозным ретинитом (см. табл. 1). Почти у всех больных процесс был двусторонним, при этом типичные кишечные инфекционные симптомы отсутствовали, а в клинической картине преобладали симптомы вторичных локальных поражений. 28 пациентов, помимо заболеваний глаз, имели сочетанную хроническую патологию: мочеполовой системы (нефрит, уретрит, вульвовагинит), болезнь Рейтера, опорно-двигательного аппарата (артрит и спондилоартропатии), поражение соединительной ткани (узловатая эритема) (табл. 2)

, которое было выявлено при исследовании специфических маркеров поражения соединительной ткани, ревматологических пробах, рентгенографии суставов и илиосакральных сочленений, что совпало с данными Н.Д. Ющук и соавт. [14]. При комбинированных проявлениях заболевания отмечалось более длительное течение с частыми рецидивами.

Лабораторные и иммунологические исследования проводили при обращении пациента и в процессе лечения с интервалом 14 дней и далее через 3, 6, 12 мес. При лабораторном обследовании у 17 пациентов выявлены разнообразные дефекты иммунорегуляторных субпопуляций Т-лимфоцитов, в частности, отмечено снижение количества Т-клеток с СD4+CD45-фенотипом, которые обеспечивают сигнал, индуцирующий супрессорную активность CD8+-Т-лимфоцитов, что способствует В-клеточной гиперреактивности. Кроме этого, у 12 больных отмечено увеличение числа клеток с фенотипом CD4+CD8+ (клетки с «двойной негативностью»), которые обладают способностью стимулировать синтез антител к ДНК В-лимфоцитами. У большинства больных (20 пациентов) в крови наблюдали нейтрофильный палочкоядерный сдвиг, снижение относительного числа лимфоцитов, рост относительного количества эозинофилов и моноцитов, повышение СОЭ. При иммунологическом исследовании в крови отмечалось снижение функциональной активности Т- и В-лимфоцитов, повышение концентрации иммуноглобулинов и ЦИК, а также снижение показателей фагоцитарной активности моноцитов и нейтрофилов периферической крови (24 больных). При иммуногенетическом исследовании у 12 больных обнаружен ген гистосовместимости HLA-B27, который служит важным фактором риска не только иерсиниоза, но и болезни Рейтера, анкилозирующего спондилита и реактивного артрита, сопровождающихся увеитом (см. табл. 2) [7].

У одного больного была выявлена картина острого двустороннего эписклерита, а у двух - картина типичного склерита. У больных с хориоретинитом с 1-2-й недели появились характерные очаги серо-белого цвета различной формы. Скорее всего, образование этих очагов было вызвано острой ишемией сетчатки и хориоидеи за счет токсической васкулопатии; при этом больные отмечали центральные скотомы. По мере лечения, в поздних фазах исследования, развивались полиморфные очаги с пигментацией. У двух из 14 больных с хориоретинальным поражением глаз картина глазного дна напоминала мультифокальную плакоидную эпителиопатию в неактивной стадии. В результате лечения явления центрального серозного хориоретинита, увеохориоретинита, увеита постепенно регрессировали в течение 3-4 нед. В течение 6-12 мес по согласованию с инфекционистами при хроническом процессе, проводили краткосрочные 10-дневные курсы терапии антибиотиками, которые назначали внутрь.

Исход заболевания в основном был благоприятным (при обращении в ранние сроки): отмечалось улучшение остроты зрения с 0,3±0,02 до 0,85±0,01, улучшение офтальмологической картины (обратное развитие хориоретинальных очагов, уменьшение скотом, регресс воспаления) и функциональных показателей.

Осложнения:

- хронизация течения (с персистенцией или без нее - хроническая постиерсиниозная инфекция) произошла у трех больных. Тяжелый хронический процесс наблюдали у больных с иерсиниозом в сочетании с носительством антигенов HLA І класса;

- развитие аутоиммунного заболевания у 12 пациентов;

- осложненная катаракта у двух пациентов;

- вторичная глаукома у одного больного.

Заключение

Полиморфизм клинических проявлений иерсиниоза, его неспецифичность, часто наличие стертой картины начальных проявлений, сходство с другими заболеваниями кишечника, нередко вовлечение в процесс других органов и систем, возможность хронизации процесса приводят к тому, что он остается нераспознанным, вызывая нарушения иммунной системы и развитие заболеваний опорно-двигательного аппарата, соединительной ткани, органа зрения, паренхиматозных органов и в свою очередь может привести к диагностическим ошибкам и как следствие - к несвоевременному и неэффективному лечению.

Как показывает практика, обследуя больного с аутоиммунным заболеванием глаз, необходимо проверять его на предмет носительства специфических антител к иерсиниям.

Уточнение диагноза иерсиниоза необходимо проводить минимум тремя методами - РНГА, ИФА, реакция связывания комплимента; помимо крови, исследованию должны подлежать моча и фекалии.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.