Исследование и идентификация мумифицированных трупов при их массовом обнаружении (случай из экспертной практики)
Журнал: Судебно-медицинская экспертиза. 2014;57(6): 29‑30
Прочитано: 1581 раз
Как цитировать:
В конце 2011 г. в одной из квартир жилого дома в Н. Новгороде обнаружили 25 (двадцать пять) неопознанных детских трупов. В связи с невозможностью проведения полного осмотра на месте обнаружения выполняли только фото- и видеофиксацию расположения конкретного трупа с указанием его порядкового номера.
Для детального осмотра трупы доставляли в судебно-медицинский морг, где работала экстренно сформированная начальником бюро бригада экспертов. Сразу после осмотра проводили судебно-медицинские исследования, в задачи которых входили установление причины и давности смерти, наличия телесных повреждений, определение пола и возраста. Было установлено следующее.
На всех трупах имелись многочисленные предметы одежды, на некоторых - украшения. Лицевая поверхность у части трупов представляла собой маски, изготовленные из веществ типа воска, лака, серебристой фольги, а также из наружных оболочек мягких детских игрушек. Предметы одежды были чистые, без повреждений и специфических загрязнений, в основном детские. По внешнему виду одетые трупы напоминали куклы и манекены. Длина трупов, количество зубов, а также строение швов черепа, длинных трубчатых костей, наружных половых органов соответствовали детскому и подростковому возрасту, женскому полу. 24 (двадцать четыре) находились в состоянии мумификации и гнилостных изменений, 1 (один) был наполовину скелетирован. На 4 (четырех) из них при наружном исследовании каких-либо повреждений не обнаружили, на 3 (трех) имелись только повреждения передней брюшной стенки типа разрезов для бальзамирования, на 18 (восемнадцати) были секционные разрезы мягких тканей головы, шеи, груди и живота, распилы костей черепа, пересечения хрящевых частей ребер с отделением грудины (указанные повреждения встречались в различных комбинациях: либо только туловище, либо на голове и туловище), остатки погружных («скорняжных») швов, что свидетельствовало о проведенных ранее патологоанатомических и судебно-медицинских вскрытиях.
При внутреннем исследовании установили, что гнилостно измененные и мумифицированные внутренние органы полностью имелись только в 1 (одном) трупе, который был наименее гнилостно изменен и мумифицирован; у всех остальных трупов органы либо отсутствовали, либо были представлены частично, имели вид бесструктурных конгломератов или высохших и уплотненных фрагментов без различимых анатомо-морфологических признаков; в полостях находились различные предметы, куски мыла, белесовато-серые кристаллы, желтоватый, «мылкий» на ощупь порошок. У 4 (четырех) трупов обнаружили повреждения костей черепа, длинных трубчатых костей.
Все исследования выполняли в соответствии с особенностями судебно-медицинских экспертиз неопознанных трупов.
В ходе вскрытий изымали объекты и образцы для судебно-химических, судебно-гистологических, судебно-биологических, медико-криминалистических, а также в присутствии эксперта-генетика ЭКЦ ГУ МВД по Нижегородской области генетических исследований. При судебно-химическом исследовании обнаружили ионы натрия, хлорида, карбоната, формальдегид, т.е. установили присутствие соли, соды, формалина в тканях и органах; криминалистически (по длинным трубчатым костям) ориентировочно определяли возраст. Судебно-гистологическое исследование в 1 (одном) случае позволило установить органную принадлежность объекта.
В экспертных выводах вследствие резко выраженных поздних трупных явлений конкретно установить причину смерти и ее давность не представилось возможным, была дана оценка обнаруженным повреждениям, ориентировочно указан возраст.
В ряде исследований из-за резко выраженных гнилостных изменений не был установлен генетический профиль, дополнительно изымали черепа и проводили фотосовмещение с использованием компьютерной программы фото-телесовмещения TADD SM.
Полученные в ходе судебно-медицинских экспертиз данные, результаты генетических и медико-криминалистических (фотосовмещение) экспертиз, проведенных в ЭКЦ ГУ МВД, в совокупности со следственными данными позволили идентифицировать все 25 трупов.
По мере опознания трупы забирали из морга родственники для повторного захоронения. В каждом случае они предъявляли ходатайство от следователя по уголовному делу о выдаче конкретного трупа и ксерокопии ранее полученных государственных свидетельств о смерти.
Из материалов уголовного дела стало известно, что обвиняемый, по его словам ученый-некрополист, для «научных» целей с 2001 г. выкапывал захороненные на территории Нижегородской и Московской областей трупы девочек разного возраста, прятал их в других местах, куда периодически приходил, переодевал их в другую одежду, проветривал, обкладывал тела тканевыми мешочками со смесью соли и соды в различных пропорциях (или засыпал их внутрь), вкладывал в полости туловища куски мыла, наблюдал за развитием процесса мумификации, что представляло для него «научный» интерес. Затем «подготовленные» трупы приносил домой, одевал их в красивую одежду, украшал и размещал в комнатах своей квартиры, спал и играл с ними, как с дочками. Судебно-психиатрическая экспертиза установила у него шизофрению, в связи с чем он был подвергнут принудительному лечению.
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.