Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Куракин М.С.

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» Минобрнауки России

Максимов С.А.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Костина Н.Г.

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» Минобрнауки России

Котова М.Б.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Индивидуальные и контекстуальные условия формирования поведенческих факторов риска у студентов пищевого технологического профиля

Авторы:

Куракин М.С., Максимов С.А., Костина Н.Г., Котова М.Б.

Подробнее об авторах

Просмотров: 775

Загрузок: 19


Как цитировать:

Куракин М.С., Максимов С.А., Костина Н.Г., Котова М.Б. Индивидуальные и контекстуальные условия формирования поведенческих факторов риска у студентов пищевого технологического профиля. Профилактическая медицина. 2023;26(7):67‑73.
Kurakin MS, Maksimov SA, Kostina NG, Kotova MB. Individual and contextual conditions of behavioral risk factors’ formation in students of food technology specialty. Russian Journal of Preventive Medicine. 2023;26(7):67‑73. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20232607167

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ме­то­до­ло­ги­чес­кие ас­пек­ты пос­та­нов­ки це­лей и за­дач в кор­по­ра­тив­ных прог­рам­мах ук­реп­ле­ния здо­ровья. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):7-13
Мо­дель по­се­ти­те­лей цен­тра здо­ровья от­но­си­тель­но при­вер­жен­нос­ти здо­ро­во­му об­ра­зу жиз­ни и уров­ню лич­ной от­ветствен­нос­ти за здо­ровье. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):59-63
От­но­ше­ние сту­ден­тов к здо­ро­во­му об­ра­зу жиз­ни. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):75-80
Осо­бен­нос­ти пси­хи­чес­ко­го сос­то­яния вра­чей раз­ных спе­ци­аль­нос­тей в пе­ри­од пан­де­мии COVID-19. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):81-90
Ис­сле­до­ва­ние экспрес­сии бел­ка p53 и об­ра­зо­ва­ния тем­ных ней­ро­нов в гип­по­кам­пе у крыс при мо­де­ли­ро­ва­нии сеп­топ­лас­ти­ки. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2023;(1):27-36
Вли­яние зна­чи­мых стрес­со­вых со­бы­тий на те­че­ние пер­вич­ных це­фал­гий. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2023;(1):26-32
Ге­не­ти­чес­кие фак­то­ры рис­ка раз­ви­тия H. pylori-по­зи­тив­ной яз­вен­ной бо­лез­ни же­луд­ка. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2023;(1):14-20
От­да­лен­ные ре­зуль­та­ты при­ме­не­ния ло­каль­ной те­ра­пии ме­тас­та­зов ме­ла­но­мы хо­риоидеи в пе­че­ни. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2023;(2):5-10
По­ка­за­те­ли стресс-от­ве­та в за­ви­си­мос­ти от ме­то­ди­ки анес­те­зии при кор­рек­ции ано­рек­таль­ных ано­ма­лий у де­тей. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(2):58-64
Ана­лиз пре­до­пе­ра­ци­он­ных фак­то­ров рис­ка де­ге­не­ра­тив­но­го за­бо­ле­ва­ния смеж­но­го сег­мен­та пос­ле вы­пол­не­ния тран­сфо­ра­ми­наль­но­го по­яс­нич­но­го спон­ди­ло­де­за. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2023;(2):48-55

Введение

Образ жизни человека представляет собой один из важнейших предикторов состояния его здоровья, во многом предопределяющий развитие, прогрессирование и исход целого ряда нозологий, в первую очередь, хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ). Например, крупные международные эпидемиологические исследования INTERHEART и INTERSTROKE показали важную роль в развитии инфаркта миокарда и инсульта вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем), недостаточной физической активности, нерационального питания [1, 2]. Помимо самостоятельного вклада, поведенческие факторы риска оказывают и интегральное воздействие на здоровье человека. Так, метаанализ на основании 21 проспективного исследования, включавшего оценку совокупного воздействия, по крайней мере 3 из 5 факторов образа жизни (физическая активность, курение, алкоголь, питание, ожирение), продемонстрировал, что приверженность к здоровому образу жизни связана с более низким риском общей смертности [3].

Формирование поведенческих факторов риска в значительной степени зависит от индивидуальных характеристик человека — пол, возраст, образовательный статус, уровень дохода, профессиональные особенности и прочее. В то же время, помимо индивидуальных особенностей, немаловажное значение имеет и среда обитания человека. Еще в 70-х годах прошлого столетия Ури Бронфенбреннер (U. Bronfenbrenner) обосновал теорию экологических систем, предполагающую средовое влияние на развитие человека, с фокусировкой на прогрессивном приспособлении индивида к изменяющейся среде на протяжении всей его жизни [4]. При этом средовое влияние условно классифицируется на микроуровень (микросреда семьи), мезоуровень (школьная, районная среда), экзоуровень (локальные внешние средовые воздействия) и макроуровень (социальные, экономические, политические условия). В рамках эпидемиологии ХНИЗ экологический подход У. Бронфенбреннера реализовался в экосоциальной модели здоровья, включающей наряду с биологическим компонентом, в качестве важной составляющей «общественное производство болезней».

Необходимо отметить, что эпидемиологическим особенностям формирования поведенческих факторов риска в России уделяется большое внимание [5—8], включая средовое влияние на мезоуровне и макроуровне (региональные особенности) [9, 10]. Ряд эпидемиологических исследований, характеризующих поведенческие факторы риска, проводился и в Кемеровской области [11—13]. Однако эти исследования охватывают взрослую часть российской популяции, без вовлечения субпопуляции молодежи. В то же время подростковый и юношеский возраст во многом предопределяют мировоззрение человека в его взрослой жизни, в том числе и в отношении к здоровью и поведенческим факторам риска. И хотя, в ряде исследований в России рассматривались эпидемиологические особенности поведенческих факторов риска у молодежи [14—16], тем не менее интегральной оценки зависимости образа жизни от среды обитания, не было. Это явилось побудительным мотивом разработки исследования по оценке индивидуальных и контекстуальных (то есть, средовых) условий формирования поведенческих факторов риска молодежи.

Цель исследования — выявить индивидуальные и контекстуальные условия формирования поведенческих факторов риска у студентов направления подготовки «Промышленная экология и биотехнологии» опорного университета административного центра промышленно-ориентированного региона.

Для достижения цели необходимо последовательно решить следующие задачи:

— составление опросника, включающего необходимые модули для комплексной оценки условий формирования поведенческих факторов риска выбранной группы населения;

— проведение опроса среди студентов разных ступеней, курсов и форм обучения;

— ввод, верификация, обработка и анализ полученных данных;

— определение уровня распространенности поведенческих факторов риска ХНИЗ в популяции молодежи.

Материал и методы

В состав комплексного одномоментного исследования включены студенты ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» Минобрнауки России — крупнейшего высшего учебного заведения Кемеровской области. Структура образовательного учреждения насчитывает 13 институтов, один колледж и два филиала.

Организационно-методическое сопровождение исследования осуществляется сотрудниками ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» (НМИЦ ТПМ) и ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет».

Дизайн исследования

Исследование проведено поэтапно в следующей последовательности (схематично дизайн исследования представлен на рисунке):

1) общие координирующие вопросы между исполнителями исследования, подписание соглашения о научно-практическом сотрудничестве;

2) разработка опросника (анкеты), структурирование модулей и верстка печатного варианта, подготовка электронного варианта шаблона для ввода базы данных с ответами респондентов;

3) определение и формирование выборки комплексного исследования, направленного на выявление индивидуальных и контекстуальных условий формирования поведенческих факторов риска у студентов;

4) ознакомление и подписание со стороны исследуемых индивидов информированного согласия;

5) проведение исследования, включающее опрос студентов, вошедших в выборку;

6) ввод полученных результатов опроса в предварительно разработанную базу данных;

7) верификацию базы данных (в том числе на наличие ошибок ввода);

8) статистическая обработка полученных данных с помощью функциональных возможностей компьютерной программы SPSS Statistics.

Дизайн исследования.

Этапы с 1-го по 3-й можно отнести к подготовительным, на которых помимо указанной информации собираются необходимые сведения для формирования выборки, проводится дополнительное обучение сотрудников особенностям проведения опроса и заполнения полученных данных.

Этические вопросы и защита персональной информации

Исследование выполняется в соответствии с этическими положениями Хельсинкской декларации, в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», а также в соответствии с частью 5 правил Качественной клинической практики Международной Конференции по гармонизации, в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации «Надлежащая клиническая практика Good Clinical Practice (GCP)» ГОСТ Р52379-2005. Конфиденциальность обеспечивается с учетом правовых требований Федерального закона Российской Федерации «О персональных данных» №152-ФЗ от 27 июля 2006 г. и национальном стандарте Российской Федерации «Электронная история болезни. Общие положения» ГОСТ Р 52636-2006. Предварительно исследование получило одобрение этического комитета ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет». В целях исполнения указанных выше законодательных и нормативных документов каждый обследуемый подписал информированное добровольное согласие на участие в исследовании. Разработан порядок отзыва информированного добровольного согласия участника с удалением внесенной информации из базы данных и утилизацией опросника.

Формирование выборки

Для выявления индивидуальных и контекстуальных условий формирования поведенческих факторов риска у студентов применяется выборочный неслучайный метод формирования доступной выборки. Из имеющихся в КемГУ институтов отобран технологический институт пищевой промышленности, в состав которого входит 5 кафедр (4 из них выпускающие). В институте обучаются студенты по 4 направлениям подготовки в бакалавриате (19.03.01 Биотехнология, 19.03.02 Продукты питания из растительного сырья, 19.03.03 Продукты питания животного происхождения, 19.03.04 Технология продукции и организация общественного питания) и 4 направлениям подготовки в магистратуре (19.04.01 Биотехнология, программа «Технологии, качество и безопасность биотехнологической продукции для пищевой промышленности, управление технологиями и проектами»; 19.04.02 Продукты питания из растительного сырья, программы: «Современные технологии хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделий», «Инженерия и безопасность напитков, пищеконцентратов и консервированной продукции»; 19.04.03 Продукты питания животного происхождения, программа «Конкурентоспособные технологии мясных и молочных продуктов»; 19.04.04 Технология продукции и организация общественного питания, программа «Инновационный менеджмент предприятий индустрии питания»). Формы обучения: очная и заочная (студенты заочной формы опрашиваются на установочной сессии).

Выбор одного института базировался с учетом территориального признака — все занятия проводятся в одном корпусе (восточный кампус КемГУ), что обеспечивает сбор данных в фиксированный выбранный период времени года (осень 2023 г.). Дополнительным фактором являлся профиль подготовки студентов — пищевой, технологический; что обеспечивает наличие у выбранной группы респондентов наличие базовых знаний по вопросам питания.

В исследование включены студенты, систематически посещающие аудиторные занятия двух ступеней обучения (бакалавриат и магистратура) и всех форм обучения (очная и заочная). Гендерные и возрастные страты не имеют целенаправленной фиксации при формировании выборки. Всего планируется включить в исследование 600 студентов, что позволит получить требуемую статистическую мощность исследования.

Документация

Для практического осуществления всего объема запланированных этапов в рамках исследования разработаны:

— опросник (анкета, состоящая из 10 модулей);

— информирование согласие (на участие в исследовании и обработку персональных данных);

— демонстрационные материалы, содержащие сведения о массе (объеме) пищевых продуктов и готовых блюд в наиболее употребимых мерах.

Непосредственная процедура исследования включает подписание ИС, которое является обязательным перед прохождением самого анкетирования и сам опрос методом личного интервью продолжительностью 65—90 мин.

Стандартный опрос

Перед проведением опроса осуществляется материально-техническое обеспечение исследования (выбор и предварительная подготовка аудиторий для проведения опроса, планирование дат и времени опроса с учетом актуального расписания занятий студентов разных форм обучения, обеспечение необходимого количества экземпляров опросника).

Опрос проводится с помощью специально разработанной анкеты (опросника), структурированной по модульному принципу на основании валидированных методик, использованных ранее в эпидемиологических исследованиях. Некоторые вопросы использованы в опросниках для исследования ЭССЕ-РФ-1, ЭССЕ-РФ-2 и ЭССЕ-РФ-3 [17, 18].

Структура и особенности модулей анкеты

Модуль 1. Общая информация о респонденте, включающая его социально-демографические характеристики: возраст, пол, национальность, гражданство, место постоянного жительства, учебное заведение, институт/факультет, ступень образования, форма и курс обучения.

Модуль 2. Семья, условия проживания, доход, работа. В данном блоке вопросы направлены на определение характера проживания студента (с родителями, друзьями или один/одна), условий проживания (имеется ли отдельная комната), наличия ребенка (детей). Финансовые возможности оцениваются при помощи уточнения о возможности приобретения пищи, дорогих товаров длительного пользования, квартиры, дома, дорогого автомобиля. Трудовая занятость включала вариант постоянной или временной работы, а также вариант «не работаю». В случае первых двух вариантов дополнительно следует указать характер работы (по специальности, интеллектуальная работа, физический труд).

Модуль 3. Инфраструктура района проживания включает характеристику типов жилых домов (отдельные дома, 1-3-этажные таунхаусы, многоквартирные дома 1—3, 4—6, 7—12, 13 и более этажей). В модуль включены вопросы на определение степени доступности (при передвижении пешком) объектов инфраструктуры: магазины/супермаркеты/гипермаркеты, библиотеки, детские сады, школы, книжные магазины, банки, предприятия общественного питания, аптеки, парикмахерские, остановочные пункты, культурно-развлекательные центры, тренажерные залы/фитнес-центры. С помощью семантического пространства по шкале Лейкарта от «полностью не согласен» до «полностью согласен» предлагается оценить инфраструктуру для передвижения пешком, эстетику района проживания, общую безопасность и характер автомобильного движения. За основу взята адаптированная версия вопросника NEWS (Neighborhood Environmental Walkability Scale), хорошо зарекомендовавшего себя в зарубежных исследованиях [19], а также применявшаяся в российских исследованиях [13, 20]. Помимо этого, включены вопросы о частоте выявления в разных общественных местах курящих людей и людей, употребляющих алкоголь, людей, занимающихся спортом, а также дать оценку частоте рекламы в разных СМИ продукции для быстрого питания, сладких напитков, фруктов и овощей, спортивных секций, лекарств для прекращения курения.

Модуль 4. Физическая активность (ФА). Использован разработанный ВОЗ и переведенный на русский язык вопросник «Глобальный вопросник по ФА» (GPAQ — Global Physical Activity Questionnaire), который позволяет оценить уровень ФА во время работы, при перемещении с места на место и во время активного досуга, выделить лиц с низкой ФА, а также оценить малоподвижный образ жизни.

Модуль 5. Питание. Ключевой и самый большой по количеству вопросов модуль (86 вопросов) направлен на оценку пищевых привычек и характера питания. Пищевая продукция и готовые блюда поделены на однородные группы по сырьевому признаку: фрукты, овощи; молочные продукты; мясо, яйцо; хлебобулочные изделия, злаки, выпечка; напитки, масло и жир для приготовления пищи. Опрашиваемым необходимо было указать количественную характеристику потребления отдельных наименований пищевой продукции. Для более точного определения дополнительно использовали наглядный материал (фото продукции и блюд) с фиксированной количественной характеристикой массы/объема пищи. Использовался модифицированный вариант валидизированного для российской популяции частотного вопросника полуколичественной оценки характера питания [21].

Модуль 6. Употребление алкоголя. Использованы вопросник исследования «Стресс, старение и здоровье в России» — SAHR (The survey on Stress, Aging and Health in Russia), позволяющий оценить потребление этанола [22, 23], и вопросник оценки потребления алкоголя AUDIT (Alcohol Use Disorder Identification Test), разработанные в рамках проекта ВОЗ «Выявление и ведение алкогольных проблем в общей медицинской практике». В качестве основных алкогольных напитков в опроснике указаны: пиво, сухое вино, шампанское, крепленое вино, домашние крепкие настойки, водка, коньяк.

Модуль 7. Курение. Использован вопросник STEPS (STEPwise approach to surveillance), адаптированный специалистами НМИЦ ТПМ для российских исследований с добавлением вопросов об электронных системах доставки никотина [24]. Исследователь получал информацию о текущем статусе курения, частоте и количестве выкуриваемых сигарет/иных табачных изделий, попытках бросить курить, возрасте начала и прекращения курения.

Модуль 8. Стресс. Оценивался при помощи вопросника PSS (Perceived Stress Scale) с оценкой по школе Коена (Cohen’s Stress Scale) [25]. Уровень стресса соответствует сумме баллов на основании ответов на 10 вопросов: максимальное количество баллов — 40, минимальное — 0.

Модуль 9. Тревога и депрессия. Оценивается по госпитальной шкале тревоги и депрессии HADS — Hospital Anxiety (A) and Depression Scale (D), критерии которой детально представлены ранее [26]. HADS состоит из 14 вопросов о тревоге и депрессии за последние 2 недели. Уровень тревоги/депрессии оценивается по полученной сумме баллов на основании ответов на вопросы: 0—7 баллов — «норма», отсутствие достоверных симптомов тревоги/депрессии; 8—10 — субклинический уровень тревоги/депрессии; ≥11 — клинический уровень тревоги/депрессии. Сумма баллов 8+ оценивается как повышенный уровень тревоги/депрессии (суммарный показатель субклинический и клинический уровень тревоги/депрессии).

Модуль 10. Социальная среда. Направлен на выявление значимых для студентов качеств личности, влияющих на престиж, авторитет обучаемого. Оценивается наличие знакомых из представителей разных субкультур. Предлагается путем самооценки по трехуровневой шкале на момент опроса дать характеристику своей материальной обеспеченности, питанию, здоровью, одежде и общей оценки своей жизни. Студенту необходимо указать характер отношений с родителями, преподавателями и в учебной группе. Подлежат оценке особенности сна. Необходимо указать отношение (по 5-балльной шкале, 1 — не важно, 5 — очень важно) к следующим сторонам жизни: положение в обществе, любовь, работа, образование, здоровье, семья, возможность увидеть мир, дети, материальное благополучие, творчество, общение с друзьями. Дополнительно выявляются особенности свободного времяпрепровождения студентов (наличия разного хобби). Предлагается указать отношение к религии. В заключении модуля необходимо указать свой рост, массу тела; вспомнить 5 друзей, знакомых, родственников, с которыми чаще всего общаются студенты, и отметить, какое количество из них курят, регулярно употребляют алкоголь, занимаются спортом, имеют избыточную массу тела.

Формирование единой базы данных

Полученные результаты опроса подлежат фиксации на бумажном носителе с дальнейшим вводом в электронную базу данных исследования. На этапе ввода данных используются функциональные возможности программы Microsoft Excel.

Качество полученных данных обеспечивается, прежде всего, в процессе их сбора путем дополнительной проверки печатного варианта, а также по окончании ввода данных в электронную базу (верификация с помощью упорядочения, сортировки и фильтрации введенных данных). Ввод информации с печатных экземпляров анкет осуществляется сотрудниками, проводившими опрос, что дополнительно исключает ошибки, связанные с идентификацией почерка, и исключает доступ посторонних лиц к персональным данным опрашиваемых. В случае обнаружения ошибок ввода при верификации электронной базы данных необходимая информация сверяется с печатным вариантом опросника.

Созданный электронный массив информации позволяет выгружать деперсонифицированные данные в разных форматах (в том числе Excel) и формировать первичную отчетную документацию по данному комплексному исследованию:

— гендерный и возрастной состав обследованных и число введенных информационно-регистрационных карт (ИРК);

— количество опрошенных и введенных ИРК;

— деперсонифицированные результаты опроса для каждого участника.

Статистическая обработка базы данных в целом проводится в НМИЦ ТПМ в соответствии со стандартными методами вариационной статистики. Для оценки изучаемых переменных планируется использовать стандартные эпидемиологические методы и унифицированные критерии.

Заключение

Результаты, полученные путем комплексного опроса студентов пищевого технологического профиля, могут расцениваться в качестве основополагающих для выявления индивидуальных и контекстуальных условий формирования поведенческих факторов риска у выбранной социально-демографической группы населения — студентов. Выявленные зависимости (или их отсутствие) дополнит существующие знания о влиянии социума и условий проживания на образ жизни студентов. Собранный материал позволит адресно и эффективно разрабатывать систему профилактических мероприятий и программ, направленных на популяризацию здорового образа жизни с учетом региональной компоненты. Детальная характеристика особенностей питания послужит вектором при установлении стереотипов пищевого поведения студентов крупного административного центра промышленно-ориентированного региона. Появляется дополнительная возможность оценки вклада инфраструктуры и условий жизнедеятельности на разные аспекты здоровья индивида. Рассматриваемое направление исследований углубит знания по вопросам взаимосвязи социально-экономических, образовательных и промышленных аспектов разных групп населения Российской Федерации. В конечном итоге комплекс профилактических мероприятий широкого спектра направленности, опирающийся на полученные в работе результаты и корреляции, будет обладать значимой эффективностью для формирования основ здоровьесбережения важной трудоспособной группы населения Российской Федерации — студентов высшего учебного заведения.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования — С.А. Максимов, М.Б. Котова; сбор и обработка материала — М.С. Куракин, Н.Г. Костина; статистический анализ данных — С.А. Максимов, М.С. Куракин, Н.Г. Костина, М.Б. Котова; написание текста — М.С. Куракин, С.А. Максимов, Н.Г. Костина; редактирование — Н.Г. Костина.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.