Берсенева Е.А.

ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора;
ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Умнов С.В.

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Чудина Ю.А.

ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы» Минобрнауки России

Агамов З.Х.

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко» Минобрнауки России

Кудрина В.Г.

ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России

Оценка грамотности руководителей медицинских организаций в вопросах управления персоналом

Авторы:

Берсенева Е.А., Умнов С.В., Чудина Ю.А., Агамов З.Х., Кудрина В.Г.

Подробнее об авторах

Журнал: Профилактическая медицина. 2023;26(12): 19‑26

Просмотров: 418

Загрузок: 26


Как цитировать:

Берсенева Е.А., Умнов С.В., Чудина Ю.А., Агамов З.Х., Кудрина В.Г. Оценка грамотности руководителей медицинских организаций в вопросах управления персоналом. Профилактическая медицина. 2023;26(12):19‑26.
Berseneva EA, Umnov SV, Chudina YuA, Agamov ZKh, Kudrina VG. Assessment of medical organizations managers in personnel management literacy. Russian Journal of Preventive Medicine. 2023;26(12):19‑26. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20232612119

Рекомендуем статьи по данной теме:
Оцен­ка ра­бо­ты за­ве­ду­ющих от­де­ле­ни­ями, дан­ная ру­ко­во­ди­те­ля­ми ме­ди­цин­ских ор­га­ни­за­ций. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):51-58
Бес­сим­птом­ная ги­пе­ру­ри­ке­мия: оче­вид­ное, спор­ное, ги­по­те­ти­чес­кое. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(7):103-109
Теоре­ти­чес­кие ас­пек­ты стра­те­ги­чес­ко­го пла­ни­ро­ва­ния в сто­ма­то­ло­гии. Рос­сий­ская сто­ма­то­ло­гия. 2023;(2):3-7
Сов­ре­мен­ные под­хо­ды к оп­ре­де­ле­нию де­ятель­нос­ти в здра­во­ох­ра­не­нии и нап­рав­ле­ния ис­поль­зо­ва­ния в ней ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий (сис­те­ма­ти­чес­кий об­зор). Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2023;(2):50-58
Кад­ро­вый ре­сурс в сис­те­ме здра­во­ох­ра­не­ния. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2023;(2):59-66
Пос­тко­вид­ный син­дром в прак­ти­ке нев­ро­ло­га. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(7):124-129

Введение

В России в рамках системы здравоохранения отсутствует единая методология оценки знаний руководителей в области управления персоналом. При этом нередко эти знания отсутствуют, так как многие российские руководители не получали соответствующего дополнительного образования, их опыт ограничен реальной практикой и не имеет теоретической базы. Отчасти такое положение вещей связано с уверенностью специалистов сферы здравоохранения в специфичности управления медицинскими организациями и персоналом в них. И хотя, безусловно, подобная специфика присутствует, определяя бо́льшую ценность и актуальность отдельных компетенций в сравнении с другими сферами, на наш взгляд, было бы некорректно категорически разделять управление персоналом в здравоохранении и управление в иных организациях. При этом назначение специалистов на руководящую должность сопровождается кардинальной сменой деятельности и предполагает наличие принципиально иных компетенций, нежели те, которые ценятся у клинических врачей. Эти факты в совокупности с иными проблемами были и остаются препятствием, определяющим ограниченное увеличение эффективности работы как отдельных медицинских организаций, так и всей системы здравоохранения.

Другая сторона проблемы заключается в том, что существующие инструменты оценки руководителей, которые применяются сравнительно часто, основываются на оценке конечного результата управления (например, финансовые или целевые показатели клиники, ключевые показатели эффективности (KPI) и т.д.) или субъективных суждениях сотрудников, пациентов и самих руководителей о качестве их работы. Метод оценки компетенций, который предлагает ACHE (Американский колледж руководителей здравоохранения) основан на самооценке [1]. Инструментов оценки знаний в вопросах управления персоналом и в России, и на международном уровне как таковых нет, поскольку чаще всего они включены в финальный экзамен по специальности «менеджмент» и предполагается, что человек, занимающий руководящую должность, уже прошел все необходимые для подтверждения своей квалифицированности тесты. Это означает, что знание теоретической базы определяется на уровне обучения, которое в реалиях российского здравоохранения проходят не все руководители. Существует большое количество различных тестов знаний в области управления персоналом, которые разрабатываются и применяются частными компаниями [2]. При этом, во-первых, такие тесты не всегда охватывают весь необходимый спектр знаний, сосредоточиваясь на процессах подбора и обучения персонала. Во-вторых, подобные тесты, применяемые в сфере здравоохранения, нами не найдены вовсе. Даже в случае существования подобных методик в здравоохранении тот факт, что найти их затруднительно, говорит о незаслуженно малом внимании к столь важному вопросу.

При этом важно, что управление персоналом, как и любая другая сфера менеджмента, со временем претерпевает изменения — некоторые методики признаются устаревшими, вводятся новые. Управленцев поощряют к самообучению, но инструментов контроля этого процесса нет, соответственно, оценить актуальность знаний даже прошедших обучение руководителей не представляется возможным. При этом существующие методы оценки компетенций руководителей разнородны, потому сравнение результатов даже в пределах одной страны затруднительно.

Управление персоналом является ключевой задачей руководителя в здравоохранении, так как главный ресурс медицины — это люди. До 70% расходов в секторе здравоохранения приходится на оплату труда специалистов [3, 4]. Подход к решению этой задачи постоянно меняется с внедрением новых передовых методик, совершенствованием существующих, пересмотром правил, стандартов и подходов. В управлении персоналом медицинских организаций существует большое количество современных трендов, некоторые из них заслуживают особого внимания [5]. Однако при всей динамичности и изменчивости ряд факторов, которые влияют на эффективность руководителя и организации, остаются неизменными. Соответственно, имеет смысл говорить о некой базовой грамотности руководителей в вопросе управления персоналом.

К сожалению, необходимо констатировать, что грамотности в управлении персоналом уделяется незаслуженно мало внимания в отличие от финансовой, юридической или цифровой грамотности.

Исходя из сказанного выше, можно заключить, что проблема оценки знаний в области управления персоналом руководителей в здравоохранении остается актуальной. Особенно это очевидно в контексте работы с кадровым потенциалом сотрудников, работы с кадровым резервом, обучения и повышения квалификации руководителей, роста эффективности управления медицинскими организациями.

Очевидно, что ценность имеет не только понимание руководителями теоретических аспектов управления персоналом, но и способность применить знания на практике, поэтому грамотность не должна рассматриваться в отрыве от реальной деятельности. Следует отметить, что лишь немногие руководители медицинских организаций прошли дополнительное обучение, у подавляющего большинства знания в сфере управления персоналом фрагментарны при отсутствующем целостном понимании указанных выше процессов и их взаимосвязи.

Цель исследования — протестировать руководителей на предмет грамотности в управлении персоналом и провести сравнительный анализ успеваемости руководителей в зависимости от различных характеристик (пол, возраст, трудовой стаж и т.п.).

Материал и методы

Характеристика выборки (испытуемые). Всего опрошены 186 добровольцев, среди которых 47 мужчин и 139 женщин, являющихся сотрудниками медицинских организаций. Выборка отражает распределение сотрудников медицинских организаций России по половому признаку. Согласно статистике, доля женщин-врачей в медицинских организациях составляет более 70%, доля женщин — средних медицинских работников — 95% [6].

Среди опрошенных 137 человек с высшим образованием и 49 человек со средним образованием. Большинство участников опроса имели отношение к управлению медицинской организацией.

Процедура тестирования. Тестирование проводилось в онлайн-формате, добровольцы отвечали на вопросы, выбирая определенный вариант ответа. Время заполнения теста было ограничено 30 минутами, для того чтобы проверить уровень остаточных знаний, непосредственно имеющихся у опрашиваемых, и исключить использование ими внешних источников информации.

Описание теста «Грамотность руководителей в управлении персоналом» (ГРУП-теста). Тест разработан для оценки грамотности руководителей в вопросах управления персоналом, авторы С.В. Умнов, Е.А. Берсенева, Д.А. Подольский.

Тест позволяет выявить зоны развития руководителя и определить приоритетные темы для обучения в сферах управления персоналом. Результаты тестирования могут быть использованы при составлении индивидуальных планов развития руководителей или кандидатов на руководящие должности в организации.

Тест включает 79 вопросов, сгруппированных по следующим темам в сфере управления персоналом:

— система управления персоналом;

— обеспечение персоналом;

— оптимизация условий труда;

— развитие кадрового потенциала;

— управление внутренней средой;

— оценка деятельности сотрудников.

Темы для группировки соответствуют структуре описания, а также отражают содержание рекомендаций по контролю качества и безопасности медицинской деятельности, представленных в монографии [7] и рекомендациях Росздравнадзора по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности [8].

Обработка результатов. Результаты тестирования сведены в общую т аблицу, далее вычислены доли (%) правильных ответов по всему тесту в целом и по каждой теме отдельно, а также в зависимости от пола, возраста, уровня образования, наличия повышения квалификации в области управления персоналом, продолжительности общего трудового стажа и стажа управленческой работы. Для выявления статистически значимых различий между группами использовали критерий Стьюдента (t) для двух независимых выборок и критерий Краскела—Уоллиса (H) для нескольких независимых выборок. Статистически значимыми считали различия, уровень значимости которых не превышал 0,05.

Результаты

На основе результатов тестирования всех опрошенных вычисляли доли (%) правильных ответов в целом по всему ГРУП-тесту и отдельно по каждой теме в сфере управления персоналом.

Первоначально показано, что доля правильных ответов по ГРУП-тесту по всей выборке в среднем не превышает 32%. Средний уровень знаний для всех опрошенных по разным темам варьирует от 25% до 43% (рисунок). Это указывает на то, что в целом грамотность руководителей медицинских организаций в вопросах управления персоналом не превышает 50%.

Доля правильных ответов, усредненная по всем опрошенным, в целом по тесту «Грамотность руководителей в управлении персоналом» и отдельно по каждой теме.

В данном исследовании приняли участие женщины и мужчины, при этом женщин было в 3 раза больше. С целью выявления грамотности руководителей в зависимости от пола всех участников тестирования разделили на две группы: группу мужчин (47 человек) и группу женщин (139 человек), а затем сравнили долю правильных ответов по ГРУП-тесту в этих группах (табл. 1). Из табл. 1 видно, что женщинам по всем направлениям в управлении персоналом принадлежит бóльшая доля правильных ответов по сравнению с мужчинами. Статистически значимые различия обнаружены по всему тесту в целом и по следующим темам: «обеспечение персоналом», «формирование и развитие кадрового потенциала», «управление внутренней средой и социальной политикой медицинской организации».

Таблица 1. Доли правильных ответов в группах мужчин и женщин по шкалам теста «Грамотность руководителей в управлении персоналом», %

Шкала теста «Грамотность руководителей в управлении персоналом»

Группа

Показатель значимости различий

мужчины (n=47)

женщины (n=139)

M±m

t

p

1

Система управления персоналом

22,2±4

25,5±2

–1,43

0,154

2

Обеспечение персоналом

27,1±4

32,2±2

–2,09

0,038*

3

Обеспечение и оптимизация условий труда

39,1±7

44,8±3

–1,55

0,123

4

Формирование и развитие кадрового потенциала

26,1±4

31,8±3

–2,23

0,027*

5

Управление внутренней средой и социальной политикой медицинской организации

30,6±5

37,7±3

–2,27

0,025*

6

Оценка деятельности сотрудников

29,5±5

33,1±3

–1,21

0,226

7

Общая оценка грамотности руководителей в вопросах управления персоналом

28,3±4

33,2±2

–2,49

0,014*

Примечание. В табл. 1—6: данные представлены в виде средней величины и стандартной ошибки средней (М±m); * — значения с уровнем значимости p<0,05; t — значения критерия Стьюдента; p — уровень его значимости; n — количество человек в группах.

Для выявления возрастных особенностей результатов прохождения ГРУП-теста всю выборку (186 человек) разделили на восемь возрастных групп. Разделение на группы основано на трех принципах. Первый принцип заключается в представлении о том, что до 30 лет сотрудники медицинской организации, как правило, не занимают управленческие должности. Второй принцип учитывает общепринятую возрастную периодизацию, связанную с выделением пятилетних периодов, являющихся минимальными временными промежутками, в которых возможны динамические изменения профессиональных компетенций. Третий принцип опирается на статистический критерий, учитывающий количество человек в каждой возрастной группе, которое не должно быть менее 10.

Таким образом, в 1-ю группу вошли опрошенные в возрасте до 30 лет (12 человек), 2-я группа сформирована из участников в возрасте 31—35 лет (30 человек), 3-я группа — из участников в возрасте 36—40 лет (27 человек), 4-я группа — из участников в возрасте 41—45 лет (33 человека), 5-я группа — из участников в возрасте 46—50 лет (27 человек), 6-я группа — из участников в возрасте 51—55 лет (26 человек), 7-я группа — из участников в возрасте 56—60 лет (18 человек), 8-я группа — из участников в возрасте старше 61 года (13 человек).

При сравнении возрастных групп значимых различий между ними не было ни по тесту в целом, ни по отдельным темам в сфере управления персоналом (табл. 2). В табл. 2 представлены доли правильных ответов, данных участниками разных возрастных групп. В целом по всем вопросам теста наибольшая доля правильных ответов обнаружена в 4-й группе (41—45 лет). По разным темам набольшее количество правильных ответов выявлено в разных возрастных группах.

Таблица 2. Доли правильных ответов в разных возрастных группах по шкалам теста «Грамотность руководителей в управлении персоналом», %

Шкала теста «Грамотность руководителей в управлении персоналом»

Группа

Показатель значимости различий

до 30 лет (n=12)

31—35 лет (n=30)

36—40 лет (n=27)

41—45 лет (n=33)

46—50 лет (n=27)

51—55 лет (n=26)

56—60 лет (n=18)

более 61 года (n=13)

M±m

H

p

1

Система управления персоналом

30,6±9

23,1±6

23,5±6

24,7±3

27,2±6

23,4±5

23,2±6

24,3±8

3,49

0,836

2

Обеспечение персоналом

32,1±9

30,2±5

30,4±7

32,1±5

32,0±5

30,6±5

30,0±6

28,8±9

1,52

0,982

3

Обеспечение и оптимизация условий труда

35,4±13

47,1±9

40,3±9

45,1±6

45,4±9

42,3±9

42,8±10

42,7±10

2,85

0,899

4

Формирование и развитие кадрового потенциала

28,3±8

30,4±5

30,4±6

31,9±5

31,1±6

31,0±6

27,0±8

30,6±8

1,7

0,974

5

Управление внутренней средой и социальной политикой медицинской организации

32,5±10

32,7±6

37,0±7

38,8±6

33,0±7

36,2±5

37,9±10

40,0±13

3,17

0,869

6

Оценка деятельности сотрудников

28,6±10

33,3±7

36,5±6

30,7±5

32,0±6

31,3±7

28,2±10

35,7±10

4,1

0,769

7

Общая оценка грамотности руководителей

30,9±7

31,7±5

32,3±5

32,9±3

32,6±4

31,6±4

30,4±6

32,5±8

1,36

0,987

Примечание. H — значения критерия Краскела—Уоллиса.

По теме «система управления персоналом» бóльшая доля правильных ответов отмечена в 1-й группе (до 30 лет). Участники 1-й (до 30 лет) и 4-й (41—45 лет) групп набрали равное наибольшее количество баллов по теме «обеспечение персоналом». Участники 2-й группы (31—35 лет) лучше всех ориентируются в вопросах обеспечения и оптимизации условий труда. По вопросам формирования и развития кадрового потенциала бóльшую успеваемость показали участники 4-й группы (41—45 лет). В вопросах управления внутренней средой и социальной политикой медицинской организации лучше всего разбираются участники 8-й группы (старше 61 года). По теме «оценка деятельности сотрудников» наибольшая доля правильных ответов была у участников 3-й группы (36—40 лет).

Для проверки предположения о возможном влиянии уровня образования на грамотность в вопросах управления персоналом всех опрошенных разделили на две группы. В одну группу вошли профессионалы с высшим образованием (137 человек), другую группу составили медицинские работники со средним образованием (49 человек). Данные по группам с разным уровнем образования представлены в табл. 3. При сравнительном анализе не выявлены значимые различия между этими группами. Однако сравнение долей правильных ответов позволило говорить о том, что по всему тесту в целом и почти по всем темам (кроме одной) медицинские работники со средним образованием набрали больше баллов. И только по теме «система управления персоналом» лучше отвечали профессионалы с высшим образованием.

Таблица 3. Доли правильных ответов в группах с высшим и средним образованием по шкалам теста «Грамотность руководителей в управлении персоналом», %

Шкала теста «Грамотность руководителей в управлении персоналом»

Группа

Показатель значимости различий

высшее образование (n=137)

среднее образование (n=49)

M±m

t

p

1

Система управления персоналом

24,9±2

24,0±3

0,391

0,696

2

Обеспечение персоналом

30,7±2

31,3±4

–0,249

0,804

3

Обеспечение и оптимизация условий труда

43,2±4

43,9±6

–0,198

0,843

4

Формирование и развитие кадрового потенциала

29,8±3

32,0±4

–0,833

0,406

5

Управление внутренней средой и социальной политикой медицинской организации

35,3±3

37,6±5

–0,714

0,476

6

Оценка деятельности сотрудников

31,5±3

34,1±4

–0,892

0,374

7

Общая оценка грамотности руководителей в вопросах управления персоналом

31,6±2

32,9±3

–0,620

0,536

Все опрошенные также разделены на работников, имеющих дополнительное образование в сфере управления персоналом (95 человек), и работников без дополнительного образования (91 человек). На основе критерия Стьюдента (t) и уровня его значимости не выявлены статистически значимые различия между группами с дополнительным образованием и без него (табл. 4). Однако сравнение долей правильных ответов позволило выявить различия между этими группами. Группа респондентов, имеющих дополнительное образование в сфере управления персоналом, лучше справилась с ГРУП-тестом в целом и по всем темам, кроме одной. Только по теме «обеспечение персоналом» лучшие результаты показала группа без дополнительного образования в сфере управления персоналом.

Таблица 4. Доли правильных ответов в группах имеющих дополнительное образование в сфере управления персоналом и не имеющих такового по шкалам теста «Грамотность руководителей в управлении персоналом», %

Шкала теста «Грамотность руководителей в управлении персоналом»

Группа

Показатель значимости различий

есть дополнительное образование (n=95)

нет дополнительного образования (n=91)

M±m

t

p

1

Система управления персоналом

26,1±3

23,1±3

1,521

0,130

2

Обеспечение персоналом

30,7±3

31,1±3

–0,196

0,845

3

Обеспечение и оптимизация условий труда

44,7±4

41,9±5

0,887

0,376

4

Формирование и развитие кадрового потенциала

31,8±3

28,9±3

1,261

0,209

5

Управление внутренней средой и социальной политикой медицинской организации

37,4±4

34,4±4

1,086

0,279

6

Оценка деятельности сотрудников

34,1±3

30,2±4

1,489

0,138

7

Общая оценка грамотности руководителей в вопросах управления персоналом

33,1±2

30,8±3

1,278

0,203

Важно было также определить различия в грамотности управления персоналом у опрошенных с разной продолжительностью общего трудового стажа. Для выявления таких различий все медицинские работники были разделены на восемь групп в зависимости от общего стажа работы (табл. 5). Разделение на группы основывалось на двух принципах. Во-первых, учитывали пятилетние периоды общего стажа, во-вторых, ориентировались на количество человек в группе, которое должно быть не менее 10.

Таблица 5. Доли правильных ответов в группах с разной продолжительностью общего стажа по шкалам теста «Грамотность руководителей в управлении персоналом», %

Шкала теста «Грамотность руководителей в управлении персоналом»

Группа

Показатель значимости различий

до 5 лет (n=13)

6—10 лет (n=24)

11—15 лет (n=26)

16—20 лет (n=26)

21—25 лет (n=32)

26—30 лет (n=28)

31—35 лет (n=11)

36 лет

и более (n=28)

M±m

H

p

1

Система управления персоналом

28,0±9

21,2±6

27,9±6

21,8±5

25,5±4

27,1±6

20,5±4

24,1±5

8,5

0,290

2

Обеспечение персоналом

28,2±8

25,6±6

38,3±5

27,5±6

32,7±5

34,5±5

27,7±8

28,4±5

18,68

0,009*

3

Обеспечение и оптимизация условий труда

31,8±11

43,8±11

50,5±6

36,1±8

49,2±7

43,8±10

37,5±11

42,9±7

8,51

0,290

4

Формирование и развитие кадрового потенциала

27,9±6

25,6±7

35,6±5

29,2±6

31,9±6

33,8±6

26,1±8

28,3±6

11,6

0,115

5

Управление внутренней средой и социальной политикой медицинской организации

31,8±9

28,3±8

40,5±6

33,8±7

38,1±7

40,4±8

32,7±9

36,1±8

10,1

0,183

6

Оценка деятельности сотрудников

29,2±9

28,0±8

42,0±6

30,5±6

32,6±5

29,8±7

30,5±10

31,9±8

12,08

0,098

7

Общая оценка грамотности руководителей

29,1±6

27,5±6

38,4±4

29,2±4

33,8±3

34,1±5

28,4±3

30,8±5

16,83

0,019*

В 1-ю группу вошли работники с общим стажем менее 5 лет, их оказалось 13 человек, 2-я группа представлена работниками со стажем от 6 до 10 лет (24 человека), 3-я группа — со стажем 11—15 лет (26 человек), 4-я группа — со стажем 16—20 лет (26 человек), 5-я группа — со стажем 21—25 лет (32 человека), 6-я группа — со стажем 26—30 лет (28 человек), 7-я группа — со стажем 31—35 лет (11 человек), 8-ю группу составили 28 медицинских работников с общим стажем 36 лет и более.

Статистически значимые различия обнаружены по всему ГРУП-тесту и по теме «обеспечение персоналом» между 2-й группой (6—10 лет) и 3-й группой (11—15 лет), различающимися общим стажем работы. При этом в 3-й группе уровень грамотности в управлении персоналом по всему тесту и по теме «обеспечение персоналом» статистически значимо выше, чем во 2-й группе (p=0,037). Между другими группами статистически значимых различий не обнаружено.

Сравнительный анализ групп с разным общим стажем работы показал, что по всему ГРУП-тесту и по всем темам, кроме одной, наибольшая доля правильных ответов отмечена в 3-й группе (11—15 лет) по сравнению со всеми другими группами. Только по теме «система управления персоналом» наибольшая доля правильных ответов получена в 1-й группе (до 5 лет), оценки которой тем не менее статистически незначимо отличаются от оценок других групп.

Для выявления различий в успешности решения ГРУП-теста в зависимости от управленческого стажа всех опрошенных разделили на шесть групп (табл. 6). Принципы разделения на группы использовали те же, что и при разделении на группы по продолжительности общего трудового стажа. В 1-ю группу включены 80 медицинских работников, управленческий стаж которых составлял менее 5 лет включительно, в эту же группу вошли также работники, не имеющие управленческого опыта. Во 2-ю группу включены 42 человека со стажем управленческой работы от 6 до 10 лет, 3-я группа состоит из работников с управленческим стажем 11—15 лет (26 человек), 4-я группа — из работников с управленческим стажем 16—20 лет (17 человек), 5-я группа — из работников с управленческим стажем 21—25 лет (12 человек), 6-я группа — из работников с управленческим стажем 26 лет и более (11 человек).

Таблица 6. Доли правильных ответов в группах с разной продолжительностью управленческого стажа по шкалам теста «Грамотность руководителей в управлении персоналом», %

Шкала теста «Грамотность руководителей в управлении персоналом»

Группа

Показатель значимости различий

менее 5 лет (n=80)

6—10 лет (n=42)

11—15 лет (n=26)

16—20 лет (n=17)

21—25 лет (n=12)

26 лет и более (n=11)

M±m

H

p

1

Система управления персоналом

24,4±3

23,2±4

27,9±5

26,0±7

24,2±7

22,7±10

3,05

0,693

2

Обеспечение персоналом

30,1±3

32,4±4

31,0±5

30,6±6

30,0±10

32,3±9

1,03

0,960

3

Обеспечение и оптимизация условий труда

41,3±5

46,7±7

45,7±8

45,6±11

37,5±9

42,0±15

3,67

0,598

4

Формирование и развитие кадрового потенциала

31,6±3

28,6±5

31,5±6

27,1±7

30,9±7

30,3±11

2,65

0,754

5

Управление внутренней средой и социальной политикой медицинской организации

33,9±4

35,0±5

43,5±7

30,6±9

40,0±12

40,0±12

7,59

0,180

6

Оценка деятельности сотрудников

32,7±4

32,0±5

34,6±6

25,6±8

28,6±11

37,0±14

4,08

0,539

7

Общая оценка грамотности руководителей

31,6±3

32,0±3

34,3±4

29,9±6

31,1±8

33,3±10

2,61

0,760

Предположение о том, что уровень грамотности определяется продолжительностью управленческого стажа, не подтвердилось. При сравнении групп с разным стажем управления статистически значимых различий не было. Более детальный сравнительный анализ показал, что в целом по всему ГРУП-тесту наибольшая доля правильных ответов выявлена в 3-й группе (11—15 лет), так же как по темам «система управления персоналом» и «управление внутренней средой и социальной политикой медицинской организации». Участники 2-й группы (6—10 лет) набрали большее количество баллов по темам «обеспечение персоналом» и «обеспечение и оптимизация условий труда». Участники 1-й группы (менее 5 лет) лучше всех отвечали на вопросы по теме «формирование и развитие кадрового потенциала». Тема «оценка деятельности сотрудников» лучше всего освоена участниками 6-й группы (более 26 лет).

Выводы

В целом грамотность руководителей медицинских организаций в вопросах управления персоналом можно охарактеризовать как невысокую. Вероятные причины низких результатов — отсутствие тематического обучения и недостаточное внимание к вопросам управления персоналом со стороны руководителей медицинских организаций.

Руководители со средним медицинским образованием продемонстрировали более высокие результаты по сравнению с респондентами, имеющими высшее образование. Исходя из полученных нами результатов, можно предположить, что высшее образование само по себе не дает преимуществ в знании вопросов управления персоналом. Возможно, более высокие результаты связаны с большей вовлеченностью руководителей среднего медицинского персонала в управление, так как текучесть среднего медицинского персонала, его потребности в адаптации, удержании и мотивации в целом выше по сравнению с врачами. Руководители, получившие дополнительное образование в сфере менеджмента и управления персоналом, показали более высокие результаты. Это косвенно может свидетельствовать о важности дополнительного обучения руководителей в сфере здравоохранения.

В группе «молодых» руководителей по общему и управленческому стажу результаты по большинству тем управления персоналом ниже, чем у более опытных коллег. Лучшие результаты наблюдаются в группе руководителей с общим стажем работы 11—15 лет.

Женщины-руководители показали более высокие результаты по сравнению с мужчинами-руководителями. Возможно, это связано с большей вовлеченностью женщин-руководителей в решение вопросов управления персоналом.

Руководители хуже всего разбираются в вопросах теории управления персоналом (блок вопросов «система управления персоналом»). Самые высокие результаты руководители продемонстрировали в знании темы «обеспечение и оптимизация условий труда». Возможно, это связано с фокусом руководителей на решении вопросов мотивации и удержания персонала в условиях дефицита квалифицированных кадров в современных условиях в Российской Федерации. Из полученных данных можно заключить, что существует связь уровня грамотности в вопросах управления с общим опытом работы. Самые высокие оценки в среднем получены в группе со стажем 11—15 лет. Можно предположить, что с дальнейшим ростом стажа внимание к некоторым аспектам управления снижается.

Следует обратить внимание на тот факт, что система здравоохранения в последние десятилетия претерпевала значительные изменения. В связи с этим требуется дополнительно проанализировать взаимосвязь уровня знаний в вопросах управления персоналом и влияния социально-культурных факторов. Исторический, экономический и культурный контекст мог оказать значительное влияние на систему ценностей и мотивационную составляющую. По результатам нашего исследования более высокие результаты тестирования отслеживаются у руководителей, чье становление в профессии происходило в нашей стране в конце 90-х годов XX века — первом десятилетии XXI века. Кроме того, важно оценить связь низких результатов тестирования с недостаточной зрелостью руководителей в профессиональном плане или с предпенсионным возрастом — эти периоды жизни связаны со сдвигом системы ценностей и могут оказывать влияние на заинтересованность руководителей в управлении и обучении.

Результаты исследования и сделанные нами выводы демонстрируют перспективность и важность изучения данной темы для здравоохранения. Описанные выше предположения и гипотезы должны быть изучены дополнительно.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования — Е.А. Берсенева, С.В. Умнов; сбор и обработка материала — С.В. Умнов; статистическая обработка — Ю.А. Чудина; написание текста — С.В. Умнов, Ю.А. Чудина; редактирование — З.Х. Агамов, В.Г. Кудрина.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.