Драпкина О.М.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Масленникова Г.Я.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Салагай О.О.

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Проблемы окружающей среды и климата в повестках здравоохранения международных организаций и учреждений

Журнал: Профилактическая медицина. 2021;24(6): 7-11

Просмотров : 88

Загрузок : 12

Как цитировать

Драпкина О.М., Масленникова Г.Я., Салагай О.О. Проблемы окружающей среды и климата в повестках здравоохранения международных организаций и учреждений. Профилактическая медицина. 2021;24(6):7-11. https://doi.org/10.17116/profmed2021240617

Авторы:

Драпкина О.М.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Все авторы (3)

Введение

Нездоровая окружающая среда и изменения климата относятся к факторам, которые негативно влияют на здоровье человека, способствуя развитию и прогрессированию острых и хронических, инфекционных и неинфекционных заболеваний (НИЗ), и, как следствие, на его благополучие [1]. Окружающая среда — это среда обитания и деятельности человечества, весь окружающий человека мир, включая экосистемы, природную и антропогенную среду [2]. Биоразнообразие и взаимодействия в экосистеме предоставляют услуги, которые необходимы для здоровья, выживания и деятельности человека [3]. Среди таких услуг — обеспечение продовольствием, пресной и чистой водой, чистым воздухом, древесиной и топливом, регулирование климата, удовлетворение эстетических, духовных и образовательных потребностей и др. [4, 5].

Нарушения взаимодействия и функционирования экосистем приводят к утрате биоразнообразия, снижению лесных массивов, деградации почвы, сокращению запасов пресной воды, истощению озонового слоя, загрязнению воздуха и воды, изменению климата (глобальное потепление, изменение характера осадков) [6, 7]. Имеющиеся и будущие неблагоприятные последствия изменений климата хорошо сформулированы в принятой почти 30 лет назад, в 1994 г., Рамочной конвенции Организации Объединеных Наций об изменении климата (РК ООН ИК; United Nations Framework Convention on Climate Change — UNFCCC): «Неблагоприятные последствия изменения климата означают изменения в физической среде или биоте, которые оказывают значительное негативное влияние на их состав и восстановительную способность, или продуктивность естественных и регулируемых экосистем, или функционирование социально-экономических систем, или здоровье и благополучие человека» [8]. В РК ООН ИК представлены согласованные странами действия по восстановлению деградировавших (разрушенных) экосистем, что должно способствовать замедлению или остановке негативного процесса изменения климата и глобального потепления. В 1997 г. для поддержки РК ООН ИК и противодействия глобальному потеплению в Киото (Япония) был подписан Киотский протокол (The Kyoto Protocol — the international agreement to reduce greenhouse gas emissions into the Earth’atmosphere) — международное соглашение, которое обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов в атмосферу (вступил в силу в 2005 г.) [9]. Возможности выполнения РК ООН ИК обсуждались и на первой конференции центральноазиатских республик по разработке национальных планов действий по гигиене окружающей среды (Кыргызстан, 12—14 июня 1998 г.), итогом которой стала Иссык-Кульская резолюция «О действиях по охране окружающей среды и здоровья населения в республиках Центральной Азии» (On Actions to Protect the Environment and Health in the Republics of Central Asia) [10]. Также в рамках выполнения РК ООН ИК продолжается присоединение стран к Парижскому соглашению по противодействию негативным изменениям климата (The Paris Agreement on Climate Change, 2016 г.), которое обязывает страны выполнять регулирующее меры по снижению содержания углекислого газа в атмосфере, начиная с 2020 г. [11]. В сентябре 2018 г. на 73-й сессии Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН министром окружающей среды и природных ресурсов Сальвадора было предложено в период 2021— 2030 гг. активизировать усилия стран по восстановлению деградировавших экосистем [12]. Такое предложение было поддержано, и в марте 2019 г. на ГА ООН официально была приняла резолюция «Десятилетие восстановления экосистем Организации Объединенных Наций 2021—2030» (The United Nations Decadefor Ecosystem Restoration 2021—2030) по глобальному сотрудничеству, направленному на восстановление и защиту разрушенных экосистем, климата и биоразнообразия, обеспечение продовольственной безопасности и водоснабжения [13].

Решения по изменению климата и окружающей среды в повестках здравоохранения международных организаций и учреждений

Глобальный уровень

Изменения климата и окружающей среды, которые происходят в настоящее время на всех континентах планеты, оказывают негативное воздействие на благосостояние более 3,2 млрд человек и приводят к потерям около 10% годового мирового валового внутреннего продукта [14]. Чтобы снизить и, более того, остановить процесс деградации экосистем, а также для достижения соответствующих Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН (United Nations Sustainable Development Goals — UN SDGs) [15], в рамках принятой резолюции «Десятилетие восстановления экосистем Организации Объединенных Наций 2021—2030» странами согласованы и предложены следующие действия [13]:

1. При общем видении проблемы приоритетное внимание восстановлению экосистем перевести с глобального на местный уровень.

2. Для решения текущих проблем развития, связанных с деградацией земель, утратой биоразнообразия и уязвимостью к изменению климата, в политике и планировании выделить основное направление по восстановлению экосистем.

3. Содействовать целостному подходу к выполнению международных обязательств и национальных приоритетов путем восстановления экосистем и ландшафтов.

4. При восстановлении экосистем содействовать укреплению международного сотрудничества и мобилизации ресурсов для увеличения притока финансовых ресурсов, технологий, знаний и наращивания потенциала в страны, работающие над достижением национальных целей и международных обязательств, включая ЦУР.

5. Поощрять партнерские отношения и инвестиции, способствуя устойчивой экономике путем увеличения и поддержки мелких землевладельцев, создания условий для получения ценностей (прибыли) от продуктов землепользования и потенциала по содействию восстановления экосистем.

6. При восстановлении экосистем содействовать сотрудничеству между заинтересованными и инвестирующими финансовыми учреждениями, правительствами, гражданским обществом и частным сектором в целях содействия преодолению барьеров на пути расширения ресурсоэффективных производственных систем.

7. Повышать осведомленность о важности здоровых экосистем для благополучия человека и производственной деятельности, местного развития и экономической устойчивости общества.

Выполнение глобального сотрудничества по восстановлению и защите разрушенных экосистем, климата и биоразнообразия, обеспечению продовольственной безопасности и водоснабжения, представленных в резолюции [13], позволит достичь ЦУР ООН, представленные в следующих номерах (№) [15]:

12 — ответственное потребление и производство;

13 — борьба с изменениями климата и последствиями;

14 — сохранение морей и океанов (морских экосистем);

15 — сохранение лесов и биоразнообразия (экосистем суши).

Эффективное глобальное сотрудничество по представленным выше направлениям приведет к достижению других, заявленных ЦУР ООН соответственно их номерам (№), таким как:

1 — ликвидация нищеты;

2 — ликвидация голода;

3 — обеспечение хорошего здоровья и благополучия;

6 — доступ к чистой воде и санитария;

7 — доступ к чистой, возобновляемой и недорогой энергии;

8 — обеспечение достойной работой и экономического роста;

11 — создание устойчивых инфраструктур городов и населенных пунктов (поселков);

16 — формирование мирного, справедливого и инклюзивного общества;

17 — создание глобального партнерства в интересах устойчивого развития.

В положениях «Политической декларации третьего совещания высокого уровня ГА ООН по профилактике НИЗ и борьбе с ними» (Political declaration of the third high — levelmeeting of the General Assembly on the prevention and control of non-communicable diseases) отмечена важность изучения влияния климата и воздушных загрязнителей на здоровье человека, представлены мероприятия по защите окружающей среды [16]. Среди таких мероприятий для достижения ЦУР (уменьшить на треть преждевременную смертность от НИЗ к 2030 г. посредством их профилактики и лечения, поддержания психического здоровья и благополучия людей, устранения факторов риска НИЗ и уделения внимания детерминантам здоровья) представлены следующие:

— повышение уровня глобальной осведомленности о факторах экологического риска, активизация действий и международного сотрудничества в интересах решения проблемы преждевременной смерти большого числа людей от НИЗ вследствие воздействия на человеческий организм загрязнений воздуха в помещениях и атмосферного воздуха, акцентируя особую важность межсекторального сотрудничества в деле устранения этих рисков для здоровья населения;

— содействие поддержанию здоровья населения путем уделения внимания влиянию экологических детерминант, включая загрязнение воздуха, воды и почвы, воздействие химических веществ, изменение климата и экстремальные погодные явления, на развитие и прогрессирование НИЗ;

— придание значения важности планирования и развития городов и населенных пунктов, включая вопросы устойчивого развития транспорта и обеспечения безопасности в городах, в интересах поощрения физической активности, социальной интеграции и общения между людьми.

Региональный уровень

В конце прошлого века региональный план действий по защите окружающей среды и климата был представлен центральноазиатскими республиками, который отражен в соответствующей Иссык-Кульской резолюции [10]. В настоящее время механизмы влияния окружающей среды, климата на здоровье человека и возможности их снижения или нивелирования (исключения) продолжают широко обсуждаться на международных конференциях, форумах и профессиональных встречах. В декабре 2019 г. в Хельсинки (Финляндия) Финским институтом здравоохранения и социального обеспечения (The Finnish Institute for Health and Welfare, Finnish: Terveyden ja Hyvinvoinnin Laitos — THL) совместно с Генеральным директоратом Европейской Комиссии по исследованиям и инновациям (Directorate-General for Research and Innovation — DGRTD), под эгидой финского председательства в Европейском союзе и в сотрудничестве с Финским институтом окружающей среды (Finnish Environment Institute, Finnish: Suomen Ympäristö Keskus — SYKE) была организована Международная конференция по климату и окружающей среде «Европа, которая защищает: защищает нашу планету, защищает наше здоровье» [17]. В конференции приняли участие политики, организаторы здравоохранения и эксперты из разных учреждений стран европейского региона, среди которых было и ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации (рис. 1 на цв. вклейке). Целью конференции было определить и обсудить современные научные направления, способствующие снижению негативного влияния климата и окружающей среды на здоровье человека в европейском регионе, представить механизмы по преодолению экологических угроз и повышению положительного влияния окружающей среды на здоровье человека. На конференции было заявлено, что всем правительствам и лицам, принимающим решения, необходимо на регулярной основе учитывать воздействие основных экологических угроз на здоровье человека с тем, чтобы принимать своевременные и конкретные меры. В то же время изменение политики и практики от фрагментарных подходов к императивным систематическим действиям будет способствовать укреплению здоровья человека и планеты. При этом была подчеркнута важность сотрудничества между различными секторами, включая здравоохранение, окружающую среду, энергетику, сельское хозяйство и транспорт, а также химическую и другие отрасли промышленности. Итогом конференции было согласование и издание совместной декларации «Хельсинкская декларация по защите здоровья человека и планеты в 2020-х годах» (Helsinki Declaration on the Protection of Human and Planetary Health in 2020’s), в которой отражены действия по защите окружающей среды во благо здоровья населения Европы [18]. Основные положения декларации представлены на рис. 2 на цв. вклейке. Для эффективного выполнения мероприятий по защите окружающей среды особое значение придается межсекторальному региональному сотрудничеству. Такое сотрудничество планируется осуществлять и в рамках выполнения Глобальной стратегии ВОЗ в области здравоохранения, окружающей среды и изменения климата (WHO global strategy on health, environment and climate change), а также подхода ВОЗ «Здоровье во всех политиках: заявление Финляндии. Рамочное соглашение для действий стран» (Health in All Policies: Finland Statement. Framework for Country Action) [19, 20]. В конце 2019 г. странами — членами Европейского союза было утверждено европейское «Зеленое соглашение» (European «Green Deal»), целью которого является сокращение объемов выбросов парниковых газов на 50—55% к 2030 г. по сравнению с 1990 г., а к 2050 г. — полное прекращение таких выбросов, чтобы Европа стала климатически независимой, нейтральной зоной [21].

Рис. 1. Организации и учреждения — участники конференции «Европа, которая защищает: защищает нашу планету, защищает наше здоровье».

1 — Финский институт здравоохранения и социального обеспечения; 2 — Финский институт окружающей среды; 3 — Онкологическое общество Финляндии; 4 — Кампания Инициатив по чистому климату и окружающей среде; 5 — Медицинское общество Финляндии DUODECIM; 6 — ЕФА, Европейская Федерация Ассоциация пациентов с аллергией и заболеваниями дыхательных путей; 7 — Институт аллергии и окружающей среды Южной Карелии; 8 — Частная Австрийская организация по изучению мобильности (передвижений); 9 — Правительство Испании. Министерство науки и инноваций, 10 — Институт Здоровья Карлоса III; 11 — Институт глобального здоровья Барселоны; 12 — Венгерское общество питания; 13 — Союз медицинских и социальных специалистов Финляндии; 14 — Платформа питания, образа жизни, физических упражнений Финляндии; 15 — Ассоциация экспертов по здоровью легких Финляндии; 16 — Глобальный альянс по борьбе с хроническими респираторными заболеваниями; 17 — Первый Московский медицинский университет им. И.М. Сеченова; 18 — Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины Минздрава России.

Fig. 1. Organizations and institutions participating in the conference «Europe that protects: protects our planet, protects our health».

1 — Finnish Institute for Health and Welfare; 2 — Finnish Environmental Institute; 3 — Cancer Society of Finland; 4 — Clean Climate and Environment Campaign Initiative; 5 — The Finnish Medical Society DUODECIM; 6 — EFA European Federation of Allergy and Airways Diseases Patients’ Association; 7 — Etela-Karjalan Allergia-jaYmparistoinstituuti; 8 — FGM AMOR Austrian Mobility Research; 9 — Gabierno De Espana. Ministeria De Ciencia E Innovacion, 10 — Instituto de Salud Carlos III; 11 — ISGLOBAL. Barcelona Institute For Global Health; 12 — MAGYAR TAPLALKOZASTUDOMANYI TARSASAG; 13 — Tehy. The Union of Health and Social Care Professionals in Finland; 14 — TÉT PLATFORM. Táplálkozás Életmód Testmozgás; 15 — FILHA Expert in Lung Health; 16 — Global Alliance against Chronic Respiratory Disease (GARD), Finland; 17 — I.M. Sechenov First Moscow University; 18 — National Medical Research Center for Therapy and Preventive Medicine under the Ministry of Health of the Russian Federation.

Рис. 2. Хельсинкская декларация «Защита здоровья человека и планеты» (https://thl.fi/en/web/thlfi-en/-/the-time-to-act-is-now-helsinki-declaration-on-planetary-health-calls-for-commitment-from-the-eu).

Fig. 2. Helsinki Declaration to protect human and planetary health for 2020’s (https://thl.fi/en/web/thlfi-en/-/the-time-to-act-is-now-helsinki-declaration-on-planetary-health-calls-for-commitment-from-the-eu).

Национальный уровень

Придавая важность изучению влияния климата и воздушных загрязнителей на здоровье человека и осуществлению мероприятий по защите окружающей среды, в 2020 г. представители стран — членов ВОЗ, выступая на 146-й сессии Исполнительного комитета ВОЗ, заявили о необходимости совместной работы с ВОЗ по направлению определения влияния на здоровье изменений окружающей среды и климата [22, 23].

В Российской Федерации мероприятия по защите окружающей среды и климата представлены в изданном 21 июля 2020 г. Указе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [24]. Национальные цели развития страны на период до 2030 г., а также целевые показатели по их достижению отражены в следующих положениях настоящего Указа:

1. Определить следующие национальные цели развития Российской Федерации (далее — национальные цели) на период до 2030 г.:

а) сохранение населения, здоровье и благополучие людей;

б) возможности для самореализации и развития талантов;

в) комфортная и безопасная среда для жизни;

г) достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;

д) цифровая трансформация.

2. Установить следующие целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей к 2030 г.:

а) в рамках национальной цели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей»:

— обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации; повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет;

— снижение уровня бедности в 2 раза по сравнению с показателем 2017 г.;

— увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70%;

в) в рамках национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни»:

— улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. м в год;

— улучшение качества городской среды в 1,5 раза; обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85%;

— создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100% и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в 2 раза;

— снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в 2 раза;

— ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, оз. Байкал и Телецкое.

Заключение

В настоящее время имеются веские доказательства и знания, чтобы специалисты разных профессий объединились в совместных действиях по защите окружающей среды и климата, которые должны способствовать достижению устойчивого улучшения жизни, здоровья и благополучия населения мира. В то же время достижение целей мероприятий по защите окружающей среды и климата и, соответственно, улучшению здоровья и благополучия населения мира, заявленных в документах глобального уровня, возможно при их адаптации и выполнении на региональном и в большей степени на национальном уровне, т.о. необходим переход от глобальных до региональных и национальных решений. В связи с этим большую ценность представляют принятые региональные, в том числе и национальные планы действий по защите окружающей среды и климата, представленные центральноазиатскими республиками, странами — членами Европейского союза, Российской Федерацией [10, 20, 24]. Эффективное выполнение национальных и региональных мероприятий по защите окружающей среды и климата позволит сохранить здоровье и благополучие не только населения стран и региона, но и всей планеты.

Участие авторов: идея написания статьи, первый и окончательный варианты текста статьи — Г.Я. Масленникова; научное редактирование — О.М. Драпкина, Г.Я. Масленникова, О.О. Салагай.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflict of interest.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо с ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail