Концевая А.В.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины»

Анциферова А.А.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Калинина А.М.

ФГБУ «Национальный научно-исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Попович М.В.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Гамбарян М.Г.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Горный Б.Э.

ФГБУ «Национальный научно-исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Карамнова Н.С.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины»

Рыбаков И.А.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Драпкина О.М.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Обзор отечественного опыта реализации корпоративных программ укрепления здоровья, направленных на коррекцию поведенческих факторов риска

Журнал: Профилактическая медицина. 2021;24(1): 109‑117

Просмотров : 425

Загрузок : 63

Как цитировать

Концевая А.В., Анциферова А.А., Калинина А.М., Попович М.В., Гамбарян М.Г., Горный Б.Э., Карамнова Н.С., Рыбаков И.А., Драпкина О.М. Обзор отечественного опыта реализации корпоративных программ укрепления здоровья, направленных на коррекцию поведенческих факторов риска. Профилактическая медицина. 2021;24(1):109‑117.
Kontsevaya AV, Antsiferova AA, Kalinina AM, Popovich MV, Gambaryan MG, Gornyy BE, Karamnova NS, Rybakov IA, Drapkina OM. Review of domestic experience in implementing corporate health promotion programs aimed at correcting behavioral risk factors. Profilakticheskaya Meditsina. 2021;24(1):109‑117. (In Russ.).
https://doi.org/10.17116/profmed202124011109

Авторы:

Концевая А.В.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины»

Все авторы (9)

Введение

Люди трудоспособного возраста составляют половину мирового населения и вносят основной вклад в экономическое и социальное развитие [1]. Здоровье, безопасность и благополучие трудоспособного населения — важные экономические ресурсы, имеющие первостепенное значение, когда речь идет как о производительности труда и конкурентоспособности предприятий, так и о стабильности экономики в целом [2]. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за 2018 г., 15 млн человек ежегодно умирают от хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) в трудоспособном возрасте (от 30 до 69 лет) [3]. Медико-социальный и экономический ущерб от раннего развития ХНИЗ определяет значимость охраны и укрепления здоровья работающего населения. Так, например, в РФ значительная доля экономического ущерба ХНИЗ обусловлена преждевременной смертностью мужчин трудоспособного возраста [4].

Значительную часть своей жизни человек проводит на работе, в связи с чем предметом специального изучения является создание «здорового» места работы. Люди, работающие в неблагоприятных условиях, чаще подвержены стрессу, склонны больше курить, придерживаться нерационального питания и меньше двигаться. У таких сотрудников выше риск раннего развития ХНИЗ, что ведет к росту временной нетрудоспособности и снижению производительности труда [5, 6]. Экономические потери также связаны со снижением мотивации и заинтересованности работников, «текучестью кадров», расходами на адаптацию новых работников, с явлением «презентеизма», когда у работников, присутствующих на рабочих местах с заболеваниями и факторами риска, снижена производительность труда по сравнению с состоянием полного здоровья.

Меры, предпринимаемые на рабочем месте, часто рассматриваются как ключевая организационная модель укрепления здоровья [2]. Уже в 1970-х годах работодатели заметили, что нездоровый образ жизни работников ассоциирован с экономическими потерями для работодателя, в связи с чем на предприятиях началась пропаганда здорового образа жизни. Мировой опыт реализации корпоративных программ свидетельствует об их значительной эффективности в отношении улучшения здоровья работников, увеличения производительности труда и экономической эффективности [7, 8]. Масштабные программы профилактики ХНИЗ стоит рассматривать как инвестиции в человеческий капитал. Эффективность программ укрепления здоровья на рабочем месте изучалась, в том числе, в рамках кластерных рандомизированных исследований, в одном из них в течение короткого промежутка времени показано достоверное увеличение физической активности и участия в мероприятиях, направленных на снижение массы тела [8]. Накапливается все больше доказательств в пользу того, что инвестиции в здоровье и благополучие работников являются одним из приоритетов высокоэффективных компаний [9]. Исследования показали, что меры по охране здоровья на рабочих местах на 27% сокращают продолжительность временной нетрудоспособности и на 26% — расходы компаний на медико-санитарное обслуживание [10].

Сохранение и укрепление здоровья трудоспособного населения — приоритетное направление государственной политики охраны здоровья граждан Российской Федерации. Не все работодатели информированы о принципах и подходах к реализации программ укрепления здоровья на рабочих местах [11]. Однако прослеживается положительная тенденция с осознанием необходимости мер по стимулированию здорового образа жизни [12]. Корпоративные программы укрепления здоровья реализуются в нашей стране, например, на предприятиях финансового и нефтяного сектора [13]. Российский союз промышленников и предпринимателей обобщает опыт реализации корпоративных программ в специальной библиотеке [14]. Однако в целом до последнего времени наблюдался дефицит системных мер, направленных на внедрение корпоративных программ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В 2019 г. в рамках Федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» было выделено отдельное направление по разработке модельных корпоративных программ и их широкого внедрения на региональном уровне. В августе 2019 г. Минздравом России совместно с Национальным медицинским исследовательским центром терапии и профилактической медицины разработаны Модельные программы «Укрепление здоровья работающих» и библиотека корпоративных программ по укреплению здоровья работающих граждан [15, 16]. Корпоративные модельные программы по укреплению здоровья работающих сфокусированы на коррекции образа жизни работников и поведенческих факторах риска, которые могут как формироваться, так и нивелироваться в рабочей среде. Модельные программы построены на основе анализа отечественного опыта реализации корпоративных программ укрепления здоровья и описаны по определенному алгоритму, а практики по направлениям подкреплены примерами реализации этих подходов на конкретных предприятиях, которые представлены в приложении к модельным программам «Библиотека корпоративных программ укрепления здоровья работников» [16].

Профилактика потребления табака

Потребление табака является одним из основных факторов риска развития целого ряда ХНИЗ, включая рак, болезни легких и сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ). Курящие работники болеют чаще и дольше некурящих. Кроме того, у курящих производительность труда ниже вследствие длительных перекуров, чем у некурящих, а следовательно, работодатели несут экономические потери [17]. Корпоративные программы профилактики ХНИЗ, включающие практики профилактики и преодоления курения, доказали эффективность в плане как быстрого эффекта, так и долгосрочного возврата инвестиций [15].

Успешные корпоративные практики, направленные на решение проблемы потребления табака среди работников, могут быть различны по объему и набору мероприятий, однако их объединяет программный подход. Подобные корпоративные программы включают: запретительные меры, ограничивающие курение на территории предприятия и их правоприменение, информационно-коммуникационные мероприятия, направленные на стимулирование к отказу от курения и профилактику курения на рабочем месте, медицинскую и консультативную помощь в отказе от курения, а в некоторых программах и обеспечение медикаментозного лечения табачной зависимости, а также применение системы поощрений и штрафов. Примером подобной комплексной программы может служить Корпоративная программа АО «СУЭК» «Рабочая среда, свободная от курения», осуществляющаяся в рамках комплексной корпоративной программы «Здоровье».

В компании АО «СУЭК» программа по борьбе с курением действует с 2014 г. Специально оборудованные места для курения находятся вне помещений административно-бытовых комбинатов, действует усиленной контроль за соблюдением норм закона всеми курящими сотрудниками [18].

Важным компонентом корпоративных программ являются мероприятия, направленные на повышение информированности сотрудников предприятия о вредном воздействии табачного дыма как для самого курящего, так и для окружающих (пассивное курение) и мотивирование к отказу от курения. К таким мерам относится, например, оформление рабочих мест и мест общего пользования на территории предприятия информационными материалами о вреде курения, потребления табака, проведение кампаний, акций и системных мероприятий, направленных на помощь сотрудникам в отказе от курения. Эти мероприятия повышают информированность о вреде курения и о его социальной неприемлемости, способствуют сплоченности сотрудников вокруг единой идеи, повышают корпоративный дух. В ПАО «Сбербанк» в рамках проекта по борьбе с курением «Закурить не найдется» была разработана серия стимулирующих плакатов, которые были развешены в офисах банка. Содержание плакатов либо мотивировало к отказу от курения, подчеркивая слабость курильщика («Стань прочным звеном команды») или его выделение на общем фоне некурящих или отказывающихся от вредной привычки сотрудников («Исчезающий вид»). Кроме того, был реализован специальный проект по объединению желающих отказаться от курения в команды с оценкой медицинских параметров и соревновательным элементом по завершению акции продолжительностью 6 мес [13].

Проведение дня здоровья способствует вовлечению персонала в корпоративную программу по преодолению курения и повышению приверженности к здоровому образу жизни. В ФК «Уралсиб» в рамках всероссийской акции «31 мая — День отказа от курения. Навсегда» прошла кампания «Некурящий офис». В этой кампании приняли участие 2133 сотрудников, из них курильщиков — 642 (30%) человека. Среди курящих сотрудников, зарегистрировавшихся в акции, 40% бросили курить [19].

Возможности оказания медицинской помощи работникам, направленной на сокращение потребления табака на отечественных предприятиях, во многом зависит от размера корпорации, наличия собственной медицинской службы или работы по системе добровольного медицинского страхования. Корпорациям с собственной медицинской службой, вероятнее всего, не хватает обученного медперсонала для оказания консультативной медицинской помощи для отказа от курения и лечения табачной зависимости, что вполне поправимо при включении вопросов обучения специалистов в план мероприятий корпоративной программы. Аналогично, если в корпорации нет собственной медицинской службы, возможно подготовить «инструкторов», обученных мотивационному консультированию, с последующим направлением при необходимости курящего работника в прикрепленную медицинскую организацию для получения помощи в лечении табачной зависимости [20].

Снижение потребления алкоголя

Потребление алкоголя приводит к смерти и инвалидизации в относительно молодом возрасте. Среди возрастной группы 20—39 лет примерно 13,5% всех случаев смерти связаны с алкоголем [21]. Потребление алкоголя на рабочем месте ассоциировано не только со снижением производительности труда работников, но и с рисками развития серьезных несчастных случаев, а следовательно, со значительными экономическими потерями [22, 23]. По оценкам международных экспертов, антиалкогольные профилактические программы, нацеленные на работников по месту их работы, не только улучшают ситуацию на самих предприятиях, но и изменяют привычки и повседневное поведение работников в быту, снижают распространенность опасных форм поведения (многодневное пьянство, вождение автомобиля в пьяном виде, проявление агрессии и аутоагрессии и т.д.) и способствуют формированию здорового образа жизни.

С целью снижения количества несчастных случаев на производстве из-за чрезмерного потребления алкоголя, в компаниях организуется тестирование сотрудников. Проверки могут быть как плановые, так и без уведомления. Система контроля и управления доступом на контрольно-пропускном пункте в ПАО «Северсталь» оснащена алкотестерами. Задача системы — не допустить на территорию компании лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения [18].

Повысить осведомленность работников о вреде, связанном с алкоголем, можно путем предоставления сведений о политике в отношении употребления алкоголя, информации о последствиях употребления алкоголя, распространения информационных материалов (печатных, электронных), контактной информации служб поддержки. В компании «Сахалин энерджи» реализуются программы, направленные на профилактику алкоголизма, повышение осведомленности о вреде алкоголя. Эти программы разработаны с использованием научных материалов и при содействии Общества анонимных алкоголиков Южно-Сахалинска [18].

Организация консультативной помощь по вопросам, связанным с риском пагубного употребления алкоголя, способствует снижению доли сотрудников, злоупотребляющих алкогольсодержащими напитками. На ОАО Казанский завод «Электроприбор» в рамках кампании «Чистая жизнь» создавалась рабочая среда, свободная от влияния алкоголя, наркотиков и табака. Была проведена оценка алкогольных рисков на предприятии, выявлены наиболее проблемные участки, проведены профилактические мероприятия с приглашенными специалистами. Ежемесячно по графику в подразделениях осуществлялся контроль трезвости работников. В целях поддержки работников во врачебном здравпункте была организована работа психолога [24]. Работники здравпунктов филиалов компании «Газпром Транс Югорск» проводят профилактические беседы с сотрудниками о вреде потребления алкоголя, работодателями специально закупается литература для работы здравпунктов о борьбе с вредными привычками [16].

Организация безалкогольных корпоративных мероприятий снижает мотивацию для употребления алкоголя. Основная идея — показать людям, что алкоголь — это не обязательная часть праздника, что можно веселиться и без употребления алкогольных напитков. Работодатели все чаще стали организовывать для сотрудников интеллектуальные игры, спортивные состязания и другие развивающие командные активности. Например, в компании «Туту.ру» уже несколько лет подряд устраивают «Тутузанию» — Новый год для детей сотрудников, где аниматорами выступают их родители [18].

В рамках реализации компонента корпоративных программ, направленного на сокращение потребления алкоголя, важно наличие не только программ по выявлению фактов употребления алкоголя на рабочем месте, но и программ, предназначенных для раннего выявления риска пагубного потребления алкоголя и оказания профилактической помощи сотрудникам. Данная технология, называемая скринингом и профилактическим консультированием, позволяет оказывать помощь не только тем сотрудникам, которые злоупотребляют алкоголем, но и работникам с повышенным риском для здоровья при употреблении алкоголя или лиц, у которых уже есть заболевания, связанные с потреблением алкоголя. Международный и отечественный опыт свидетельствует, что раннее выявление лиц с проблемным потреблением алкоголя и консультирование, направленное на сокращение этого потребления или отказ от него, является одной из эффективных мер по снижению вредного влияния алкоголя на здоровье. В настоящее время данная технология внедряется в организации первичной медико-санитарной помощи в рамках диспансеризации, однако в производственных коллективах она пока не нашла применения.

Здоровое питание и рабочее место

В России высока распространенность нарушений характера питания среди активно работающего населения [25]. Среднестатистический человек проводит на работе около 8—9 ч в день, в течение этого времени он как минимум один раз принимает пищу. Часто из-за высокой занятости и нехватки времени работники не акцентируют свое внимание на том, какую еду и в каком количестве они употребляют, и часто отдают предпочтение продуктам глубокой промышленной переработки (продуктам «быстрого питания»), не рекомендованным в рамках рациона здорового питания [26]. Проблемой также является соблюдение режима питания. Здоровое питание способствует хорошему самочувствию, имеет решающее значение в профилактике большинства ХНИЗ, помогает предотвратить развитие ССЗ, сахарного диабета и ожирения. Успешная реализация корпоративных программ по направлению «Здоровое питание и рабочее место» повышает информированность работников о принципах здорового питания, способствует увеличению приверженности к данному рациону, формирует здоровые привычки питания у работников компании и членов их семей, тем самым внося вклад в снижение риска раннего развития ХНИЗ. Также здоровое полноценное питание способствует повышению производительности труда, что положительно сказывается на работе компании, а меры, направленные на коррекцию питания на рабочем месте, характеризуются экономической целесообразностью [27].

Важной задачей работодателей является обеспечение сотрудников в течение рабочего дня возможностью приема пищи в отдельно отведенном помещении. Если на территории предприятия нет пункта организованного общественного питания (столовая, кафе, буфет и др.), необходимо выделить и оборудовать помещение для приема пищи. Пункты организованного общественного питания имеются на территории таких компаний, как: ОАО «Уфалейникель», АО «Сибирская угольная энергетическая компания», ФГУ «Ставропольский центр стандартизации, метрологии и сертификации», ПАО «Сбербанк России», ПАО «Северсталь»; комнаты для приема пищи с необходимым оборудованием для приготовления и подогрева пищи имеются на территории ООО Промышленно-торгового центра «ЯСА»; фито-бары созданы на территории ПАО «СИБУР Холдинг».

Повысить информированность сотрудников в вопросах здорового питания можно путем разработки информационных сообщений с последующим размещением их в свободном доступе на территории компании. Размещение информации может быть разным: на сайте компании, рассылка по электронной почте, на столах в столовой, в комнате отдыха, на плакатах в коридорах и др. Знакомясь с данной информацией, сотрудник может изменить свой рацион, чтобы он соответствовал принципам здорового питания. В компании АО «Сибирская угольная энергетическая компания» разработаны методические руководства для сотрудников по применению принципов здорового питания в домашних условиях [18]. В ФК «Уралсиб» имеется опыт реализации кампании «Пять раз в день». В рамках первого компонента (образовательного) на внутреннем портале и через еженедельную рассылку по электронной почте сотрудники получали информацию о здоровом питании. По данным очередного мониторинга здоровья, проведенного в апреле 2010 г., за один год 40% работников стали употреблять больше фруктов и овощей, 22% снизили потребление соли, 35% — потребление жиров и сахара, 9% отказались от курения. Также на территории предприятия была успешно реализована кампания «Здоровый вес!», направленная на оказание помощи сотрудникам в снижении избыточной массы тела. Всем сотрудникам, которые приняли участие в данной кампании выдавались буклеты с рекомендациями по снижению массы тела, здоровому питанию и физической активности. Помимо этого, еженедельно по электронной почте осуществлялась рассылка с дополнительными рекомендациями. В результате участникам кампании удалось снизить массу тела на 5—21 кг [19]. В ФГБУ «Национальный исследовательский центре терапии и профилактической медицины» Минздрава России во время фуршета «Вечер здорового питания» на столах размещаются информационные сообщения о блюдах, акцентируется внимание на том, что даже «праздничное» питание может соответствовать здоровому [18].

Другой способ повысить информированность сотрудников в вопросах здорового питания — это проведение мероприятий образовательного характера. Приглашенные эксперты в области питания во время лекций, мастер-классов и семинаров обучают работников компании основам рациона здорового питания, формируют навыки оздоровления рациона. Образовательные мероприятия с разной периодичностью проводятся в таких компания, как ФК «Уралсиб», ПАО «Сбербанк России», ПАО «СИБУР Холдинг». В ФГБУ «Национальный исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России рамках проведения выездного мероприятия «Неделя здоровья» Государственной Думы все желающие после заполнения специального вопросника могли получить консультацию врача-диетолога [18].

Не менее важным является обеспечение доступа работников предприятия к питьевой воде, что требует участия администрации в организации такого пространства. Примеров среди российских компаний много. Так, работники компаний ПАО «Северсталь», ОАО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» имеют свободный доступ к питьевой воде в течение рабочего времени — кулеры с водой для офисных сотрудников расположены в шаговой доступности, а работникам, имеющим разъездной характер работы, выдается вода в бутилированной форме [16, 18].

По рекомендациям ВОЗ, всеобщее йодирование соли является рекомендуемым мероприятием для предотвращения и коррекции дефицита йода. В рамках корпоративной программы ПАО «Северсталь» в процессе приготовления пищи используется йодированная соль, а также проводится обогащение рациона йодсодержащими продуктами, такими как морская капуста [18].

Корпоративные программы, направленные на введение информационной маркировки (или информационных сообщений) на блюда и напитки, повышают информированность работников о пищевой и энергетической ценности блюд, а также помогают работникам выбирать блюда и напитки, соответствующие критериям рациона здорового питания. При составлении критериев оценки блюд особое внимание следует уделить содержанию соли, сахара и насыщенных жиров в блюдах и напитках. В центральном офисе финансовой компании ПАО «Сбербанк России» блюда и напитки отмечены маркировкой зеленого и желтого цвета. Через месяц после введения такой маркировки общий объем продаж блюд нерационального питания снизился на 14,6% [18]. В рамках корпоративной программы «Здоровье СИБУР» в нефтехимической компании ПАО «СИБУР Холдинг» введены скидки на блюда с маркировкой от 15 до 30%. Также разработан и размещен на столах в столовой информационный материал о здоровом питании [18].

Повысить приверженность работников к правильному режиму и рациону питания можно путем ограничения на территории предприятия продажи «нездоровых» продуктов с высоким содержанием соли, сахара и насыщенных жиров, заменив их на блюда и напитки здорового питания. То есть исключить из ассортимента продажи такие продукты, как сладкие и газированные напитки, картофельные чипсы, сухарики, шоколадные батончики и др., но включить в ассортимент продажи йогурты с содержанием жира менее 2,5%, яблочные чипсы, зерновые батончики. Например, на территории центрального офиса в компании ООО «Джонсон & Джонсон» в вендинговых аппаратах отсутствуют сладкие газированные и энергетические напитки, шоколадные батончики [18].

Организация конкурса рецептов блюд для здорового питания способствует их популяризации у работников. Ежегодно в ФГБУ «Национальный исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России проводится Всероссийский конкурс рецептов блюд для здорового питания, участие в котором может принять любой желающий [18].

Повышение физической активности

Согласно данным ВОЗ, отсутствие физической активности является четвертным по значимости фактором риска глобальной смертности. В России 40% взрослого населения имеют низкую физическую активность на работе и в свободное время [15]. Повышение производительности труда работающих, улучшение корпоративного имиджа и снижение уровня затрат на медицинское обслуживание являются некоторыми из тех аргументов, которые могут заставить высшее руководство приступить к осуществлению программ по укреплению здоровья на рабочих местах и инвестировать в них средства [28—30]. Программы по укреплению здоровья на рабочих местах, направленные на повышение физической активности, являются эффективными в изменении образа жизни в виде повышения физической активности, сокращения индекса массы тела, снижения процентного содержания жира в теле, понижения артериального давления.

Изучение уровня физической активности и тренированности работников является важным как для оценки исходного уровня физической активности, так и для мониторирования эффективности программы. Результаты проведенного анкетирования в компании ООО «Газпром добыча Оренбург» показали, что достаточный уровень физической активности наблюдался только у 37,1% мужчин и 19,3% женщин. При этом хотели бы заниматься оздоровительными тренировками 79,8% мужчин и 83,3% женщин [19]. Результаты анкетирования определили, что около 90% сотрудников ФК «Уралсиб» испытывали недостаток физической активности на рабочем месте [18].

Повышение мотивации к формированию потребности к занятиям спортом и физической активности реализуется на отечественных предприятиях путем организации информационно-мотивационных мероприятий. В корпоративной газете компании «Газпром Добыча Оренбург» была опубликована серия статей по вопросам охраны здоровья и профилактики, разработаны краткие «методические рекомендации по назначению работникам индивидуальных программ оздоровительных тренировок врачами-терапевтами и цеховыми врачами системы медико-санитарного обеспечения ООО «Газпром Добыча Оренбург». В результате увеличилась численность работников, регулярно уделяющих время физическим упражнения [16]. Для популяризации укрепления здоровья на рабочем месте мерами повышения физической активности имеет значение организации на предприятиях физкультурно-спортивных мероприятий по сдаче норм ГТО, которые в последние годы получают развитие [31].

Организация и проведение командно-спортивных мероприятий являются одним из самых распространенных направлений программ повышения уровня физической активности. Так, в компании ОАО «ЛУКОЙЛ» большое внимание уделяется обеспечению достойных условий труда, поддержке и пропаганде здорового образа жизни, а также организации физкультурно-оздоровительной работы с сотрудниками и членами их семей. Для этого реализуется комплекс мероприятий по проведению различных видов спартакиад, соревнований, спортивных праздников. В 2010 г. в корпоративных соревнованиях приняли участие около 300 спортсменов. Хорошей традицией стало проведение таких спортивных мероприятий, как «Лукойловская лыжня» и «Папа, мама, я — спортивная семья». Компания ОАО «ГМК «Норильский никель» поддерживает стремление своих работников к занятиям физкультурой и спортом, проводит ежегодные спартакиады, турниры и спортивно-массовые мероприятия по различным видам спорта. Наиболее массовыми из них являются марафон здоровья «Лыжня «Норильского никеля» и легкоатлетический пробег. Победители спортивных мероприятий награждаются дипломами и памятными призами (ОАО «СУЭК»), денежными призами (ОАО «Нипигазпереработка»), сертификатами на путешествия (ОАО «НЛМК») или другими подарками [19].

Одним из индивидуально-групповых подходов влияния на работников с целью повышения их физической активности является организация физкульт-брейков, т.е. специальных коротких комплексов физических упражнений, которые можно проводить прямо на рабочем месте. Помимо увеличения физической активности упражнения способствуют снижению напряжения, стресса и утомляемости. В подразделениях компании ОАО «Нижнекамскнефтехим» работают 19 профессиональных инструкторов по физической культуре и спорту, в обязанности которых входит внедрение физической культуры в режим рабочего дня (производственная гимнастика, физкультминутки, транслируемые по внутризаводскому радио) [19].

Предоставление возможности бесплатного либо с частичной оплатой посещения арендуемых спортивно-оздоровительных комплексов, фитнес-залов, бассейнов также позволяют повысить физическую активность работников. Работникам холдинга «Евроцемент груп» доступен для занятий спортом спортивный комплекс, включающий крытый бассейн и малый спортивный зал [24]. К услугам работников ОАО «Северсталь» предоставляется современно оснащенная спортивная база: стадион «Металлург», физкультурно-оздоровительный комплекс, ледовый комплекс «Алмаз», «ДОМ Физкультуры» с плавательным бассейном и залами для занятий фитнесом [19]. Сотрудники ОАО «ЛУКОЙЛ» и АО «КБАЛ им. Л.Н. Кошкина» на льготных условиях приобретают членские абонементы в фитнес-клубы [16, 19].

Повышение информированности работников о пользе физической активности является залогом широкого охвата работников и формирования у работников мотивации к повышению уровня физической активности. Примером реализации такого направления может служить опыт проведения ежегодной информационно-коммуникационной кампании «Неделя физической активности» в ФК «Уралсиб», во время которой сотрудники отказываются от пользования лифтов в пользу ходьбы по лестнице, проводят гимнастику в офисе. Это мероприятие завершается оценкой степени физической тренированности у работников по средствам проведения «лестничных проб». Так, 765 работников в 2010 г. приняло участие в данном мероприятии, у 72% из них был результат «отлично». В дальнейшем работники компании стали вовлекать в «Неделю физической активности» членов своих семей, клиентов и партнеров [18].

Стимулирование и мотивация работников к повышению уровня физической активности посредством мобильных приложений реализуется в компании ООО «Джонсон & Джонсон». Ежегодно компания устраивает глобальное соревнование по ходьбе, в котором могут принимать участие все сотрудники во всем мире. Через приложение люди объединяются в команды по 8 человек и в течение 21 дня команды пытаются набрать максимальное количество шагов. В результате активность участников повышается в среднем на 20—25% [18].

Повышение физической активности — это одно из самых часто реализуемых направлений корпоративных программ. Основными компонентами программ и мероприятий, нацеленных на повышение уровня физической активности и на рабочем месте, и на досуге, являются информационно-коммуникационные мотивационные кампании, командно-спортивные мероприятия, частичная или полная компенсация оплаты занятий в фитнес-клубах и бассейнах, а также относительно новое направление — стимулирование и мотивация работников к повышению уровня физической активности посредством мобильных приложений. Такой широкий и разнонаправленный ассортимент мероприятий, направленных на повышение физической активности, способствует не только наибольшему охвату работников, но и является эффективным инструментом для вовлечения в занятия спортом и физической активностью членов семей и друзей работников, партнеров и клиентов, увеличивая, таким образом, уровень физической активности популяции в целом.

Сохранение психического здоровья и благополучия

Современный ритм и объем работы, а также информационная нагрузка являются источником психоэмоционального стресса на рабочем месте [32]. Чрезмерная нагрузка, низкая удовлетворенность трудом и своими личными достижениями, отсутствие доверительных отношений с коллегами и работодателями, дисбаланс между работой и семьей приводят к эмоциональному выгоранию работников. Психоэмоциональный стресс существенно понижает эффективность трудовой деятельности работников, а при длительном воздействии негативно сказывается на их здоровье [33]. По данным Европейского агентства по безопасности и гигиене труда (EU-OSHA), около 50% работников сталкиваются со стрессовыми ситуациями на рабочем месте [34]. Европейская обсерватория рисков заявляет, что 50—60% потерь рабочего времени связано с влиянием стресса на работника [35]. Стресс на рабочем месте ассоциирован со значительными экономическими потерями для работодателя и общества в целом [36].

Около 30% международных компаний разработали план действий, предупреждающий развитие психоэмоционального стресса у работников [34]. Внедрение корпоративных программ, нацеленных на сохранение психического здоровья и благополучия, улучшает внутрикорпоративный климат, формирует навыки профилактики стресса, уменьшает уровень презентеизма и абсентеизма.

Практики в области профилактики стресса на рабочем месте можно разделить на несколько направлений: программы оценки уровня психоэмоционального благополучия (стресс-ассесмент, оценка риска психических заболеваний), программы в области информирования и формирования навыков у работников (коммуникационные компании, образовательные программы, в том числе организация дней психоэмоционального благополучия, проведение соревновательных программ) и программы, направленные на создание благоприятного окружения (внедрение линий психологической поддержки, комнат психоэмоциональной разгрузки, внедрение стандартов) [15].

Комплексное внедрение программ или ее компонентов, как правило, приводит к положительным результатам как для работника, так и для бизнеса в целом. Посредством внедрения образовательных программ, направленных на профилактику стресса на рабочем месте, компании Simens удалось сформировать навыки профилактики стресса у работников, а также уменьшить уровень абсентеизма [15, 18]. В компании ООО «Джонсон & Джонсон» проведение тренинга «Энергия для результатов в жизни», позволило повысить личную продуктивность всех участников программы [16].

Еще одним форматом являются Дни здоровья, направленные на оценку уровня психоэмоционального здоровья работников, информирование об основах психоэмоциональной гигиены, а также получение персональных консультаций. Опыт проведения Дней здоровья показывает ее высокую востребованность — по данным компании Duracell, около 80% работников отмечают пользу от проведения Дней здоровья [18].

Другим примером успешной реализации комплексных программ управления здоровьем работников является опыт компании ООО «Unilever Russia», которая разработала и внедрила стандарт по сохранению и улучшению психического здоровья сотрудников. В соответствии со стандартом в компании регулярно проводятся тренинги стрессоустойчивости, формировании навыка медитации, профилактики эмоционального выгорания. В компании существует постоянно действующая анонимная линия психологической поддержки работников, активно используются «кружки благополучия», способствующие созданию комфортной психологической обстановки на рабочем месте, устранению негативных факторов и повышению стрессоустойчивости работников [15, 18].

Использование блока профилактики стресса и повышения психоэмоционального благополучия на рабочем месте является важным элементом в рамках комплексного подхода. Формирование навыков контроля стресса у работников может повышать приверженность принципам здорового образа жизни и помогать справляться со срывами при формировании привычки физической активности, рационального питания, контроля потребления алкоголя и отказа от табакокурения [37].

Заключение

Укрепление здоровья на рабочем месте является важным компонентом системы укрепления общественного здоровья, а реализация корпоративных программ ассоциирована со позитивными эффектами для всех участников. Мировой опыт реализации корпоративных программ свидетельствует о их эффективности, в РФ также накоплен опыт реализации мер, направленных на укрепление здоровья работающих. В рамках разработки модельных корпоративных программ этот опыт был обобщен и проанализирован. Разработаны модельные корпоративные программы, содержащие наилучшие практики по укреплению здоровья работников, направленные на изменение образа жизни работников, которые имеют опыт внедрения в РФ. Следующим шагом должно быть внедрение корпоративных программ в условиях конкретных предприятий.

Согласно определению ВОЗ понятие «укрепление здоровья» включает совокупность мероприятий и условий, позволяющий людям повысить контроль за своим здоровьем, а также улучшить его, что, безусловно, включает и задачи охраны здоровья и создание здоровой рабочей среды. Рабочее место — оптимальная организационная форма охраны и поддержания здоровья, профилактики заболеваний. Анализ лучших практик корпоративных программ подтверждает, что на современном производстве меры по защите, охране здоровья работников должны включать не только контроль и снижение вреда производственных вредных и опасных факторов, но и поддержание и улучшение здоровья сотрудников, и в целом благополучия и здорового социального климата в трудовых коллективах.

По мнению экспертов ВОЗ, повышение производительности труда работающих, улучшение корпоративного имиджа и снижение уровня затрат на медицинское обслуживание являются аргументами, которые могут мотивировать работодателей на разработку и реализацию корпоративных программ укрепления здоровья на рабочих местах и инвестировать в них средства.

Корпоративные программы укрепления здоровья работающих имеют важнейшее значение для достижения целей устойчивого развития бизнеса и его социальной ответственности. В долгосрочной перспективе крупные российские компании, включающиеся в процесс потенциально более эффективны, успешны и устойчивы.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования — А.В. Концевая; сбор и обработка материалов — А.А. Анциферова; статистическая обработка данных — А.А. Анциферова; написание текста — А.В. Концевая, А.А. Анциферова, А.М. Калинина; редактирование — М.В. Попович, М.Г. Гамбарян, Б.Э. Горный, Н.С. Карамнова, И.А. Рыбаков, О.М. Драпкина.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо с ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail