Сонова М.М.

АО «Ильинская больница»

Шамугия Н.М.

АО «Ильинская больница»

Барсегян Л.К.

АО «Ильинская больница»

Милехина В.С.

АО «Ильинская больница»

Нуруллина Ю.П.

АО «Ильинская больница»

Беременность у женщин, перенесших лапароскопическую сакрогистеропексию

Авторы:

Сонова М.М., Шамугия Н.М., Барсегян Л.К., Милехина В.С., Нуруллина Ю.П.

Подробнее об авторах

Журнал: Проблемы репродукции. 2023;29(3): 70‑73

Прочитано: 2001 раз


Как цитировать:

Сонова М.М., Шамугия Н.М., Барсегян Л.К., Милехина В.С., Нуруллина Ю.П. Беременность у женщин, перенесших лапароскопическую сакрогистеропексию. Проблемы репродукции. 2023;29(3):70‑73.
Sonova MM, Shamugia NM, Barsegian LK, Milekhina VS, Nurullina YuP. Pregnancy after laparoscopic sacrohysteropexy. Russian Journal of Human Reproduction. 2023;29(3):70‑73. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/repro20232903170

Рекомендуем статьи по данной теме:
За­гад­ка бо­лез­ни ве­ли­ко­го жи­во­пис­ца И.Е. Ре­пи­на. К 180-ле­тию со дня рож­де­ния. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2025;(1):6-10
Гор­мо­наль­ные ме­то­ды кон­тра­цеп­ции и рас­се­ян­ный скле­роз. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(1):24-30
Прак­ти­ка при­ме­не­ния ме­ди­ка­мен­тоз­но­го абор­та в ми­ре. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2025;(1):19-24
Эво­лю­ция хи­рур­ги­чес­ких ме­то­дов кор­рек­ции про­лап­са та­зо­вых ор­га­нов. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2025;(1):31-36
Ас­пле­ния — но­вая при­чи­на тром­бо­зов у бе­ре­мен­ных?. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2025;(1):71-76
Опыт вы­пол­не­ния мет­роп­лас­ти­ки при placenta accreta в Рес­пуб­ли­ке Крым. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2025;(1):77-81

Введение

Пролапс тазовых органов как разновидность грыжи тазового дна является сложной медико-социальной проблемой, затрагивающей различные аспекты женского здоровья. По данным литературы, 57% женщин отмечают различные симптомы тазового пролапса. Это состояние сопровождается изменением расположения тазовых органов и приводит к недержанию мочи, затруднению дефекации, ощущению инородного тела в области промежности, снижению качества интимной жизни [1]. Хирургическое лечение пролапса является одним из самых часто выполняемых гинекологических оперативных вмешательств. В зависимости от уровня повреждения связочного аппарата используют различные хирургические методики. При апикальном пролапсе «золотым стандартом» является сакрокольпопексия. В настоящее время наметилась тенденция к органосохраняющим операциям, особенно в репродуктивном возрасте, с учетом желания сохранения фертильности. По данным литературы, органосохраняющие операции в молодом возрасте ассоциированы с высоким риском рецидива, а вопрос исходов беременности и родов остается малоизученным [1—4].

Описание клинического случая

Представляем клинический случай пациентки с успешным исходом беременности и родов после перенесенной ранее лапароскопической сакрогистеропексии.

Пациентка, 39 лет, обратилась в клинику с жалобами на ощущение инородного тела в области промежности, резкое снижение качества интимной жизни. В анамнезе 1 беременность, 1 роды крупным плодом, осложнившиеся разрывом промежности. При осмотре выявлен пролапс тазовых органов 3-й степени по классификации POP-Q: Аа: —2, Ар: —1, С: +3, D: —1, Ва: —1, Вр: —1. В будущем пациентка не исключала наступление беременности.

Подготовка к операции включала стандартное лабораторное обследование, санацию влагалища и локальную терапию эстрогенами в течение 14 дней до вмешательства. После подробного обсуждения с пациенткой возможных осложнений и подписания информированного добровольного согласия проведена антибиотикопрофилактика с ввведением цефазолина 2 г и метронидазола в дозе 500 мг внутривенно за 30 мин до начала операции. Выполнено оперативное лечение в объеме лапароскопической сакрогистеропексии с использованием синтетического импланта. Этапы операции включали: 1 — введение инструментов и ревизию брюшной полости; 2 — диссекцию пресакрального пространства и передней продольной связки промонториума; 3 — диссекцию ректовагинального и пузырно-маточного пространств; 4 — фиксацию сетчатого протеза отдельными нерассасывающимися швами 2-0 Этибонд по передней поверхности шейки матки и передней стенке влагалища с выведением рукавов через окна в широких связках и фиксацией их по задней стенке шейки матки; 5 — фиксацию сетчатого протеза к мышцам-леваторам и задней поверхности шейки матки; 6 — фиксацию сетчатого импланта к передней продольной связке промонториума; 7 —перитонизацию, контрольную ревизию брюшной полости, десуфляцию, извлечение троакаров и ушивание апоневроза в портах 10 мм, наложение косметических швов на кожу.

Продолжительность операции составила 95 мин, кровопотеря 50 мл. Течение послеоперационного периода гладкое, пациентка выписана на 3-сутки после операции в удовлетворительном состоянии и статусом POP-Q: Aa: –2, Ba: –1, Ap: –3, Bp: –2, C: –4, D: –5.

Беременность наступила спонтанно через 3 года после операции. Пациентка наблюдалась в женской консультации по месту жительства в Москве, по стандартному протоколу, без особенностей, родоразрешена путем кесарева сечения в срок 39 недель беременности, ребенок растет и развивается нормально.

Обсуждение

В литературе и в составленной нами таблице приведены описания нескольких случаев пролапса тазовых органов [4—15]. Хирургическое лечение пролапса тазовых органов представлено многоообразием техник, в разных объемах и с применением различных доступов [2, 3].

Однако при коррекции апикального пролапса чаще всего применяется абдоминальная сакрокольпопексия с предпочтением миниинвазивного доступа [1, 13]. Пациенты преимущественно находятся в возрасте постменопаузы, и в таком случае выполняется надвлагалищная ампутация матки с фиксацией культи шейки матки к промонториуму. Большинство исследований посвящены техническим особенностям, интра- и постоперационным осложнениям, частоте рецидивов в отдаленном периоде и влиянию данной патологии на качество жизни. В связи с возрастающей частотой пролапса у молодых женщин, а также тенденцией к поздней реализации репродуктивных планов, желанием самих пациенток все большее распространение получают органосохраняющие операции. Кроме того, гистерэктомия в репродуктивном возрасте, по разным данным, имеет неблагоприятные последствия для здоровья в отсроченном периоде, в первую очередь, связанные с повышением кардиоваскулярного риска в более позднем возрасте и снижением качества жизни в результате гипоэстрогении даже при сохранении яичников [3].

Несмотря на органосохраняющий подход к хирургическому лечению пролапса у молодых женщин, на сегодняшний день мало исследований, посвященных исходам беременности и родов, а также особенностям ведения родов после восстановительной хирургии. В литературе описаны единичные случаи клинических исходов после хирургического лечения пролапса, больших доказательных исследований пока нет. В таблице представлены данные нескольких исследований [1, 4—7, 12, 14, 15].

Опубликованные описания клинических случаев беременности у пациенток, перенесших хирургическое лечение пролапса тазовых органов

Авторы

Число пациентов

Период наблюдения после родов (рецидив + или –)

Дата публикации, год

M. Albowitz и соавт. [5]

1

3 мес –

2014

G. Busby и соавт. [11]

1

12 мес –

2010

M. Hefni и соавт. [12]

1

24 мес –

2002

C.M. Lewis и соавт. [4]

1

24 мес +

2012

S.R. Samantray и соавт. [15]

1

12 мес –

2021

T.M. Adegoke и соавт. [7]

5

36 мес –

2020

I. Bagli и соавт. [14]

5

12 мес –

2020

D. Balsak и соавт. [6]

8

До 40 мес –

2022

В большинстве описываемых случаев течение беременности было без особенностей, а предпочтение отдано родоразрешению путем кесарева сечения. Например, C.M. Lewis и соавт. (2012) представили клинический случай наступления беременности через 6 мес после оперативного лечения пролапса тазовых органов. Женщина родоразрешена путем кесарева сечения в доношенном сроке. Рецидив пролапса тазовых органов произошел через 2 года после родов [4].

Клинический случай наступившей через 13 месяцев после лапароскопической сакрогистеропексии успешной беременности, родоразрешенной путем кесарева сечения в срок 38 недель, описали M. Albowitz и соавт. (2014) [5].

E. Barranger и соавт. (2003) сообщили о наступлении беременности у 3 (10%) из 30 пациенток, которым ранее выполнена сакрогистеропексия. У 2 пациенток рецидив развился течение 94 месяцев наблюдения [10].

D. Balsak и соавт. (2022) привели интересные данные, полученные на основании анализа выполнения сакрогистеропексий у 72 пациенток. Из 48 пациенток, желающих забеременеть, беременность наступила у 8 женщин, что составило 17,4%. Исходы беременности у них были следующие: 1 двойня, родоразрешение в срок 35 недель путем кесарева сечения с благоприятным исходом. Еще у 6 пациенток беременность завершена в доношенном сроке, родоразрешение путем кесарева сечения, и в одном случае состоялись вагинальные роды [6].

Заключение

Таким образом, несмотря на недостаток данных литературы об исходах беременности и родов и особенностях их ведения, органосохраняющее хирургическое лечение пролапса тазовых органов в виде сакрогистеропексии с применением миниинвазивных доступов должно быть популяризировано среди пациенток репродуктивного возраста. Кроме того, анализ данных литературы позволяет признать, что число осложнений в виде эрозий сетчатых имплантов при сохранении матки меньше, чем при выполнении субтотальной гистерэктомии [10, 13]. Гистерэктомия, выполненная женщинам до наступления естественной менопаузы, в отдаленном периоде несет определенные виды риска (кардиоваскулярного и других). И все же такие операции могут получать все большее распространение.

Анализ данных литературы позволяет сделать вывод о том, что течение беременности после хирургического лечения пролапса тазовых органов проходит без особенностей, а роды необходимо планировать путем операции кесарева сечения.

Пациентка подписала информированное добровольное согласие на публикацию персональной медицинской информации в обезличенной форме в журнале «Проблемы репродукции».

Видеофрагмент операции:

https://youtu.be/svAcmMXfbTY

https://t.me/doctorsonova/69

https://vk.com/wall-210945812_26

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — Сонова М.М., Шамугия Н.М.

Сбор и обработка материала — Сонова М.М., Барсегян Л.К., Милехина В.С., Нуруллина Ю.П.

Статистический анализ данных — Милехина В.С., Нуруллина Ю.П.

Написание текста — Сонова М.М.

Редактирование — Сонова М.М.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Клинические рекомендации. Выпадение женских половых органов. 2021.
  2. Abdelazim IA, Shikanova S, Karimova B, Zhurabekova G, Sarsembayev M, Starchenko T. Uterine suspension using I. Abdelazim sacrohysteropexy technique for treatment of uterineprolapse: Case series. Journal of Family Medicine and Primary Care. 2019;8(1):316-318.  https://doi.org/10.4103/jfmpc.jfmpc_405_18
  3. Khan A, Jaleel R, Nasrullah FD. Sacrohysteropexy performed as uterus conserving surgery for pelvic organ prolapse: Review of case files. Pakistan Journal of Medical Sciences. 2016;32(5):1174-1178. https://doi.org/10.12669/pjms.325.10307
  4. Lewis CM, Culligan P. Sacrohysteropexy followed by successful pregnancy and eventual reoperation for prolapse. International Urogynecology Journal. 2012;23(7):957-959. 
  5. Albowitz M, Schyrba V, Bolla D, Schöning A, Hornung R. Pregnancy after a laparascopic sacrohysteropexy: a case report. Geburtshilfe und Frauenheilkunde. 2014;74(10,):947-949.  https://doi.org/10.1055/s-0034-1383032
  6. Balsak D, Aksin Ş, Yılmaz M, Aboalhasan Y. Pregnancy outcomes after abdominal sacrocervicopexy. International Urogynecology Journal. 2022;33(12):3449-3454. https://doi.org/10.1007/s00192-022-05265-8
  7. Adegoke TM, Vragovic O, Yarrington CD, Larrieux JR. Effect of pregnancy on uterine-sparing pelvic organ prolapse repair. International Urogynecology Journal. 2020;31(3):657-662.  https://doi.org/10.1007/s00192-019-04179-2
  8. Meriwether KV, Antosh DD, Olivera CK, Kim-Fine S, Balk EM, Murphy M, Grimes CL, Sleemi A, Singh R, Dieter AA, Crisp CC, Rahn DD. Uterine preservation vs hysterectomy in pelvic organ prolapse surgery: a systematic review with meta-analysis and clinical practice guidelines. American Journal of Obstetrics and Gynecology. 2018;219(2):129-146.  https://doi.org/10.1016/j.ajog.2018.01.018
  9. Johnson JA, Tough S. No-271-Delayed Child-Bearing. Journal of Obstetrics and Gynaecology. 2017;39(11):500-515.  https://doi.org/10.1016/j.jogc.2017.09.007
  10. Barranger E, Fritel X, Pigne A. Abdominal sacrohysteropexy in young women with uterovaginal prolapse: Long-term follow-up. American Journal of Obstetrics and Gynaecology. 2003;189(15):1245-1250.
  11. Busby G, Broome J. Successful pregnancy outcome following laparoscopic sacrohysteropexy for second degree uterine prolapse. Gynecological Surgery. 2010;7:271-273. 
  12. Hefni M, El-Toukhy T. Sacrospinous cervico-colpopexy with follow-up 2 years after successful pregnancy. European Journal of Obstetrics, Gynecology, and Reproductive Biology. 2002;103(2):188-189.  https://doi.org/10.1016/s0301-2115(02)00034-9
  13. Wattiez A, Canis M, Mage G, Pouly JL, Bruhat MA. Promontofixation for the treatment of prolapse. Urological Clinical of North America. 2001;28(1):151-157.  https://doi.org/10.1016/S0094-0143(01)80017-3
  14. Bagli I, Tahaoglu AE. Tahaoglu. Pregnancy outcomes after laparoscopic pectopexy surgery: A case series. The Journal of Obstetrics and Gynecology Research. 2020;46(8):1364-1369. https://doi.org/10.1111/jog.14337
  15. Samantray SR, Mohapatra I. Successful Pregnancy Outcome after Laparoscopic Sacrohysteropexy for Pelvic Organ Prolapse. Cureus. 2021;13(2):e13087. https://doi.org/10.7759/cureus.13087

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.