Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Каприн А.Д.

Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена — филиал ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр радиологии» Минздрава России;
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

Иванов С.А.

Медицинский радиологический научный центр им. А.Ф. Цыба — филиал ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр радиологии» Минздрава России

Петров Л.О.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр радиологии» министерства здравоохранения Российской Федерации

Исаева А.Г.

Медицинский радиологический научный центр им. А.Ф. Цыба — филиал ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр радиологии» Минздрава России

Применение ICG на этапах планирования и реализации резекций печени по поводу опухолей

Авторы:

Каприн А.Д., Иванов С.А., Петров Л.О., Исаева А.Г.

Подробнее об авторах

Просмотров: 874

Загрузок: 93


Как цитировать:

Каприн А.Д., Иванов С.А., Петров Л.О., Исаева А.Г. Применение ICG на этапах планирования и реализации резекций печени по поводу опухолей. Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2023;(9‑2):5‑10.
Kaprin AD, Ivanov SA, Petrov LO, Isaeva AG. Indocyanine green in liver tumor resection. Pirogov Russian Journal of Surgery. 2023;(9‑2):5‑10. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/hirurgia20230925

Введение

Обширные резекции печени (ОРП) по-прежнему являются единственным радикальным методом лечения больных первичным и метастатическим раком печени, позволяющим добиться заметного продления жизни пациентов. Возможность объемных резекций основана на уникальной способности органа к регенерации [1], позволяющей в некоторых случаях удалить до 85% массы печени с последующим восстановлением объема и функции, близких к исходным.

Недавние достижения в понимании анатомии печени, высококачественной трехмерной визуализации, системной химиотерапии и хирургической техники расширили показания к резекции печени, позволяя выполнить операцию пациентам, которые традиционно считались неоперабельными. В настоящее время единственной наиболее важной причиной летального исхода этого типа хирургического вмешательства является послеоперационная печеночная недостаточность (ППН) как следствие небольшого функционального остатка печени после ОРП [2, 3]. Поэтому поддержание достаточной функции печени после резекции печени стало новой проблемой в гепатобилиарной хирургии [4]. Риск печеночной недостаточности после ОРП определяется двумя наиболее важными факторами: послеоперационным объемом будущего остатка печени и послеоперационной функцией остатка, они являются основными детерминантами резектабельности печени.

Лучшее понимание факторов риска развития печеночной недостаточности, а также совершенствование профилактических стратегий привели к значительному снижению ППН в течение последнего десятилетия. Тем не менее, ППН остается наихудшим осложнением из-за ее сильной связи со смертностью и отсутствием эффективных терапевтических возможностей для ее лечения. Таким образом, точный предоперационный прогноз риска ППН у пациентов с новообразованиями печени является ключевым для хирургов, чтобы оценить безопасность ОРП.

Краеугольным камнем успешной онкологической хирургии печени остается получение края резекции R0 и сохранение надлежащей здоровой паренхимы печени для достижения лучших краткосрочных и долгосрочных результатов. Для достижения этих целей требуется применение инструментов интраоперационной навигации как части прогрессивных разработок в области хирургии печени. Фактически потребность в визуализации истинной анатомии печени в режиме реального времени, в частности, во время малоинвазивной хирургии, способствовала внедрению таких инструментов, как флуоресцентная ICG-навигация, потенциально полезных для прецизионных и безопасных резекций печени.

Применение флуоресцентной ICG-навигации в гепатобилиарной хирургии

Активное клиническое применение индоцианина зеленого (ICG) началось с момента его одобрения (1954 г.) управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов, в оценке сердечного выброса и функции печени.

В 70-х годах прошлого века обнаружено, что связанный с белком ICG излучает флуоресценцию с пиком около 840 нм при освещении ближним инфракрасным светом (750—810 нм) [5]. Затем в начале 90-х годов ICG начали клинически использовать для ангиографии глазного дна [6]. С развитием технологий в последние годы флуоресцентная визуализация ICG вызвала значительный интерес для применения в различных хирургических процедурах, например, для оценки лимфотока в конечностях [7], определения сигнальных лимфатических узлов у пациентов с раком молочной железы [8] и раком желудочно-кишечного тракта [9], для оценки кровотока при коронарном шунтировании [10] и клипировании аневризм мозговых артерий [11].

В настоящее время тест с индоцианином зеленым (ИЦЗ, ICG) — наиболее широко используемый предоперационный количественный тест функции печени в клинических условиях [12]. В прошлом отсутствие единого определения ППН было основным ограничением для определения пациентов, подверженных риску, связанному с печеночной недостаточностью. Проблемы с созданием единого унифицированного определения ППН включали вариацию в объеме резекции печени, расхождения в качестве предоперационной функции печени и ограниченную информацию о нормальном послеоперационном восстановлении биохимических показателей после резекции печени.

Оценка функциональных резервов печени исторически осуществлялась с помощью клинических шкал, пассивных функциональных тестов (биохимические параметры и системы клинических оценок), количественных функциональных тестов печени, основанных на метаболической способности вводимых соединений.

Термин «функция печени» является общим знаменателем для ряда функций: конъюгация, поглощение, метаболизм и выведение эндогенных и экзогенных веществ, а также синтез белка, иммунная и накопительная функции. В настоящее время до сих пор неизвестно, какая из функций печени является обязательной и оптимально отражает функциональный резерв печени. Таким образом, идеальный функциональный тест, который измеряет все компоненты функции печени, еще не изобретен.

На сегодняшний день существуют многочисленные динамические тесты, такие как клиренс-тест с индоцианином зеленым, дыхательные тесты с аминопирином, метацетином, кофеином, тест элиминации галактозы, тест элиминации сорбитола. Все эти тесты, применяющиеся при заболеваниях печени, являются динамическими экскреционными методами и выполняются в течение 15—60 мин [13]. Поскольку вещества, используемые для этих тестов, метаболизируются почти исключительно печенью, эти тесты предоставляют более точную информацию о функциональном состоянии печени.

ICG представляет собой трикарбоцианиновый краситель, который связывается с альбумином альфа-1-липопротеинами и β-липопротеинами [14, 15]. Краситель выводится исключительно гепатоцитами за счет OATP1B3, который играет роль в выведении лекарственных средств и циркуляции таких эндогенных компонентов печени, как желчные кислоты, билирубин, и выделяется в желчь без биотрансформации с помощью АТФ-зависимого белка-экспортера, ассоциированного с множественной лекарственной устойчивостью 2 (MRP 2), чем обусловливается высокая чувствительность и специфичность метода [16]. В основном препарат вводится через периферическую вену, объем препарата высчитывается по формуле 0,5 мг на 1 кг массы тела. В течение первых 2—3 мин он равномерно распределяется в крови и мониторируется интервально с помощью пульсовой спектрофотометрии или измеряется с помощью денситометрии аппаратами типа LiMON [17]. Клиренс ICG из крови аналогичен таковому, как у различных эндогенных и экзогенных веществ, таких как билирубин, гормоны и токсины. Таким образом, тест на клиренс ICG отражает несколько важных функциональных параметров печени [18]. В течение 20 мин приблизительно 97% красителя выводится с желчью [19]. Результаты испытаний ICG могут быть выражены несколькими способами, включая скорость исчезновения из плазмы, константы скорости элиминации ICG или ICG-R15, который описывает процент клиренса ICG через 15 мин или, наоборот, задержку ICG в течение первых 15 мин после болюсной инъекции [20]. Наиболее часто используется параметр ICG-R15 с нормальными диапазонами между 16—25%/мин [14, 21]. ICG-R15 предложен в качестве компонента алгоритма для прогнозирования безопасности резекции печени как у пациентов с метастазами колоректального рака, так и у пациентов с хроническим заболеванием печени вместе с уровнем билирубина и наличием асцита, авторами сообщалось о почти нулевой смертности после резекции при использовании предложенного алгоритма [20, 22].

Прогресс в предоперационной оценке функциональных резервов, отборе пациентов, а также развитие хирургической техники сделали обширные резекции печени стандартизированными и безопасными операциями с периоперационной смертностью 1,0 и 2,0% при лапароскопической и открытой резекциях печени соответственно [23—25].

Краеугольным камнем для успешной онкологической хирургии печени является получение края резекции R0 и сохранение надлежащей здоровой паренхимы печени для достижения лучших краткосрочных и долгосрочных результатов [26, 27]. Для достижения этих целей потребовалось применение инструментов интраоперационной навигации как прогрессивных разработок в области хирургии печени.

При выполнении анатомических резекций печени на практике необходимо четко определять истинные границы сегментов печени. Как правило, печеночные вены считаются важными ориентирами для определения печеночных сегментов и могут быть картированы с помощью интраоперационной ультрасонографии (ИОУЗИ). Однако анатомических ориентиров крупных печеночных вен недостаточно для проведения истинных анатомических резекций из-за неправильной индивидуальной трехмерной формы сегментов печени у разных пациентов.

ICG представляет собой инструмент навигации во время операции на печени, позволяющий в режиме реального времени идентифицировать как новообразования печени, так и реальные границы сегментов.

T. Aoki и соавт. впервые описали свою методику прямой портальной инъекции 5 мг/тело ICG для сегментации печени в 2008 г. Уровень успеха сегментации составил 94,3% при открытой резекции печени [28].

Kobayashi и соавт. описали различные типы окрашивания: метод контрастного окрашивания (положительное окрашивание), а также метод отрицательного окрашивания (негативное окрашивание). При отрицательном окрашивании ICG межсегментарные/секционные плоскости можно визуализировать не только на поверхности печени, но и на необработанных поверхностях во время рассечения печени с использованием флуоресцентных изображений после системного внутривенного введения ICG [28].

Для метода отрицательного окрашивания ICG вводят внутривенно, используя 2,5 мг препарата. Для метода положительного окрашивания ICG вводят непосредственно в ветви воротной вены. Портальные ветви сегментов, пораженных опухолью, визуализируются и пунктируются под ультразвуковым контролем. Большинство авторов используют 0,25 мг, что составляет примерно одну десятую от отрицательного окрашивания [28].

По данным систематических обзоров, частота успешной сегментации при использовании интраоперационной флуоресцентной ICG-навигации составляет 88,0% (53—100%) [28, 29].

Из накопленного опыта очевидно, что интраоперационная флуоресцентная визуализация является полезным инструментом навигации, особенно в лапароскопической и роботизированной хирургии печени. Тенденция по применению флуорисцентной навигации позволит хирургам персонализировать процедуры в соответствии с анатомическими особенностями печени и риском осложнений.

Несмотря на развитие современных методов диагностики, визуальный осмотр, пальпация и интраоперационное УЗИ остаются сегодня наиболее используемыми интраоперационными инструментами в гепатобилиарной хирургии. При этом в лапароскопической и роботизированной гепатобилиарной хирургии пальпация невозможна.

Флуоресцентная визуализация позволяет идентифицировать субкапсулярные опухоли печени за счет накопления индоцианина зеленого (ICG) после предоперационной внутривенной инъекции, в опухолевой ткани гепатоцеллюлярной карциномы и в здоровой паренхиме печени, вокруг внутрипеченочной холангиокарциномы и метастазов в печени, где препарат не накапливается.

Визуализация сегментов печени в режиме реального времени и локализация печеночных опухолей помогают выполнять радикальные резекции печени, в том числе при паренхимосберегающих резекциях.

Некоторые авторы предлагают вводить ICG перед операцией, при этом временной интервал составляет от 1 до 14 дней, другие предлагают интраоперационную инъекцию [30, 31]. В большинстве исследований отмечено, что ICG вводится в течение в течение 3 дней до дня операции.

Для обнаружения опухолей в большинстве статей представлена доза ICG 0,5 мг на 1 кг массы тела. Дополнительное введение (0,02—0,5 мг на 1 кг массы тела) описано как один из вариантов в случае длительного интервала между введением и днем операции [28].

Различаются пути введения ICG в зависимости от предоперационного или интраоперационного использования ICG — через воротную вену, через центральный венозный катетер или через периферическую вену [32].

По данным литературы, медиана частоты обнаружения опухолей при флуоресцентной ICG-навигации составила 87,4% (43—100%), а медиана частоты ложноположительных результатов — 10,5%.

H.J.M. Handgraaf и соавт. в ретроспективном анализе отметили, что доля пациентов, у которых во время операции выявлены дополнительные очаги поражения, была значительно выше после применения флуоресцентной визуализации в ближней инфракрасной области в дополнение к ревизии, пальпации или интраоперационному ультразвуковому исследованию, а диаметр визуализированных очаговых образований, идентифицированных флуоресценцией, был меньше, чем у опухолей, обнаруживаемых с помощью обычных диагностических процедур [33].

В исследовании A. Peloso и соавт. в 2013 г. приведены данные о том, что интраоперационное использование флуоресценции ICG может улучшить обнаружение метастазов колоректального рака, особенно в случае небольшого размера очагов, которые часто не выявляются при использовании обычных методов визуализации [34].

Недостатком метода флуоресцентной навигации остается ограниченная глубина проникновения инфракрасного света. Инфракрасный свет может проникать только на 5—10 мм ткани, более глубокие поражения не визуализируются. H. Kudo и соавт. продемонстрировали, что опухоли, расположенные на расстоянии более 8 мм от поверхности печени, не могут быть идентифицированы как в случае с метастатическим поражением, так и при гепатоцеллюлярной карциноме. По результатам исследования, с помощью ICG можно было наблюдать только опухоли на расстоянии 5 мм или ближе к поверхности печени [35].

Флуоресцентная навигация ICG является перспективным дополнительным методом для выявления субкапсулярных опухолей при резекциях печени. В сочетании с ИОУЗИ это может быть надежным инструментом навигации в реальном времени, позволяющим значительно повысить прецизионность резекций.

Флуоресцентная навигация ICG остается дополнительным методом для выявления субкапсулярных опухолей или межсегментарных/секционных плоскостей при анатомических резекциях. В сочетании с предоперационной 3D-реконструкцией и ИОУЗИ может быть надежным инструментом навигации в реальном времени, позволяющим значительно повысить прецизионность резекций печени.

Тем не менее оптимальное время и доза введения ICG для идентификации опухоли и сегментации печени остаются предметом дискуссии из-за различных параметров визуализации в проведенных на сегодняшний день исследованиях.

Заключение

На сегодняшний день применение ICG — стандартный, широко использующийся метод оценки тотальной функции печени, а также удобный инструмент навигации во время операции на печени, позволяющий в режиме реального времени идентифицировать истинные анатомические границы сегментов печени для более эффективной прецизионной хирургии. Несмотря на различные преимущества применения флуоресцентной ICG-навигации в гепатобилиарной хирургии, есть некоторые недостатки; к ним относятся ограниченное проникновение в ткани и низкая специфичность. В настоящий момент интраоперационное ультразвуковое исследование остается целевым стандартом для обнаружения более глубоких опухолей, а флуоресцентная навигация дополняет его. Для распространения применения метода флуоресцентной навигации необходимо унифицировать протоколы применения по времени введения и оптимальной дозе ICG для стандартизации технологии.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — Каприн А.Д., Иванов С.А., Петров Л.О.

Написание текста, редактирование — Исаева А.Г.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.