Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Ким С.И.

СПб ГБУЗ «Городской клинический онкологический диспансер»

Агапов М.Ю.

СПб ГБУЗ «Городской клинический онкологический диспансер»

Савостьянов Т.Ф.

СПб ГБУЗ «Городской клинический онкологический диспансер»

Паратовская А.А.

СПб ГБУЗ «Городской клинический онкологический диспансер»

Соколова И.А.

СПб ГБУЗ «Городской клинический онкологический диспансер»

Многоликие инвертированные полипы желудка: клинический случай

Авторы:

Ким С.И., Агапов М.Ю., Савостьянов Т.Ф., Паратовская А.А., Соколова И.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 2819

Загрузок: 217


Как цитировать:

Ким С.И., Агапов М.Ю., Савостьянов Т.Ф., Паратовская А.А., Соколова И.А. Многоликие инвертированные полипы желудка: клинический случай. Доказательная гастроэнтерология. 2023;12(2):88‑95.
Kim SI, Agapov MY, Savostyanov TF, Paratovskaya AA, Sokolova IA. The Many Faces of Gastric Inverted Polyps: a case report. Russian Journal of Evidence-Based Gastroenterology. 2023;12(2):88‑95. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/dokgastro20231202188

Рекомендуем статьи по данной теме:
Бли­жай­шие и от­да­лен­ные ре­зуль­та­ты ис­поль­зо­ва­ния ме­тал­ли­чес­ких са­мо­рас­прав­ля­ющих­ся стен­тов при зло­ка­чес­твен­ной дис­фа­гии (пят­над­ца­ти­лет­ний опыт). До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2023;(1):5-13
Ос­лож­не­ния при ди­аг­нос­ти­чес­ких и ле­чеб­ных эн­дос­ко­пи­чес­ких вме­ша­тельствах на вер­хних от­де­лах же­лу­доч­но-ки­шеч­но­го трак­та. Кол­ле­ги­аль­ное об­суж­де­ние ин­фор­ми­ро­ван­но­го доб­ро­воль­но­го сог­ла­сия, пред­ло­жен­но­го Ас­со­ци­ацией вра­чей-эк­спер­тов ка­чес­тва ме­ди­цин­ской по­мощ. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2023;(1):49-65
Ос­трый нек­роз сли­зис­той обо­лоч­ки пи­ще­во­да: кли­ни­чес­кие слу­чаи и об­зор ли­те­ра­ту­ры. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2023;(1):99-108
Кли­ни­чес­кий слу­чай: боль­шие учас­тки ге­те­ро­то­пии сли­зис­той обо­лоч­ки же­луд­ка в пи­ще­во­де у ре­бен­ка. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2023;(1):109-113
При­ме­не­ние пе­ро­раль­ной эн­дос­ко­пи­чес­кой ми­ото­мии при ле­че­нии па­ци­ен­тов с аха­ла­зи­ей пи­ще­во­да (опыт 100 опе­ра­ций). До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2023;(2):25-33
Прин­ци­пы фо­то­до­ку­мен­та­ции при вы­пол­не­нии эн­дос­ко­пии вер­хних от­де­лов пи­ще­ва­ри­тель­но­го трак­та. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2023;(2):76-86
Срав­ни­тель­ная оцен­ка ре­зуль­та­тов ле­че­ния па­ци­ен­тов с аха­ла­зи­ей пи­ще­во­да пос­ле ма­ло­ин­ва­зив­ных вме­ша­тельств. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2023;(3):43-50
Ме­то­до­ло­ги­чес­кие ас­пек­ты и ре­зуль­та­ты ком­би­ни­ро­ван­но­го стен­ти­ро­ва­ния тра­хеи и пи­ще­во­да при мес­тно-рас­простра­нен­ных зло­ка­чес­твен­ных опу­хо­лях лег­ко­го, пи­ще­во­да и сре­дос­те­ния. Мно­го­цен­тро­вое ис­сле­до­ва­ние. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2023;(2):26-33
Пер­вый опыт при­ме­не­ния са­мо­рас­ши­ря­юще­го­ся ме­тал­ли­чес­ко­го Y-стен­та у па­ци­ен­та с де­ком­пен­си­ро­ван­ным опу­хо­ле­вым сте­но­зом тра­хеи и глав­ных брон­хов. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2023;(2):60-65

Введение

Инвертированные гиперпластические полипы желудка являются редкими образованиями, патогенез которых до сих пор недостаточно изучен. Эта патология в первую очередь характеризуется эндофитным ростом элементов слизистой оболочки с фовеолярным, фундальным или пилорическим фенотипом с их последующей гиперплазией и кистозной трансформацией в подслизистом слое [1]. Макроскопически инвертированные полипы обычно напоминают подслизистые образования, определяемые чаще всего в проксимальных отделах желудка с измененной слизистой оболочкой в верхушечной части. Предоперационный диагноз крайне затруднителен ввиду подслизистой локализации процесса [2]. Описано всего два случая развития аденокарциномы в инвертированных гиперпластических полипах [1, 3]. В связи с возможной злокачественной трансформацией, рекомендовано радикальное удаление данных образований единым блоком с последующим гистологическим исследованием [3].

Клиническое наблюдение

Пациент М., 76 лет, длительное время наблюдался в поликлинике по месту жительства по поводу хронического гастрита с периодическими жалобами на дискомфорт в эпигастрии, чувство тяжести после еды, а также запоры. Во время очередной эзофагогастродуоденоскопии в теле желудка обнаружено ранее не описываемое полиповидное образование размером около 2 см. По результатам гистологического исследования заподозрена нейроэндокринная опухоль. Пациент направлен для обследования и лечения в специализированное учреждение СПб ГБУЗ «Городской клинический онкологический диспансер» (Санкт-Петербург) (главный врач д.м.н., проф. Э.Э. Топузов).

При пересмотре гистологического материала выявлены мелкие комплексы клеток с атипией, подозрительной на опухолевую, хроническое воспаление с умеренной атрофией и очаговой гиперплазий фовеолярного эпителия, бактерии Helicobacter pylori в большом количестве. Иммуногистохимическое исследование не проведено по причине недостаточного количества гистологического материала.

При проведении лабораторных общеклинических исследований патологические отклонения не выявлены. Результаты специфических для нейроэндокринных опухолей исследований также были в пределах нормы: 5-гидроксииндолуксусная кислота в моче — 20,06 мг/сут, хромогранин А — 84,81 нг/мл, серотонин — 14,7 нг/мл.

В результате компьютерной томографии органов брюшной полости по большой кривизне желудка выявлено полиповидное образование размерами 18×17×17 мм, неоднородной плотности, накапливающее контрастный препарат с —10+47 едН до +15+102 едН (рис. 1).

Рис. 1. Компьютерная томография брюшной полости с внутривенным болюсным контрастированием.

Полиповидное образование желудка (белая стрелка).

По данным повторной видеоэзофагогастродуоденоскопии, в средней трети тела желудка по большой кривизне определялось подслизистое образование до 2 см, округлой формы, эластичной консистенции при «пальпации» биопсийными щипцами. Образование покрыто гиперемированной фундальной слизистой оболочкой с преимущественно желобоватым рисунком ямок. В области верхушки визуализирован выступающий гиперемированный участок слизистой оболочки с гиперпластическим рисунком и налетом фибрина. При осмотре фоновой слизистой оболочки желудка наблюдался открытый тип атрофии, О3 по класификации Kimura-Takemoto (рис. 2) [4]. При повторной биопсии из образования гистологические признаки атипии не выявлены.

Рис. 2. Подслизистое образование верхней трети тела желудка с выступающим гиперемированным участком слизистой оболочки на верхушке и налетом фибрина.

При эндоскопической ультрасонографии (ЭУС) определялось образование с четкими, относительно ровными контурами, неоднородной эхогенности, преимущественно гипоэхогенное с анэхогенными кистозными включениями, исходящее из 3-го эхо-слоя (подслизистого). Неизмененный мышечный слой прослеживался на всем протяжении. Размеры образования в срезе 15×12 мм (рис. 3).

Рис. 3. Эндоскопическая ультрасонография образования желудка радиальным ЭХО-эндоскопом.

Гипоэхогенное образование с анэхогенными кистозными и папиллярными структурами, расположенное в третьем эхослое.

С учетом имеющихся данных выполнено удаление образования единым блоком методом диссекции в подслизистом слое (ESD) с целью расширенной биопсии (рис. 4).

Рис. 4. Удаление подслизистого образования желудка методом диссекции в подслизистом слое (ESD).

Подслизистый фиброз отсутствовал, однако наблюдалось большое количество крупных сосудов. Без послеоперационных осложнений больной выписан на 5-е сутки в удовлетворительном состоянии под наблюдение врача-онколога.

По данным гистологического исследования образование можно характеризовать как субмукозальную (инвертированную) цистаденопапиллому с очагом тяжелой дисплазии и распространенными, преимущественно легкими диспластическими и гиперпластическими изменениями эпителия папиллярных структур, неравномерной атрофией эпителия многочисленных ретенционных кист с накоплением гомогенных эозинофильных масс (рис. 5). В соответствии с классификацией ВОЗ 2019 образование следует отнести к категории аденоматозных полипов с дисплазией высокой степени (high grade) (ICD-O 8210/2), но с не классифицируемой особенностью — инвертированным ростом [5].

Рис. 5. Результаты гистологического исследования.

а — топический гистологический срез 1/4 подслизистого образования с ретенционными кистами и папиллярной внутрикистозной пролиферацией (окрашивание гематоксилином и эозином, ×2); б — подслизистые ретенционные кисты с кубической эпителиальной выстилкой (окрашивание гематоксилином и эозином, ×4); в — внутрикистозная виллезная структура со скудной фиброваскулярной стромой, легкой дисплазией призматического эпителия (окрашивание гематоксилином и эозином, ×10); г — сливные железы с формированием крибриформных структур с цитологическими и архитектурными чертами дисплазии высокой степени (окрашивание гематоксилином и эозином, ×10); д — иммуногистохимическая реакция с анти-MUC5AC: диффузная интенсивная экспрессия в фовеолярном эпителии с потерей экспрессии в субмукозальном новообразовании (×4); е — иммуногистохимическая реакция с анти-MUC6: диффузная интенсивная экспрессия в пилорических железах и в субмукозальном новообразовании с отсутствием экспрессии в фовеолярном эпителии (×4); ж — иммуногистохимическая реакция с анти-SMA: дефект мышечной пластинки слизистой оболочки с беспрепятственным внедрением железистых ненеопластических структур в подслизистую оболочку (×4); з — мукозально-субмукозальный эпителиальный ход (окрашивание гематоксилином и эозином, ×4); е, з — черными стрелками указаны места перехода фовеолярного эпителия в пилорический.

Иммуногистохимические свойства всех эпителиальных структур образования указывают на ярко выраженный пилорический фенотип выстилочного и папиллярного пролиферативного эпителия — интенсивная диффузная экспрессия в реакции с MUC6 и умеренно выраженное окрашивание в реакции с MUC5AC в апикальных частях некоторых клеток. Реакция с анти-SMA (smooth muscle actin) позволила выявить участки дефектов мышечной пластинки слизистой оболочки, создающие предпосылки к миграции желез слизистой оболочки в субмукозальный слой и дальнейшему инверсивному росту.

Обсуждение

Инвертированный гиперпластический полип желудка (gastric inverted hyperplastic polyp) является редким образованием, характеризующимся проникновением железистых структур слизистой оболочки в подслизистый слой. Ранее это образование также описывалось как гамартоматозный полип желудка, инвертированный гамартоматозный полип, подслизистая гетеротопия. В настоящее время предложен термин — инвертированный гиперпластический полип желудка из-за сходства изменений с инвертированным гиперпластическим полипом в толстой кишке [1, 6, 7].

Описаны более 30 случаев инвертированных гиперпластических полипов желудка, но их патогенез до сих пор окончательно не изучен [3]. Предполагается, что истончение и разрыв собственной мышечной пластинки могут быть вызваны повторяющимися альтерациями слизистой оболочки с последующей возможной эктопией фовеолярного эпителия и желез желудка в подслизистый слой [1]. Окклюзия дренажного отверстия либо частичная потеря сообщения с просветом желудка приводит к накоплению продуцируемой слизи и к формированию ретенционных кист [8].

В настоящее время существует три гипотетических механизма формирования инвертированных полипов желудка. Одна из гипотез предполагает, что гиперпластически измененные железы слизистой оболочки желудка проникают в подслизистую оболочку и со временем трансформируются в подслизистую опухоль. Другой гипотетический механизм предполагает развитие в подслизистом слое гамартоматозных изменений, на которые распространяется воспаление из слизистой оболочки желудка, приводящее к их гиперплазии. По третьей гипотезе гиперпластический полип желудка образуется на слизистой оболочке в верхней части из исходного гамартоматозного изменения в подслизистом слое [8].

Инвертированные полипы наблюдались у пациентов 8—85 лет (55,6±18,1 года) без существенной разницы по половой принадлежности [1]. Лишь в одном случае инвертированный полип выявлен у 8-летнего ребенка [9, 10].

Возраст пациента в нашем случае составил 76 лет. Возможно, если бы эта патология была врожденной, то с какой-то определенной периодичностью она встречалась бы у молодых пациентов, и особенно у детей [10].

В первую очередь следует отличать инвертированные гиперпластические полипы желудка от проявлений глубокого кистозного гастрита (gastritis cystica profunda), характеризующегося кистозно-расширенными железами желудка, которые пенетрируют собственную мышечную пластинку и подслизистый слой, но без каких-либо пролиферативно-гиперпластических изменений. Чаще всего глубокий кистозный гастрит встречается в желудках после резекций [11]. Описано всего два случая глубокого кистозного гастрита при инвертированных гиперпластических полипах желудка [12]. Связь между этими заболеваниями обсуждается.

По данным литературы, макроскопически инвертированные полипы напоминают подслизистые образования на широком (часто) и зауженном основании (редко) с центральной депрессией, протоковым отверстием, изъязвлением или эрозированием в верхушечной части, а также возможными узловатыми гиперпластическими изменениями на поверхности [1, 6, 13]. Размер образований варьировал от 1 до 11 см [1]. Наиболее частая локализация — тело и свод желудка, только в пяти случаях инвертированные полипы наблюдались в антральном отделе [1]. Клиническая картина обычно бессимптомная, и манифестация в некоторых случаях сопровождалась наличием анемии и непроходимости [10, 14]. Как и по данным литературы, в нашем случае никаких специфических клинических проявлений у пациента не было, подслизистое образование диаметром до 2 см также локализовалось в верхней трети тела желудка и имело измененный эрозированный участок слизистой оболочки на поверхности.

При гистологическом исследовании инвертированный гиперпластический полип характеризуется эндофитной пролиферацией фовеолярного эпителия, желез фундального или пилорического типов с кистозной трансформацией или без нее. Описаны случаи наличия в составе пучков гладкомышечных волокон эпителия с кишечной метаплазией и нейроэндокринных клеток [3]. В клиническом случае инвертированного полипа желудка, описанном M. Jung и соавт., так же, как и в нашем, наблюдалась пролиферация желез только пилорического типа и кистозной трансформацией, но без каких-либо признаков атипии [14]. По данным литературы, встречаются случаи инвертированных аденом пилорических желез, которые, по нашему мнению, являются разновидностью инвертированных гиперпластических полипов с развившейся в нем дисплазией [12, 14—16]. В одном из таких случаев инвертированной пилорической аденомы выявлена дисплазия высокой степени (high grade) [12]. Все описанные образования успешно удалены единым блоком методом диссекции в подслизистом слое (ESD).

В шести случаях рак развивался синхронно с инвертированным гиперпластическим полипом желудка [3]. Описано два случая развития аденокарциномы непосредственно в самих полипах [1, 3]. В первом случае наблюдалась высокодифференцированная аденокарцинома, а во втором — мультифокальные очаги аденокарциномы с наличием перстневидно-клеточных компонентов. В обоих случаях присутствовала трансформация гиперплазия — дисплазия — рак. Иммуногистохимически аденокарциномы интенсивно и диффузно экспрессировали р53, а при дисплазии были позитивными ядра единичных клеток. В гиперпластически измененном эпителии экспрессия не обнаружена. Эти наблюдения свидетельствуют о том, что дисрегуляция белка p53 играет важную роль в злокачественной трансформации инвертированного гиперпластического полипа желудка [3].

Учитывая субмукозальное расположение пролиферативных изменений, установить предоперационный диагноз затруднительно [2]. На диагностическом этапе рекомендовано проведение биопсии из наиболее измененного участка слизистой оболочки, протоковых структур, компьютерной томографии с контрастированием, а также ЭУС. По данным литературы, в большинстве случаев ЭУС-картина представлена образованием неоднородной (гипоэхогенное, с анэхогенными (кистозными) включениями) эхогенности в третьем слое [1, 8, 10, 12]. В нашем случае ЭУС-картина полностью соответствовала описанным выше признакам.

Дифференциальную диагностику в первую очередь следует проводить с гастроинтестинальной стромальной опухолью, аберрантной поджелудочной железой и ее кистозной трансформацией, нейроэндокринной опухолью. Описаны случаи проведения тонкоигольной пункции под контролем ЭУС для морфологической верификации [2].

Из-за возможной злокачественной трансформации инвертированных полипов с целью окончательной гистологической оценки рекомендовано их удаление единым блоком, что и выполнено в нашем случае [3]. Описаны способы эндоскопического удаления данных полипов методами диссекции в подслизистом слое, петлевой резекции, в том числе с предварительным циркулярным разрезом [1, 10, 12]. Описанные хирургические методики включали такие операции, как гастрэктомия, парциальная резекция желудка, резекция образования методом CLEAN-NET (комбинированный лапароскопический и эндоскопический метод удаления образований без вскрытия просвета желудка) [2, 17].

По нашему мнению, инверсия происходит вследствие хронического воспаления либо травмы, главным итогом которых можно считать нарушение анатомической и физиологической барьерной целостности слизистой оболочки, в особенности собственной мышечной пластинки. Такую анатомическую особенность, как первичная недостаточность мышечной пластинки слизистой оболочки, проявляющаяся микроскопически регистрируемыми расслоением и гипоплазией, также, на наш взгляд, следует считать предпосылкой к развитию инвертированного новообразования. Первичная глубокая инверсия фовеолярного эпителия и шеечных мукоцитов происходит через дефект мышечной пластинки слизистой оболочки с последующей пролиферацией, гиперплазией или метаплазией в эпителиоциты с иммунофенотипом, близким к пилорическому и фундальному.

Заключение

Представлено описание случая диагностики и эндоскопического лечения инвертированного гиперпластического полипа желудка, состоящего только из желез пилорического типа, в котором выявлена очаговая дисплазия высокой степени.

Участие авторов:

Сбор и обработка материала — Ким С.И., Агапов М.Ю.

Написание текста — Савостьянов Т.Ф., Паратовская А.А., Соколова И.А.

Редактирование — Ким С.И., Агапов М.Ю.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Authors contribution:

Data collection and processing — Kim S.I., Agapov M.Y.

Text writing — Savostyanov T.F., Paratovskaya A.A., Sokolova I.A.

Editing — Kim S.I., Agapov M.Y.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.