Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Куваев Р.О.

ГБУЗ ЯО «Областная клиническая онкологическая больница»;
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Никонов Е.Л.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Кашин С.В.

ГБУЗ ЯО «Областная клиническая онкологическая больница»

Видяева Н.С.

ООО «Нейро-клиника»

Бишопс Р.

Европейское общество гастроинтестинальной эндоскопии;
Университетская больница г. Левен

Современные стандарты обучения оптической диагностике в эндоскопии верхних отделов пищеварительного тракта: основные положения рекомендаций Европейского общества гастроинтестинальной эндоскопии

Авторы:

Куваев Р.О., Никонов Е.Л., Кашин С.В., Видяева Н.С., Бишопс Р.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1922 раза


Как цитировать:

Куваев Р.О., Никонов Е.Л., Кашин С.В., Видяева Н.С., Бишопс Р. Современные стандарты обучения оптической диагностике в эндоскопии верхних отделов пищеварительного тракта: основные положения рекомендаций Европейского общества гастроинтестинальной эндоскопии. Доказательная гастроэнтерология. 2021;10(1):11‑16.
Kuvaev RO, Nikonov EL, Kashin SV, Vidyaeva NS, Bisschops R. Current standards for optical diagnosis training in upper gastrointestinal endoscopy: European Society of Gastrointestinal Endoscopy Position Statement. Russian Journal of Evidence-Based Gastroenterology. 2021;10(1):11‑16. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/dokgastro20211001111

Рекомендуем статьи по данной теме:

Введение

Современные эндоскопические методики позволяют эффективно проводить оптическую диагностику патологических изменений слизистой оболочки непосредственно во время исследования, что обеспечивает оптимальный выбор терапии и наблюдения пациентов. Однако качество оптической диагностики во многом зависит от используемого оборудования, опыта и уровня подготовки врача-эндоскописта [1]. Непрерывное развитие технологий визуализации, а также разная скорость их внедрения в клиническую практику эндоскопических подразделений определяют сложность адекватной подготовки специалистов. Несмотря на то что повсеместно проводится большое количество научно-практических конференций и тренингов, посвященных эндоскопической диагностике, в настоящее время не разработан единый и системный подход к подготовке специалистов по проведению оптической диагностики с использованием современных технологий визуализации. В учебных планах отечественных медицинских образовательных учреждений, занимающихся обучением проведения эндоскопии, еще не регламентированы этапы формирования и поддержания профессиональной компетенции [2]1 оптической диагностики. В 2019 г. Европейским обществом гастроинтестинальной эндоскопии (European Society of Gastrointestinal Endoscopy — ESGE) опубликованы стандарты обучения оптической диагностике в эндоскопии пищеварительного тракта [3]. В настоящей статье проводится анализ основных положений рекомендаций ESGE, посвященных образовательным программам в эндоскопии верхних отделов пищеварительного тракта.

Этапы подготовки положений рекомендаций

Для разработки и утверждения стандартов обучения оптической диагностики в эндоскопии в 2017 г. ESGE организована рабочая группа по подготовке образовательных программ, (ESGE Curricula Working Group, председатели — проф. R. Bisschops, проф. E. Dekker и проф. J. East). Коллектив специалистов разделен на 6 подгрупп в соответствии с нозологиями и клиническими задачами: пищевод Баррета (R. Kuvaev, D. Dobru, E. Coron), плоскоклеточный рак пищевода (R. Kuvaev, D. Dobru, E. Coron), ранний рак желудка (R. Kuvaev, D. Dobru, E. Coron), колоректальные полипы малого размера (M. Bustamante, B. Houwen, E. Dekker), ранний колоректальный рак (I. Puig, B. Houwen, E. Dekker), дисплазия при воспалительных заболеваниях кишечника (H. Neumann, J. East). В данных рекомендациях под термином «оптическая диагностика» понимались дифференциальная диагностика доброкачественных и злокачественных новообразований, а также прогнозирование глубины инвазии рака.

В каждом разделе рассматривались три основных вопроса:

1. Какие требования должны быть предъявлены специалисту перед началом обучения оптической диагностике?

2. Какие этапы обучения должны быть пройдены для достижения профессиональной компетенции оптической диагностики?

3. Какие критерии должны использоваться для оценки профессионального уровня специалиста (при достижении или поддержании компетенции оптической диагностики)?

С целью анализа доказательной базы рабочей группой проведен систематический анализ публикаций, посвященных оптической диагностике в эндоскопии, в базах данных Cochrane Library, Embase и PubMed с 1 января 1990 г. по 1 марта 2018 г. В дальнейшем сформулированы положения по ключевым вопросам PICO (Patient — пациент или популяция, Intervention — вмешательство, воздействие, Comparison — сравнение, Outcome — исход) [4]. Оценка достоверности научных данных и убедительности разработанных положений проводилась с помощью системы GRADE [5]. Из-за недостатка доказательной базы все положения имели «слабую» степень рекомендации с низким или очень низким уровнем доказательств либо основывались на коллегиальном мнении экспертов (за исключением положений по оптической диагностике колоректальных полипов малого размера). Принятие положений рекомендаций осуществлялось посредством совещательного процесса Delphi. При этом положение принималось при согласии 80% членов рабочей группы в трех раундах голосования.

Основные положения рекомендаций

Образовательный процесс по формированию и поддержанию навыков проведения оптической диагностики включает в себя несколько основных этапов (рисунок, табл. 1):

1. Соблюдение предварительных требований перед проведением обучения.

2. Обучение (формирование компетенции оптической диагностики).

3. Достижение компетенции оптической диагностики.

4. Поддержание компетенции оптической диагностики.

Основные принципы обучения оптической диагностике в эндоскопии.

Таблица 1. Краткое изложение основных положений рекомендаций по обучению оптической диагностике в эндоскопии верхних отделов пищеварительного тракта

Предварительные требования

Личный опыт ≥300 эндоскопических исследований

Соблюдение критериев качества ESGE

Навыки в выполнении эндоскопии высокого разрешения в белом свете и хромоскопии

Обучение

Очный 1-недельный курс под руководством эксперта

Самостоятельное обучение на минимальном количестве случаев

Критерии оценки квалификации

Достижение компетенции

Соблюдение предварительных требований и критериев обучения

Достижение порогового значения компетенции путем проспективной оценки минимального количества выявленных случаев при выполнении эндоскопии

Поддержание компетенции

Проведение оптической диагностики на регулярной основе

Повторение обучения с последующей оценкой компетенции при отсутствии регулярной практики

Предварительные требования

Поскольку оценка выявленных патологических изменений и образований предполагает самостоятельное проведение всех этапов эндоскопического осмотра, каждый специалист перед началом обучения оптической диагностике должен соответствовать предварительным требованиям, предложенным ESGE.

Перед началом обучения оптической диагностике каждый эндоскопист должен обладать базовыми навыками выполнения эндоскопии и (1) иметь личный опыт не менее 300 эндоскопических исследований верхних отделов пищеварительного тракта, а также (2) соблюдать критерии качества выполнения эндоскопии ESGE[6]2.

Перед началом обучения оптической диагностике каждый эндоскопист должен обладать навыками и знаниями в выполнении эндоскопии высокого разрешения в белом свете, с использованием виртуальной или стандартной хромоскопии.

Обучение оптической диагностике

Несмотря на то что обучение эндоскопической диагностике «на рабочем месте» путем самостоятельного выполнения исследований широко используется в нашей стране и во всем мире, при таком подходе существует риск не охватить весь спектр патологических изменений и нозологий, а также упустить важные нюансы проведения эндоскопического осмотра. В этой связи, как и в других направлениях медицины, участие врача-эндоскописта в специализированных образовательных курсах является необходимым для формирования компетенции оптической диагностики.

Компетенция оптической диагностики может быть достигнута путем (1) участия в валидированном тренинге по оптической диагностике и (2) самостоятельного обучения на минимальном количестве случаев. При недоступности валидированных тренингов обучение может проводиться в рамках очного курса под руководством эксперта.

При доступности обучение следует проводить в рамках валидированных тренингов, которые (1) основаны на валидированных классификационных системах, (2) прошли внутреннюю и внешнюю валидацию, (3) содержат этап in vivo, в рамках которого обучаемый специалист выполняет исследование в реальном времени.

Самостоятельное обучение проводится путем проспективного анализа с гистологической оценкой не менее 20 случаев новообразований пищевода, 20 случаев новообразований пищевода Баррета, 20 случаев дисплазии/раннего рака желудка у пациентов группы высокого риска развития рака соответствующей локализации.

Как очные занятия, так и онлайн-тренинги могут быть использованы для повышения точности оптической диагностики эндоскопистов.

При низкой распространенности заболевания ESGE предлагает использовать онлайн-тренинги как альтернативу очному обучению для достижения и поддержания компетенции оптической диагностики.

К сожалению, валидированные тренинги по оптической диагностике в эндоскопии верхних отделов пищеварительного тракта не разработаны, поэтому ESGE рекомендует проведение обучения по каждому направлению (ранний рак пищевода, пищевод Баррета, дисплазия/ранний рак желудка) на очных невалидированных образовательных курсах под руководством эксперта в течение 1 нед, которые включают изучение техники и валидированных классификаций (табл. 2) [7—18]. После проведения краткого образовательного курса процесс обучения не может быть завершен полностью — обучаемый специалист должен начать применять полученные знания и навыки на практике. Самостоятельный проспективный анализ определенного минимума патологических образований является необходимым условием перед оценкой компетенции специалиста. На этом этапе специалист самостоятельно обучается путем анализа собственных результатов оптической диагностики в сравнении с гистологическим диагнозом. При доступности, для достижения компетенции, специалист может использовать материалы, присылаемые из образовательного центра, а также проходить онлайн-тренинги. Это особенно актуально в регионах с низкой распространенностью нозологии, по которой проводится обучение.

Таблица 2. Валидированные классификационные системы, которые должны быть использованы при обучении, а также тренинги по их реализации [7—18]

Орган

Патология

Классификация

Технология визуализации

Тренинг

Пищевод

Пищевод Баррета

BING [7]

NBI+близкий фокус

BLINC [8]

BLI+увеличение

S. Subramaniam и соавт., 2020 [8]

PREDICT [9]

Хромоскопия с уксусной кислотой

K. Kandiah и соавт., 2018 [9]

MV [10]

iscan+увеличение

Плоскоклеточный рак

JES [11]

NBI+увеличение

S. Kim и соавт., 2017 [12]

Желудок

Ранний рак желудка

VS [13, 14]

NBI/BLI + увеличение

H. Nakanishi и соавт., 2017 [15];

K. Mabe и соавт., 2014 [16];

NBI-simplified [17]

NBI

D. Dias-Silva и соавт., 2014 [18]

Достижение компетенции оптической диагностики

Обучение каждого специалиста осуществляется с различной скоростью, поэтому для оценки компетенции оптической диагностики предлагается использование пороговых значений эффективности диагностики при проспективной оценке выявленных образований во время самостоятельного выполнения эндоскопических исследований.

Эндоскопист является компетентным в проведении оптической диагностики при соблюдении (1) предварительных требований и критериев обучения и (2) достижении порогового значения компетенции путем проспективной оценки минимального количества выявленных случаев при выполнении эндоскопии.

Пороговые значения достижения компетенции оптической диагностики:

1. Плоскоклеточный рак пищевода: диагностическая точность ≥80% при оценке 20 случаев новообразований пищевода у пациентов группы высокого риска развития рака.

2. Пищевод Баррета: критерии PIVI (Preservation and Incorporation of Valuable endoscopic Innovations — сохранение и внедрение ценных эндоскопических инноваций[19]) при оценке 20 случаев новообразований пищевода Баррета:

— чувствительность ≥90% в выявлении дисплазии высокой степени/аденокарциномы пищевода Баррета;

— отрицательное прогностическое значение ≥98% в выявлении дисплазии высокой степени/аденокарциномы пищевода Баррета;

— специфичность≥80% в выявлении дисплазии высокой степени/аденокарциномы пищевода Баррета.

1. Дисплазия/ранний рак желудка: диагностическая точность ≥80% при оценке 10 случаев дисплазии/раннего рака желудка у пациентов группы высокого риска развития рака.

Показатели эффективности оптической диагностики рассчитываются по следующим формулам:

(1)

(2)

(3)

(4)

где TP (true positive) — истинно положительный результат; TN (true negative) — истинно отрицательный результат; FP (false positive) — ложноположительный результат; FN (false negative) — ложноотрицательный результат.

Поддержание компетенции оптической диагностики

Эффект обучения сохраняется только при регулярном применении знаний, умений и навыков оптической диагностики. В отсутствие практики уровень компетентности врача-эндоскописта снижается, что требует повторного обучения [16].

Проведение оптической диагностики на регулярной основе позволяет поддерживать адекватный уровень знаний, умений и навыков.

Для поддержания компетенции оптической диагностики эндоскописту в своей практике необходимо ежегодно иметь не менее 10 случаев новообразований пищевода, не менее 20 случаев новообразований пищевода Баррета, не менее 10 случаев дисплазии/раннего рака желудка у пациентов группы высокого риска развития рака соответствующей локализации.

Если компетентный эндоскопист не проводит оптическую диагностику на регулярной основе, ESGE предлагает повторить обучение с последующей оценкой компетенции.

Заключение

В настоящих рекомендациях Европейского общества гастроинтестинальной эндоскопии проведен детальный анализ доказательной базы и опыта ведущих европейских клиник и учебных центров, по результатам которого предложены стандарты для проведения обучения оптической диагностике в эндоскопии пищеварительного тракта. В условиях постоянного совершенствования технологий визуализации в эндоскопии внедрение данных стандартов в учебные программы образовательных учреждений позволит повысить качество обучения специалистов, и, как следствие, увеличить эффективность диагностики ранних форм рака пищеварительного тракта в клинической практике. Дальнейшая разработка критериев качества обучения специалистов современным эндоскопическим методам является перспективным направлением научной работы клинических кафедр, занимающихся реализацией образовательных программ по эндоскопии.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.


1«Компетенция» определяется как совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для выполнения конкретной работы и осуществления определенных профессиональных функций [2].

2В соответствии с критериями ESGE продолжительность проведения плановой эзофагогастродуоденоскопии должна составлять не менее 7 мин от интубации до экстубации, а продолжительность осмотра сегмента пищевода Баррета не менее 1 мин/см циркулярного сегмента метаплазии пищевода Баррета. Для оценки этих показателей качества проводится аудит 100 последовательных исследований (или всех исследований, если их количество менее 100) [6].

Литература / References:

  1. Никонов Е.Л., Горелов М.В., Куваев Р.О. Результаты анкетирования врачей-специалистов по вопросам качества эндоскопических исследований в медицинских учреждениях. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020;11(2):52-63.  https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-12004
  2. Зеер Э.Ф., Заводчиков Д.П. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем. Высшее образование в России. 2007;11:46-56. 
  3. Dekker E, Houwen BBSL, Puig I, Bustamante-Balén M, Coron E, Dobru DE, Kuvaev R, Neumann H, Johnson G, Pimentel-Nunes P, Sanders DS, Dinis-Ribeiro M, Arvanitakis M, Ponchon T, East JE, Bisschops R. Curriculum for optical diagnosis training in Europe: European Society of Gastrointestinal Endoscopy (ESGE) Position Statement. Endoscopy. 2020;52(10):899-923.  https://doi.org/10.1055/a-1231-5123
  4. Schardt C, Adams MB, Owens T, Keitz S, Fontelo P. Utilization of the PICO framework to improve searching PubMed for clinical questions. BMC Medical Informatics and Decision Making. 2007;7:16.  https://doi.org/10.1186/1472-6947-7-16
  5. Guyatt GH, Oxman AD, Vist GE, Kunz R, Falck-Ytter Y, Alonso-Coello P, Schünemann HJ; GRADE Working Group. GRADE: an emerging consensus on rating quality of evidence and strength of recommendations. British Medical Journal. 2008;336(7650):924-926.  https://doi.org/10.1136/bmj.39489.470347.AD
  6. Bisschops R, Areia M, Coron E, Dobru D, Kaskas B, Kuvaev R, Pech O, Ragunath K, Weusten B, Familiari P, Domagk D, Valori R, Kaminski MF, Spada C, Bretthauer M, Bennett C, Senore C, Dinis-Ribeiro M, Rutter MD. Performance measures for upper gastrointestinal endoscopy: A European Society of Gastrointestinal Endoscopy quality improvement initiative. United European Gastroenterology Journal. 2016;4(5):629-656.  https://doi.org/10.1177/2050640616664843
  7. Sharma P, Bergman JJ, Goda K, Kato M, Messmann H, Alsop BR, Gupta N, Vennalaganti P, Hall M, Konda V, Koons A, Penner O, Goldblum JR, Waxman I. Development and Validation of a Classification System to Identify High-Grade Dysplasia and Esophageal Adenocarcinoma in Barrett’s Esophagus Using Narrow-Band Imaging. Gastroenterology. 2016;150(3):591-598.  https://doi.org/10.1053/j.gastro.2015.11.037
  8. Subramaniam S, Kandiah K, Schoon E, Aepli P, Hayee B, Pischel A, Stefanovic M, Alkandari A, Coron E, Omae M, Baldaque-Silva F, Maselli R, Bisschops R, Sharma P, Repici A, Bhandari P. Development and validation of the international Blue Light Imaging for Barrett’s Neoplasia Classification. Gastrointestinal Endoscopy. 2020;91(2):310-320.  https://doi.org/10.1016/j.gie.2019.09.035
  9. Kandiah K, Chedgy FJQ, Subramaniam S, Longcroft-Wheaton G, Bassett P, Repici A, Sharma P, Pech O, Bhandari P. International development and validation of a classification system for the identification of Barrett’s neoplasia using acetic acid chromoendoscopy: the Portsmouth acetic acid classification (PREDICT). Gut. 2018;67(12):2085-2091. https://doi.org/10.1136/gutjnl-2017-314512
  10. Everson MA, Lovat LB, Graham DG, Bassett P, Magee C, Alzoubaidi D, Fernández-Sordo JO, Sweis R, Banks MR, Wani S, Esteban JM, Ragunath K, Bisschops R, Haidry RJ. Virtual chromoendoscopy by using optical enhancement improves the detection of Barrett’s esophagus-associated neoplasia. Gastrointestinal Endoscopy. 2019;89(2):247-256.e4.  https://doi.org/10.1016/j.gie.2018.09.032
  11. Oyama T, Inoue H, Arima M, Momma K, Omori T, Ishihara R, Hirasawa D, Takeuchi M, Tomori A, Goda K. Prediction of the invasion depth of superficial squamous cell carcinoma based on microvessel morphology: magnifying endoscopic classification of the Japan Esophageal Society. Esophagus. 2017;14(2):105-112.  https://doi.org/10.1007/s10388-016-0527-7
  12. Kim SJ, Kim GH, Lee MW, Jeon HK, Baek DH, Lee BE, Song GA. New magnifying endoscopic classification for superficial esophageal squamous cell carcinoma. World Journal of Gastroenterology. 2017;23(24):4416-4421. https://doi.org/10.3748/wjg.v23.i24.4416
  13. Yao K, Anagnostopoulos GK, Ragunath K. Magnifying endoscopy for diagnosing and delineating early gastric cancer. Endoscopy. 2009;41(5):462-467.  https://doi.org/10.1055/s-0029-1214594
  14. Yoshifuku Y, Sanomura Y, Oka S, Kuroki K, Kurihara M, Mizumoto T, Urabe Y, Hiyama T, Tanaka S, Chayama K. Clinical Usefulness of the VS Classification System Using Magnifying Endoscopy with Blue Laser Imaging for Early Gastric Cancer. Gastroenterology Research and Practice. 2017;2017:3649705. https://doi.org/10.1155/2017/3649705
  15. Nakanishi H, Doyama H, Ishikawa H, Uedo N, Gotoda T, Kato M, Nagao S, Nagami Y, Aoyagi H, Imagawa A, Kodaira J, Mitsui S, Kobayashi N, Muto M, Takatori H, Abe T, Tsujii M, Watari J, Ishiyama S, Oda I, Ono H, Kaneko K, Yokoi C, Ueo T, Uchita K, Matsumoto K, Kanesaka T, Morita Y, Katsuki S, Nishikawa J, Inamura K, Kinjo T, Yamamoto K, Yoshimura D, Araki H, Kashida H, Hosokawa A, Mori H, Yamashita H, Motohashi O, Kobayashi K, Hirayama M, Kobayashi H, Endo M, Yamano H, Murakami K, Koike T, Hirasawa K, Miyaoka Y, Hamamoto H, Hikichi T, Hanabata N, Shimoda R, Hori S, Sato T, Kodashima S, Okada H, Mannami T, Yamamoto S, Niwa Y, Yashima K, Tanabe S, Satoh H, Sasaki F, Yamazato T, Ikeda Y, Nishisaki H, Nakagawa M, Matsuda A, Tamura F, Nishiyama H, Arita K, Kawasaki K, Hoppo K, Oka M, Ishihara S, Mukasa M, Minamino H, Yao K. Evaluation of an e-learning system for diagnosis of gastric lesions using magnifying narrow-band imaging: a multicenter randomized controlled study. Endoscopy. 2017;49(10):957-967.  https://doi.org/10.1055/s-0043-111888
  16. Mabe K, Yao K, Nojima M, Tanuma T, Kato M. An educational intervention to improve the endoscopist’s ability to correctly diagnose small gastric lesions using magnifying endoscopy with narrow-band imaging. Annals of Gastroenterology. 2014;27(2):149-155. 
  17. Pimentel-Nunes P, Dinis-Ribeiro M, Soares JB, Marcos-Pinto R, Santos C, Rolanda C, Bastos RP, Areia M, Afonso L, Bergman J, Sharma P, Gotoda T, Henrique R, Moreira-Dias L. A multicenter validation of an endoscopic classification with narrow band imaging for gastric precancerous and cancerous lesions. Endoscopy. 2012;44(3):236-246.  https://doi.org/10.1055/s-0031-1291537
  18. Dias-Silva D, Pimentel-Nunes P, Magalhães J, Magalhães R, Veloso N, Ferreira C, Figueiredo P, Moutinho P, Dinis-Ribeiro M. The learning curve for narrow-band imaging in the diagnosis of precancerous gastric lesions by using Web-based video. Gastrointestinal Endoscopy. 2014;79(6):910-920.  https://doi.org/10.1016/j.gie.2013.10.020
  19. Sharma P, Savides TJ, Canto MI, Corley DA, Falk GW, Goldblum JR, Wang KK, Wallace MB, Wolfsen HC; ASGE Technology and Standards of Practice Committee. The American Society for Gastrointestinal Endoscopy PIVI (Preservation and Incorporation of Valuable Endoscopic Innovations) on imaging in Barrett’s Esophagus. Gastrointestinal Endoscopy. 2012;76(2):252-254.  https://doi.org/10.1016/j.gie.2012.05.007

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.