Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Сотникова Т.Н.

ГБУЗ «Городская клиническая больница им. И.В. Давыдовского» Департамента здравоохранения города Москвы

Данилова Н.В.

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»

Мальков П.Г.

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова» — Медицинский научно-образовательный центр

Полушкина Т.В.

ГБУЗ «Городская клиническая больница им. И.В. Давыдовского» Департамента здравоохранения города Москвы;
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова» — Медицинский научно-образовательный центр

Чайка А.В.

Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена — филиал ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр радиологии» Минздрава России

Хомяков В.М.

Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена — филиал ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр радиологии» Минздрава России

Калинин Д.В.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр хирургии им. А.В. Вишневского» Минздрава России

Прогностическая значимость экспрессии PD-L1 как потенциального предиктора выживаемости при раке желудка

Авторы:

Сотникова Т.Н., Данилова Н.В., Мальков П.Г., Полушкина Т.В., Чайка А.В., Хомяков В.М., Калинин Д.В.

Подробнее об авторах

Журнал: Архив патологии. 2023;85(4): 18‑23

Просмотров: 3389

Загрузок: 128


Как цитировать:

Сотникова Т.Н., Данилова Н.В., Мальков П.Г., Полушкина Т.В., Чайка А.В., Хомяков В.М., Калинин Д.В. Прогностическая значимость экспрессии PD-L1 как потенциального предиктора выживаемости при раке желудка. Архив патологии. 2023;85(4):18‑23.
Sotnikova TN, Danilova NV, Polushkina TV, Malkov PG, Chayka AV, Khomyakov VM, Kalinin DV. Prognostic significance of PD-L1 expression as a potential predictor of survival in gastric cancer. Russian Journal of Archive of Pathology. 2023;85(4):18‑23. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/patol20238504118

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ис­сле­до­ва­ние му­та­ци­он­но­го ста­ту­са ге­на FGFR3 в уро­те­ли­аль­ной кар­ци­но­ме мо­че­во­го пу­зы­ря. Ар­хив па­то­ло­гии. 2023;(2):5-12
Рак же­луд­ка с на­ру­ше­ни­ем сис­те­мы ре­па­ра­ции нес­па­рен­ных нук­ле­оти­дов ДНК. Ар­хив па­то­ло­гии. 2023;(2):44-47
Изу­че­ние ста­ту­са FGFR2 при ра­ке же­луд­ка ме­то­да­ми им­му­но­гис­то­хи­мии и флю­орес­цен­тной гиб­ри­ди­за­ции in situ. Ар­хив па­то­ло­гии. 2023;(3):40-45
Пре­дик­тив­ные мар­ке­ры им­му­но­те­ра­пии в ра­ке шей­ки мат­ки. Ар­хив па­то­ло­гии. 2023;(5):5-12
Ожи­да­емая про­дол­жи­тель­ность жиз­ни у па­ци­ен­тов с хро­ни­чес­кой сер­деч­ной не­дос­та­точ­нос­тью и фиб­рил­ля­ци­ей пред­сер­дий с им­план­ти­ро­ван­ны­ми ус­тройства­ми мо­ду­ля­ции сер­деч­ной сок­ра­ти­мос­ти. Кар­ди­оло­ги­чес­кий вес­тник. 2023;(1):38-48
Вы­бор ме­то­да кор­рек­ции опу­хо­ле­вых сте­но­зов вы­ход­но­го от­де­ла же­луд­ка. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2023;(2):66-76
Ха­рак­те­рис­ти­ка фа­го­ци­тар­но­го зве­на им­мун­ной сис­те­мы на ран­них ста­ди­ях ра­ка же­луд­ка. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2023;(4):30-34
Зна­че­ние опу­хо­ле­во­го мик­ро­ок­ру­же­ния и мо­ле­ку­ляр­но-би­оло­ги­чес­ких па­ра­мет­ров в оцен­ке прог­но­за за­бо­ле­ва­ния у боль­ных ра­ком же­луд­ка на ран­них ста­ди­ях. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2023;(4):78-85
Неоадъю­ван­тная хи­ми­оте­ра­пия по схе­ме FOLFIRINOX при ре­зек­та­бель­ном ра­ке же­луд­ка: не­пос­редствен­ные и бли­жай­шие ре­зуль­та­ты. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2023;(5):5-12

В настоящее время активно изучается влияние экспрессии PD-L1 на прогноз существующего онкологического процесса. Чаще экспрессия PD-L1 ассоциируется с плохим прогнозом при злокачественных новообразованиях [1, 2], однако есть сообщения о благоприятном влиянии на прогноз [3] либо об отсутствии прогностической значимости [4].

В одном из исследований показано, что гиперэкспрессия PD-L1 при раке желудка, гепатоцеллюлярной карциноме, почечно-клеточном раке, раке пищевода, поджелудочной железы, яичников и мочевого пузыря связана с плохим клиническим прогнозом. Напротив, экспрессия PD-L1 коррелирует с лучшими исходами при раке молочной железы и карциноме Меркеля. Прогностическая ценность экспрессии PD-L1 при раке легких, колоректальном раке и меланоме описывается как спорная [5].

В литературе [6] есть данные о корреляции между экспрессией PD-L1, выявленной с помощью антител клона 22C3, и ответом на пембролизумаб при раке желудка. Однако сведения, которые бы сообщали об экспрессии PD-L1, выявленной клонами SP142 и SP263 (для препаратов атезолизумаб и дурвалумаб соответственно), в литературе единичны. Также не исследована прогностическая роль экспрессии PD-L1 у пациентов, не получавших терапию ингибиторами контрольных точек иммунитета.

Ранее мы изучали экспрессию PD-L1 в EBER-позитивном раке желудка и оценивали прогностическую значимость экспрессии маркера именно в этой группе [7]. В упомянутом исследовании не получили значимых различий по выживаемости между группами пациентов, возможно, ввиду немногочисленной выборки пациентов.

Опубликованные в литературе данные являются весьма спорными. Предполагается, что кардинальные различия в оценке могут быть объяснены различными подходами к определению PD-L1-статуса опухоли, отчасти высокой степенью гетерогенности опухолевой ткани, а также наличием или отсутствием предшествующего лечения. Несмотря на отмеченные авторами результаты, ни в одной работе предметно не изучалось влияние на прогноз и выживаемость пациентов с раком желудка экспрессии PD-L1, клонов SP142 и SP263 методами подсчета CPS и TPS.

Цель настоящего исследования — оценка прогностической значимости экспрессии PD-L1 (клонов SP142 и SP263) у пациентов, не получавших адъювантную терапию ингибиторами контрольных точек иммунитета.

Материал и методы

В исследование был включен 131 пациент в возрасте от 22 до 82 лет (средний возраст составил 62 года) с верифицированным диагнозом рака желудка. Основным критерием для включения в исследование являлось наличие достаточного объема жизнеспособной опухолевой ткани в парафиновом блоке. Пациенты в изученной выборке не получали адъювантную терапию ингибиторами контрольных точек иммунитета.

Постановку реакций с PD-L1 осуществляли с помощью прибора Ventana BenchMark Ultra (Roche Ventana, США) по рекомендованным производителем первичных антител протоколам (табл. 1) не позднее, чем через 24 ч после изготовления парафиновых срезов. В качестве контроля для иммуногистохимических реакций использованы ткани миндалины и плаценты. Антителами к PD-L1 SP263 были окрашены образцы, полученные в 127 случаях, антителами к PD-L1 SP142 — в 126 случаях.

Таблица 1. Протоколы окраски иммуногистохимических препаратов, рекомендованные производителем

Экспрессия PD-L1 в каждом случае оценивалась двумя методами: в клетках опухоли (отношение количества опухолевых клеток, демонстрирующих мембранное окрашивание любой степени и интенсивности, к общему количеству опухолевых клеток, метод TPS — Tumor proportion score) и среди всех клеток (отношение количества окрашенных опухолевых и иммунных клеток (лимфоцитов, макрофагов) к общему числу опухолевых клеток (окрашенных и неокрашенных), умноженное на 100, метод CPS — Combined positive score). Критерием для позитивного PD-L1-статуса опухоли выбрано полное или частичное мембранное окрашивание не менее 1% опухолевых и иммунных клеток, расположенных в толще опухоли или не ближе, чем 1 мм к границе опухоли. Допускалось наличие гранулярного или зернистого окрашивания по ходу мембраны клетки. Процент окрашенных клеток подсчитывали отдельно для каждого из полей зрения и выводили среднее значение для всего препарата. Для удобства сравнения результаты оценки реакции отображали в баллах: 0 — полное отсутствие реакции, 1 — CPS 1, 2 — CPS >1<10, 3 — CPS>10, 4 — CPS >50. К положительному PD-L1-статусу относили случаи с экспрессией на уровне 2— 4 баллов (рис. 1).

Рис. 1. Экспрессия PD-L1 в тканевых образцах.

Негативный статус, баллы: а — 0; б — 1; позитивный статус, баллы: в — 2; г — 4. Иммуногистохимическая реакция с антителами к PD-L1 (SP142, Ventana), ×20.

Для оценки предикторов выживаемости использовалась многофакторная регрессионная модель Кокса с алгоритмом пошагового включения Вальда. В качестве зависимой переменной применялась переменная исхода (пациент жив/летальный исход), в качестве независимых факторов — клинико-морфологические показатели. Приведены значения коэффициентов B и их статистическая значимость, а также отношение шансов летального исхода и соответствующие 95% доверительные интервалы (ДИ) для каждого фактора, вошедшего в итоговую модель, посредством нахождения exp(B). Сходимость модели оценена посредством функции максимального правдоподобия. Уровень значимости (p) в целом не превышал 0,05 во всех вышеописанных сравнениях.

Результаты

Данные по общей выживаемости получены для 100 пациентов. Общая 5-летняя выживаемость больных в группе PD-L1-негативных опухолей как для клона SP142, так для и клона SP263 составила 20,5 и 21,5% соответственно (табл. 2, 3), что было значительно ниже таковой больных в группе PD-L1-позитивных опухолей, которая составила 50 и 40% также для обоих клонов. Медиана выживаемости в группе пациентов с отрицательной экспрессией PD-L1 обоих клонов составила всего 20 мес. В группе PD-L1-позитивных карцином для клона SP142 медиана выживаемости составила 87 мес, а для клона SP256 — 36 мес, что указывает на лучший прогноз в группе с положительной экспрессией PD-L1 (табл. 4, 5). Таким образом, выживаемость пациентов в группе PD-L1-позитивных (SP142) опухолей значимо выше, чем в группе PD-L1-негативных новообразований (рис. 2).

Таблица 2. Выживаемость пациентов с PD-L1-негативным и PD-L1-позитивным статусом опухоли (клон SP142)

Таблица 3. Выживаемость пациентов с PD-L1-негативным и PD-L1-позитивным статусом опухоли (клон SP263)

Таблица 4. Средние значения и медианы времени выживания пациентов PD-L1-негативным и PD-L1-позитивным статусом опухоли (клон SP142)

Таблица 5. Средние значения и медианы времени выживания пациентов PD-L1-негативным и PD-L1-позитивным статусом опухоли (клон SP263)

Рис. 2. Выживаемость пациентов с раком желудка в группах PD-L1-негативных и PD-L1-позитивных опухолей.

а — клон SP142; б — клон SP263.

Дополнительно был проведен многофакторный анализ выживаемости в регрессионной модели пропорциональных рисков Кокса с алгоритмом пошагового включения Вальда, где и было установлено, что PD-L1-статус является значимым положительным независимым прогностическим признаком. Увеличение экспрессии PD-L1 клона SP263, определенное как методом CPS, так и методом TPS, уменьшает вероятность летального исхода в 1,35 раза (p=0,02) и в 1,61 раза (p=0,004) соответственно.

Увеличение экспрессии PD-L1 клона SP142, определенное методом CPS, уменьшает вероятность летального исхода в 1,54 раза (p=0,005). Увеличение экспрессии PD-L1 клона SP142, определенное методом TPS, также уменьшает вероятность развития летального исхода в 2,13 раза, однако не достигает статистической значимости (p=0,07) (рис. 3).

Рис. 3. Графики отношения шансов для маркера PD-L1 (клоны SP142 и SP263, методы подсчета CPS и TPS), составленные с помощью регрессионной модели пропорциональных рисков Кокса.

а — PD-L1-статус для клона SP263 (CPS) является значимым положительным независимым прогностическим признаком; б — PD-L1-статус для клона SP263 (TPS) является значимым положительным независимым прогностическим признаком; в — PD-L1-статус для клона SP142 (CPS) является значимым положительным независимым прогностическим признаком; г — PD-L1-статус для клона SP142 (TPS) не является значимым положительным независимым прогностическим признаком.

Таким образом, в группе выживших пациентов в соответствии с имеющимися данными отмечается значительное преобладание PD-L1-позитивных карцином желудка как для клона SP142, так и для клона SP263 (среди 27 выживших пациентов 11 и 12 имели положительный PD-L1-статус для клона SP142 и для клона SP263 соответственно). В соответствии с многофакторным анализом выживаемости в регрессионной модели пропорциональных рисков Кокса с алгоритмом пошагового исключения Вальда установлено, что PD-L1-статус является значимым положительным независимым прогностическим признаком.

Обсуждение

Предыдущие исследования экспрессии PD-L1 продемонстрировали противоречивые результаты, варьирующие от благоприятного прогноза при немелкоклеточном раке легкого [8] и колоректальном раке с дефектом системы восстановления несоответствия ДНК (MMR) [9] до отсутствия корреляции с выживаемостью при остеосаркоме, меланоме, а также колоректальном раке с дефектом MMR [10, 11], и неблагоприятного прогноза при почечно-клеточном раке [12]. В 2015 г. было проведено исследование, посвященное экспрессии PD-L1 при раке желудка, однако оно имело некоторые ограничения [13]. Насколько нам известно, это первое исследование, в котором анализируется прогностическая ценность PD-L1 у пациентов с раком желудка с учетом используемых клонов антител и методов оценки PDL-статуса. Мы обнаружили, что положительная экспрессия PD-L1 связана с лучшим прогнозом у пациентов с раком желудка, а увеличение уровня экспрессии PD-L1 клонов SP263 (CPS, TPS) и SP142 (CPS) является значимым прогностическим признаком, уменьшающим вероятность летального исхода у пациентов.

Заключение

Положительный PD-L1-статус как для клона SP263, так и для клона SP142 является благоприятным прогностическим фактором, влияющим на выживаемость при карциномах желудка, а увеличение уровня экспрессии PD-L1 клонов SP263 (CPS, TPS) и SP142 (CPS) — значимым прогностическим признаком, уменьшающим вероятность летального исхода у пациентов, несмотря на отсутствие адъювантной терапии ингибиторами контрольных точек иммунитета у данных больных.

Работа выполнена в рамках госзадания (номер ЦИТИС 121061800151-2) ФГБОУ ВПО «МГУ имени М.В. Ломоносова» и на оборудовании, приобретенном по программе развития ФГБОУ ВПО «МГУ имени М.В. Ломоносова».

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — Т.Н. Сотникова, Н.В. Данилова

Сбор и обработка материала — Н.В. Данилова, А.В. Чайка, В.М. Хомяков

Статистическая обработка данных — Т.Н. Сотникова

Написание текста — Т.Н. Сотникова, Т.В. Полушкина

Редактирование — Н.В. Данилова, Д.В. Калинин, П.Г. Мальков

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.