Данилова Н.В.

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»

Чайка А.В.

Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена — филиал ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр радиологии» Минздрава России

Хомяков В.М.

Олейникова Н.А.

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»

Андреева Ю.Ю.

ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования»

Мальков П.Г.

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова» — Медицинский научно-образовательный центр

Журнал: Архив патологии. 2022;84(6): 5‑15

Данилова Н.В., Чайка А.В., Хомяков В.М., Олейникова Н.А., Андреева Ю.Ю., Мальков П.Г. Микросателлитная нестабильность в раке желудка — предиктор благоприятного прогноза. Архив патологии. 2022;84(6):5‑15.
Danilova NV, Chayka AV, Khomyakov VM, Oleynikova NA, Andreeva YuYu, Polushkina TV. Microsatellite instability in gastric cancer is a predictor of a favorable prognosis. Russian Journal of Archive of Pathology. 2022;84(6):5‑15. (In Russ.)

Мик­рог­лан­ду­ляр­ный аде­ноз мо­лоч­ной же­ле­зы. Ар­хив па­то­ло­гии. 2023;(2):40-43
Рак же­луд­ка с на­ру­ше­ни­ем сис­те­мы ре­па­ра­ции нес­па­рен­ных нук­ле­оти­дов ДНК. Ар­хив па­то­ло­гии. 2023;(2):44-47
Внеш­ний кон­троль ка­чес­тва им­му­но­гис­то­хи­ми­чес­ких ис­сле­до­ва­ний в па­то­мор­фо­ло­гии: за­да­чи, проб­ле­мы, пу­ти ре­ше­ния, пер­спек­ти­вы раз­ви­тия. Ар­хив па­то­ло­гии. 2023;(2):48-52
Па­то­ло­ги­чес­кие из­ме­не­ния нер­вных струк­тур в тка­нях стен­ки аор­ты, при­ле­жа­щих к нес­та­биль­ной ате­рос­кле­ро­ти­чес­кой бляш­ке. Ар­хив па­то­ло­гии. 2023;(3):12-18
Изу­че­ние ста­ту­са FGFR2 при ра­ке же­луд­ка ме­то­да­ми им­му­но­гис­то­хи­мии и флю­орес­цен­тной гиб­ри­ди­за­ции in situ. Ар­хив па­то­ло­гии. 2023;(3):40-45
Прог­нос­ти­чес­кая зна­чи­мость экспрес­сии PD-L1 как по­тен­ци­аль­но­го пре­дик­то­ра вы­жи­ва­емос­ти при ра­ке же­луд­ка. Ар­хив па­то­ло­гии. 2023;(4):18-23
Срав­ни­тель­ная гис­то­мор­фо­ло­ги­чес­кая оцен­ка эф­фек­тив­нос­ти ком­би­ни­ро­ван­но­го вве­де­ния пре­па­ра­тов на ос­но­ве ста­би­ли­зи­ро­ван­ной ги­алу­ро­но­вой кис­ло­ты и гид­рок­си­апа­ти­та каль­ция. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(1):106-114
Экспрес­сия пар­валь­бу­ми­на в ГАД67-им­му­но­ре­ак­тив­ных ней­ро­нах про­ме­жу­точ­ной зо­ны груд­но­го спин­но­го моз­га у мы­шей C57BL/6 в ус­ло­ви­ях сен­сор­ной де­нер­ва­ции. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2023;(1):13-18
Вы­бор ме­то­да кор­рек­ции опу­хо­ле­вых сте­но­зов вы­ход­но­го от­де­ла же­луд­ка. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2023;(2):66-76
Си­муль­тан­ные опе­ра­ции при ра­ке же­луд­ка, пи­ще­во­да и сер­деч­но-со­су­дис­тых за­бо­ле­ва­ни­ях. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2023;(7):29-36

В патогенезе рака желудка важное значение имеют так называемые гены общего контроля (caretaker genes), которые влияют на канцерогенез опосредованно, обеспечивая способность репарации нелетальных мутаций в геноме, в частности, мутаций протоонкогенов, генов-супрессоров опухолевого роста и генов-регуляторов апоптоза, т.е. отвечают за общую стабильность генома. К этой категории относятся гены системы репарации ошибочно спаренных нуклеотидов (mismatch repair, MMR).

При инактивации генов системы MMR (MSH2, MSH6, PMS2, MLH1 и др.) происходит накопление многочисленных мутаций в геноме, в том числе в зонах микросателлитных повторов [1—3], что обусловливает формирование микросателлитной нестабильности (MSI) [4—6]. Микросателлитные повторы (микросателлиты) представляют собой отрезки ядерной ДНК, состоящие из повторяющихся мономеров длиной не более 9 пар оснований, тандемно или случайно распределенные в геноме человека [7]. Функция микросателлитных повторов не ясна [8]. MSI является геномным маркером, отражающим недостаточность системы репарации ДНК вследствие мутаций или инактивации MMR-генов. Микросателлитная нестабильность была впервые описана при синдроме Линча (наследственный рак толстой кишки без полипоза) [4], а затем выявлена во многих солидных опухолях человека [2].

Мутации в микросателлитах возникают в десятки раз чаще, чем в других областях генома, а в отсутствие должной функции системы репарации количество их возрастает в сотни и тысячи раз [9, 10]. Микросателлитная нестабильность — это индикатор мутаторного фенотипа, т.е. диспропорции между мутационной нагрузкой (mutational burden) клетки и числом мутаций, характерным для клетки с нормально функционирующей системой репарации. Большинство мутаций в повторяющихся последовательностях непосредственно не влияет на жизнедеятельность клетки, однако ускоренное накопление мутаций в регуляторных и кодирующих областях генов, ответственных за процессы клеточного роста, деления и апоптоза, способствует неконтролируемому росту, выживанию и дальнейшему озлокачествлению клеток с неисправной системой репарации. Примечательно, что сами гены системы репарации содержат повторяющиеся последовательности в кодирующих областях и возникающие в них вторичные мутации могут способствовать дальнейшей дестабилизации всей системы [11—13].

Как и колоректальный рак [14] злокачественные опухоли желудка, возникшие на фоне дефекта системы репарации ДНК, демонстрируют специфические биологические характеристики и достаточно выраженные особенности клинического течения.

В литературе [1, 15, 16] имеется 3 метаанализа демографических и клинико-морфологических особенностей рака желудка с микросателлитной нестабильностью и влияния MSI-статуса на прогноз. Последний и наиболее крупный из них объединил почти 20 тыс. пациентов из 48 исследований. Результаты этих исследований были опубликованы с 1994 по январь 2016 г. [16]. Более 80% исследованной популяции составили представители азиатской расы, что связано с большим количеством исследований, проведенных в Японии, Китае, Корее и Тайване, где рак желудка является значимой медико-социальной проблемой, однако метаанализ не выявил расовой предрасположенности к развитию дефектов MMR.

Совокупный анализ показал, что опухоли с MSI достоверно чаще наблюдаются в старшей возрастной группе, более характерны для женщин, развиваются преимущественно в дистальных отделах желудка, чаще имеют интестинальный тип строения, реже метастазируют в регионарные лимфатические узлы и, как следствие, характеризуются более ранними стадиями по TNM. Однако ряд исследований противоречит этим данным, так, в 4 исследованиях не обнаружено связи между MSI, возрастом и полом пациентов [3, 17—19], в 6 не обнаружена связь с локализацией опухоли [3, 19—23].

Влияние на прогноз оценивалось в 21 из 48 исследований. Общая выживаемость оказалась достоверно выше для опухолей с MSI по сравнению с MSS-опухолями (HR 0,69, 95% ДИ 0,56—0,86; p<0,001). Важно также, что анализ отдельных подгрупп не показал влияние методологических особенностей отдельных исследований, таких как давность исследования, объем выборки, происхождение пациентов, технические аспекты выявления MSI, на общую прогностическую значимость MSI-статуса [16].

Известно также, что наличие микросателлитной нестабильности в опухолевых клетках аденокарциномы является предиктором чувствительности опухоли не только к химиотерапевтическим препаратам, но и к иммунотерапии, что в ряде случаев и определяет его положительную прогностическую роль при аденокарциномах, в том числе желудка. Совместный анализ 4 рандомизированных исследований по применению периоперационной химиотерапии показал лучшую общую выживаемость с MSI по сравнению с MSS-фенотипом [24]. Что касается иммунотерапии, которая стала все более широко внедряться в современную онкологическую практику, по данным исследования KEYNOTE-061, обнаружение в опухоли MSI демонстрировало высокую эффективность иммунотерапии: частота объективных ответов составила 47%, однако медиана продолжительности жизни не достигнута. Другим молекулярным подтипом, вероятно, чувствительным к иммунотерапии, является рак желудка, ассоциированный с вирусом Эпштейна—Барр [25, 26].

Таким образом, существуют противоречивые данные относительно связи MSI и различных клинико-морфологических параметров рака желудка, отсутствуют данные о частоте встречаемости этих опухолей в России, а также не ясно, является ли наличие MSI независимым прогностическим признаком при раке желудка.

Цель нашего исследования — оценить частоту выявления микросателлитной нестабильности в аденокарциномах желудка у пациентов из Российской Федерации, уточнить связь микросателлитной нестабильности с клинико-морфологическими характеристиками и влияние на прогноз заболевания.

В исследовании использованы образцы операционного материала от 310 пациентов с верифицированным диагнозом рака желудка, не получавших в предоперационном периоде химио- или лучевую терапию. Критериями исключения были карцинома in situ, недостаточное количество материала в парафиновых блоках, верифицированный нейроэндокринный рак, лимфома желудка или гастроинтестинальная стромальная опухоль желудка. Возраст пациентов варьировал от 22 до 85 лет (средний — 63 года). Медиана длительности наблюдения за пациентами составила 83 мес.

Постановку иммуногистохимических реакций осуществляли с помощью системы детекции UltraVision Quanto (Thermo Fisher Scientific, США) согласно протоколу производителя в иммуностейнере Autostainer 480S (Thermo Fisher Scientific, США). Депарафинирование, регидратацию и демаскировку антигенов выполняли при помощи буфера Thermo Dewax and HIER Bufer H (pH 9,0) при температуре 95—98 °C в течение 20 мин в модуле предобработки (PT-Module, Thermo Fisher Scientific, США). В работе использовали следующие моноклональные антитела: Dako/Agilent Technologies, США: MSH2 (клон FE-11, разведение 1:50), MSH6 (клон EP49, RTU), MLH1 (клон ES05, разведение 1:50), PMS2 (клон EP51, разведение 1:40). Время инкубации антител составляло 20—30 мин в соответствии с инструкцией производителя.

Оценку реакции с маркерами микросателлитной нестабильности проводили в соответствии с ранее опубликованными методиками [27, 28]. Опухоли относили к MMR-негативным (дефицитным), если отсутствовала ядерная экспрессия хотя бы одного из маркеров (MLH1, MSH2, MSH6 и PMS2), при наличии положительной реакции в окружающих нормальных эпителиальных и гладкомышечных клетках, а также лимфоцитах. При положительной экспрессии маркеров опухоли считали MMR-позитивными, т.е. не имеющими дефектов в генах системы репарации ДНК. При отсутствии экспрессии одновременно в опухолевых клетках и окружающих нормальных клетках случаи исключали из анализа.

Полученные результаты были сопоставлены с основными клинико-морфологическими характеристиками рака желудка. Сопоставление результатов со степенью дифференцировки опухолей проводили для тубулярного, папиллярного и смешанного гистологических типов рака (n=222).

Статистическую обработку полученных данных осуществляли с использованием анализа таблиц сопряженности, критерия хи-квадрат, непараметрических критериев для парного и множественного сравнений, анализа выживаемости по Каплану—Мейеру, логрангового критерия, многофакторного анализа выживаемости в регрессионной модели пропорциональных рисков Кокса (Statistica 10, StatSoft, Inc., США).

При изучении экспрессии маркеров была обнаружена только ядерная реакция. Нормальным считалось окрашивание ядер клеток независимо от его интенсивности. Следует отметить, что положительная ядерная реакция наблюдалась в ядрах лимфоцитов, клеток стромы или нормальной окружающей слизистой оболочки в качестве внутреннего контроля [29, 30].

Исследовано 310 образцов операционного материала рака желудка. Позитивный MMR-статус (положительная иммуногистохимическая реакция со всеми четырьмя маркерами) выявлен в 285 (91,9%) случаях из 310, негативный MMR-статус (отсутствие реакции с одним или несколькими маркерами MMR) — в 25 (8,1%) наблюдениях. Полученное значение согласуется с данными других авторов [3, 16, 22, 31, 32], где частота выявления MMR-негативных опухолей варьирует от 4,8 до 25,2%.

Среди 25 MMR-негативных опухолей только в 3 (12%) наблюдениях выявлено отсутствие экспрессии пары MSH2/MSH6, в остальных случаях (88%) отсутствовала экспрессия пары MLH-1/PMS2. Таким образом, опираться только на пару MLH-1/PMS2 при оценке микросателлитной нестабильности рака желудка нецелесообразно, поскольку возникает вероятность пропуска части пациентов с микросателлитной нестабильностью.

Отсутствие экспрессии MSH2 и MSH6 выявлено в 3 наблюдениях — двух тубулярных аденокарциномах low grade (ВОЗ, 2019) (рис. 1), локализовавшихся в средней трети желудка, а также одной низкодифференцированной тубулярной аденокарциноме с субтотальным поражением желудка. Отсутствие экспрессии MLH1 и PMS2 установлено в 22 наблюдениях, среди которых преобладали высоко- и низкодифференцированные тубулярные аденокарциномы (рис. 2), но также выявлены 2 смешанные аденокарциномы, представленные тубулярным и дискогезивным компонентами, и 1 случай аденоплоскоклеточного рака.

Рис. 1. Экспрессия маркеров микросателлитной нестабильности в высокодифференцированной тубулярной аденокарциноме желудка.

Отсутствие экспрессии пары MSH2/MSH6, наличие экспрессии пары MLH1/PMS2.

а, б — окраска гематоксилином и эозином; иммуногистохимическая реакция с антителами к: в — MSH2; г — MLH-1; д — MSH6; е — PMS2. а — об. ×10; б—е — об. ×20.

Рис. 2. Экспрессия маркеров микросателлитной нестабильности в низкодифференцированной тубулярной аденокарциноме желудка.

Наличие экспрессии пары MSH2/MSH6, отсутствие экспрессии пары MLH1/PMS2.

а, б — окраска гематоксилином и эозином; иммуногистохимическая реакция с антителами к: в — MSH2; г — MLH-1; д — MSH6; е — PMS2. а — об. ×5; б—е — об. ×20.

В имеющейся выборке пациентов не проводилось разделение по степеням микросателлитной нестабильности, поскольку все случаи с негативным MMR-статусом демонстрировали отсутствие двух маркеров (либо MSH2/MSH6, либо MLH-1/PMS2), в то время как для разделения на статусы MSI необходима нестабильность одного (MSI-Low) или более маркеров (MSI-High). При таком подразделении все случаи с MMR-негативным статусом можно отнести к группе MSI-High, поскольку отсутствовала экспрессия сразу двух маркеров.

Среди пациентов с MMR-позитивными опухолями 43% (123 наблюдения) составили женщины и 57% (162) — мужчины. Среди MMR-негативных опухолей, напротив, преобладали женщины (60%, 15 наблюдений), а мужчин было лишь 40% (10). Таким образом, определялась тенденция к преобладанию у женщин MMR-негативных опухолей (рис. 3, а) без статистической значимости (p=0,104). Причем частота обнаружения MSH2/MSH6-отрицательных опухолей у мужчин и женщин значимо не различалась (10 и 13% соответственно).

Структурные диаграммы распределения по: а — полу; в — локализации опухолей по третям желудка; г — дистальной/проксимальной локализации опухолей; д — макроскопической форме опухолей (R.Bormann); е —гистологическому типу опухолей; б — диаграмма размаха распределения по возрасту.

Рис. 3. Структурные диаграммы и диаграммы размаха для пациентов в группах MMR-негативных и MMR-позитивных опухолей. (Продолжение)

Структурные диаграммы распределения: ж — по классификации P. Lauren; з — по наличию/отсутствию перстневидных клеток в опухолях.

Среди пациентов с MMR-позитивными опухолями большинство (86%) составляли лица старше 51 года, однако встречались и более молодые — 39 наблюдений (14%). В группе MMR-негативных опухолей все пациенты были старше 51 года (табл. 1). При анализе распределения прослеживается тенденция к более старшему возрасту пациентов в группе MMR-негативных опухолей (рис. 3, б). При статистическом анализе выявлено значимое преобладание пациентов старше 61 года, имеющих MMR-негативные опухоли (p=0,008).

Таблица 1. Возраст пациентов с MMR-негативным и MMR-позитивным статусом опухоли

Всего

100

100

310

Далее оценивали связь MMR-статуса с клинико-морфологическими параметрами (табл. 2). При оценке локализации опухолей в желудке по третям (верхняя, средняя, нижняя) в группе MMR-негативных опухолей большинство новообразований располагалось в нижней трети желудка (14 (56%) из 25 наблюдений) и средней трети желудка (6 (24%) из 25), тотальное поражение не встречалось (рис. 3, в). При этом в группе MMR-позитивных опухолей в нижней трети желудка локализовались лишь 24% новообразований (69 из 285 наблюдений). При статистическом анализе выявлено значимое преобладание случаев, локализующихся в нижней трети желудка среди MMR-негативных опухолей (p=0,048).

Таблица 2. Клинико-морфологические характеристики выборки пациентов с MMR-негативным и MMR-позитивным статусом опухоли

Клинико-морфологическая характеристика

Число MMR-негативных случаев (%)

Число MMR-позитивных случаев (%)

Всего

Значимость различий p

Локализация опухоли по третям желудка:

0,048

верхняя треть желудка

41 (14)

42

верхняя и средняя треть желудка

40 (14)

41

средняя треть желудка

80 (28)

86

средняя и нижняя треть желудка

24 (8)

108

субтотальная/тотальная

30 (10)

32

Макроскопическая форма по R.Bormann, тип:

0,010

243

8 и более

55 (19,9)

59

Гистологический тип по классификации ВОЗ (2019):

0,010

карцинома с лимфоидной стромой

2 (1)

аденоплоскоклеточный

1

Степень дифференцировки (ВОЗ, 2010):

198

222

0,080

G1

24 (12)

G2

15 (63)

75 (38)

90

G3

107

Степень дифференцировки (ВОЗ, 2019):

198

222

0,171

Low grade

16 (67)

115

High grade

107

Наличие перстневидных клеток в опухолях:

0,002

отсутствуют

21 (84)

150 (52,6)

171

присутствуют

135 (47,4)

139

Наличие эмболов в лимфатических сосудах:

0,888

есть

13 (52)

144 (51)

157

нет

12 (48)

141 (49)

153

Наличие эмболов в кровеносных сосудах:

0,583

T4a — T4b

10 (40)

159 (56)

169

Метастазы в регионарных лимфатических узлах (N):

0,280

139

IV

39 (14)

40

Гистологический подтип по P. Lauren:

309

0,003

кишечный

16 (67)

103 (36)

119

промежуточный

105 (37)

113

диффузный

77 (27)

77

Для оценки дистальной/проксимальной локализации опухолей 1 случай из выборки исключен (наличие опухоли в культе ранее оперированного желудка), таким образом, общее число наблюдений в группах по данному параметру составило 309. Более половины MMR-негативных опухолей характеризовалось дистальной локализацией (15 наблюдений, 60%), 8 (32%) случаев — проксимальной, также встретилось 2 (8%) случая с субтотальным и тотальным поражением желудка (рис. 3, г). MMR-позитивные опухоли, напротив, располагались преимущественно проксимально (161 случай, 57%). При статистическом анализе выявлено значимое преобладание случаев с дистальной локализацией среди MMR-негативных опухолей (p=0,022).

Макроскопически большинство (17 из 25, 68% наблюдений) MMR-негативных опухолей относилось ко 2-му типу по классификации R.Bormann, т.е. представляло собой блюдцеобразные/чашеподобные опухоли с плотными подрытыми краями (рис. 3, д). В группе MMR-позитивных гораздо чаще встречались инфильтративно-язвенный (79 наблюдений, 28%) и диффузно-инфильтративный (58, или 20%) типы рака (см. табл. 2). При статистическом анализе выявлено значимое преобладание случаев, относящихся ко 2-му типу по классификации R.Bormann среди MMR-негативных опухолей (p=0,010).

Анализ распределения по гистологическому типу согласно Классификации ВОЗ (2019) выявил, что 88% (22 случая) MMR-негативных опухолей относятся к тубулярному типу, 8% (2) — к смешанным формам рака, 4% (1 случай) — к аденоплоскоклеточному раку (рис. 3, е). Указанные смешанные формы рака в обоих случаях представляли собой комбинацию тубулярного и дискогезивного гистологических типов. Следует обратить внимание, что среди папиллярного, дискогезивного и муцинозного типов, а также в случае карциномы с лимфоидной стромой не было выявлено ни одной опухоли с MMR-негативным статусом. При статистическом анализе установлено значимое преобладание случаев с тубулярным гистологическим типом среди MMR-негативных опухолей (p=0,010).

При сравнении групп по подтипам согласно классификации P.Lauren выявлено, что в группе MMR-негативных опухолей диффузный подтип не встречался, кишечный диагностирован у 16 (67%) пациентов, опухоли промежуточного подтипа — у 9 (33%) (рис. 3, ж). Из сравнения исключен 1 случай аденоплоскоклеточного рака (n=309). В группе MMR-позитивных опухолей кишечный подтип установлен в 103 (36%) случаях, промежуточный — в 105 (37%), а диффузный — в 77 (27%).

Таким образом, выявлено преобладание кишечного подтипа по P.Lauren в группе MMR-негативных опухолей. При статистическом анализе установлено значимое преобладание случаев с кишечным подтипом по классификации P.Lauren среди MMR-негативных опухолей (p=0,003).

При сравнении групп по наличию перстневидных клеток (рис. 3, з) в опухолях найдены следующие закономерности: в группе MMR-негативных опухолей в подавляющем большинстве случаев перстневидные клетки отсутствовали (21 случай из 25, 84%). В группе MMR-позитивных опухолей распределение отличалось: в 150 (52,6%) случаях из 285 перстневидные клетки отсутствовали, в 135 (47,4%) из 285 присутствовали. При статистическом анализе выявлено значимое преобладание случаев с отсутствием перстневидных клеток среди MMR-негативных опухолей (p=0,022).

Для остальных клинико-морфологических параметров значимых статистических различий не обнаружено.

Данные по общей выживаемости получены для 259 пациентов из 310. Общая пятилетняя выживаемость больных в группе MMR-негативных опухолей составила 76% (умерли 6 (24%) из 25). Медиана не достигнута (рис. 4). Общая пятилетняя выживаемость больных в группе MMR-позитивных опухолей была 36% (умерли 152 (64%) из 234). Медиана составила 35 мес (95% доверительный интервал).

Рис. 4. Анализ выживаемости пациентов при раке желудка в группах MMR-негативных и MMR-позитивных опухолей.

Анализ общей пятилетней выживаемости пациентов выявил статистически значимые различия — p-значение логрангового критерия составило 0,013. Таким образом, выживаемость пациентов в группе MMR-негативных опухолей была значимо выше, чем у пациентов в группе MMR-позитивных новообразований.

Дополнительно был проведен многофакторный анализ выживаемости в регрессионной модели пропорциональных рисков Кокса и установлено, что MMR-статус не является значимым прогностическим признаком (HR=0,983). В настоящее время наличие микросателлитной нестабильности является фактором благоприятного прогноза в значительной степени из-за высокой эффективности иммунотерапии (анти-PD-1) у этих больных, однако набор материала для данного исследования проходил до внедрения иммунотерапии в широкую клиническую практику. Вероятно, поэтому в данной выборке роль микросателлитной нестабильности в качестве независимого прогностического фактора не была подтверждена.

Несколько авторов показали, что по чувствительности и специфичности иммуногистохимический метод и ПЦР сопоставимы между собой в целях выявления микросателлитной нестабильности [33, 34], поэтому он активно используется во всем мире для данной цели [27, 28, 35—37]. Вероятность обнаружения MSI при сохранной экспрессии белков MMR не превышает 4,7% [33]. Для установления микросателлитной нестабильности иммуногистохимические тесты активно используются при подборе лечения рака толстой кишки и рекомендованы международным консенсусом. Таким образом, считаем обоснованным выделение отдельного патогенетического подтипа (MMR-негативного или MSI-подтипа) на основании иммуногистохимического определения MSI. Полученные данные о клинико-морфологических характеристиках и выживаемости пациентов с таким подтипом полностью соответствуют характеристикам MSI-подтипа, публикуемым в большинстве исследований, в том числе и генетических [16, 35].

Частота выявления MMR-негативных опухолей в российской популяции составляет 8,1% от всех пациентов с раком желудка. Общая пятилетняя выживаемость больных в группе MMR-негативных опухолей была 76%, что значимо (p=0,013) превышает таковую в группе MMR-позитивных опухолей (36%). Различие в выживаемости и клинико-морфологических характеристиках позволяет выделить эту группу опухолей в отдельный патогенетический подтип рака желудка, называемый MMR-негативным подтипом (или MSI-подтип). Этот подтип чаще выявляется у пациентов старше 61 года, преобладает дистальная локализация опухолей (нижняя треть желудка), 2-й тип по классификации R. Bormann, тубулярный гистологический тип, кишечный подтип по классификации P. Lauren. Других значимых различий между MMR-негативными и MMR-позитивными опухолями по клинико-морфологическим параметрам не установлено. Несмотря на значимые различия в выживаемости, MMR-статус не является независимым прогностическим признаком при раке желудка.

Работа выполнена в рамках госзадания (номер ЦИТИС 121061800151-2) ФГБОУ ВПО «МГУ имени М.В. Ломоносова» и на оборудовании, приобретенном по программе развития ФГБОУ ВПО «МГУ имени М.В. Ломоносова».

Концепция и дизайн исследования — Н.В. Данилова, П.Г. Мальков