Волгарева Г.М.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России

Завалишина Л.Э.

ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования»

Кузнецова О.А.

ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования»

Бурова О.С.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России

Невус Рида и меланома кожи у детей. Иммуногистохимическое исследование

Авторы:

Волгарева Г.М., Завалишина Л.Э., Кузнецова О.А., Бурова О.С.

Подробнее об авторах

Журнал: Архив патологии. 2021;83(3): 30‑34

Прочитано: 11117 раз


Как цитировать:

Волгарева Г.М., Завалишина Л.Э., Кузнецова О.А., Бурова О.С. Невус Рида и меланома кожи у детей. Иммуногистохимическое исследование. Архив патологии. 2021;83(3):30‑34.
Volgareva GM, Zavalishina LE, Kuznetsova OA, Burova OS. Reed nevus and cutaneous melanoma in children: an immunohistochemical study. Russian Journal of Archive of Pathology. 2021;83(3):30‑34. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/patol20218303130

Рекомендуем статьи по данной теме:
Дер­ма­то­фиб­ро­ма и ке­ло­ид­ный ру­бец: сходства и раз­ли­чия. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(5):558-564
Им­му­но­гис­то­хи­ми­чес­кие осо­бен­нос­ти и па­то­ге­нез ги­пер­рас­тя­жи­мых век. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(4):25-33
Ту­бер­ку­лез­ный сред­ний отит у под­рос­тка. Кли­ни­чес­кий слу­чай. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(5):63-66
Диф­фе­рен­ци­аль­ный ди­аг­ноз но­во­об­ра­зо­ва­ний ко­жи пе­ри­аналь­ной об­лас­ти. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(6):673-678

Меланома кожи является высокозлокачественной опухолью. При диагностике этой опухоли на ранних стадиях хирургическое лечение оказывается успешным, однако с началом метастазирования выживаемость пациентов резко уменьшается даже в условиях применения таргетной терапии [1, 2].

У детей меланома кожи встречается крайне редко. Так, P. Dean и соавт. [3] за 35-летний период наблюдения в Канаде выявили 2,5 случая меланомы кожи на 1 млн детей в возрасте до 18 лет. В России меланома кожи у детей и подростков тоже является редким заболеванием [4]. Отмечена, однако, тревожная тенденция — учащение случаев меланомы кожи среди некоторых детских контингентов [5]. Среди специалистов утвердилась точка зрения, согласно которой меланому кожи у детей отличает от меланомы кожи у более взрослых больных ряд биологических и клинических черт [2, 6, 7].

Меланому кожи может напоминать невус Рида — пигментированная опухоль из веретеновидных клеток [8]. Невус располагается поверхностно, в эпидермисе и сосочковом слое дермы; диаметр его может достигать 17 мм. Невус Рида обычно диагностируется у молодых пациентов. В первые несколько месяцев после обнаружения он быстро увеличивается в размерах, а затем стабилизируется. Поскольку невус Рида обычно подвергают хирургическому иссечению до того, как рост его прекращается, вопрос о частоте, с которой это пигментное новообразование способно малигнизироваться, остается неясным. Сходство с меланомой кожи невус Рида проявляет, в частности, по интенсивной пигментации, поэтому до выполнения гистологического исследования предварительным диагнозом у пациентов с невусом Рида очень часто является меланома кожи. Изучение невуса Рида тесно связано с исследованием другого меланоцитарного новообразования кожи, описанного в 1948 г. американским дерматологом Софией Шпиц [9], получившего название «невус Шпиц» и до недавнего времени именовавшегося также ювенильной меланомой. Нозологическая самостоятельность невусов Рида и Шпиц остается предметом дискуссии [10—12]. Невус Рида, как и невус Шпиц, имеет большое сходство с меланомой кожи, поэтому нередко диагноз ставится под сомнение и приводит к большим разногласиям в тактике лечения таких больных: от рекомендации в дальнейшем лечение не проводить до показания широкого иссечения новообразования. Заслуживает упоминания в этой связи масштабная работа с участием 187 патологоанатомов, давших в общей сложности около 9000 независимых гистологических заключений по «шпицоидным» меланоцитарным новообразованиям: более 70% из них высказались о желательности выяснить точку зрения второго патологоанатома до окончательного морфологического заключения [11].

Использование молекулярных маркеров нередко позволяет снять разногласия при диагностике пигментных новообразований кожи [13]. Однако, насколько нам известно, подобные исследования невуса Рида пока не проводились. Ранее, основываясь на данных литературы, мы предложили в качестве возможного подхода к дифференциальной диагностике между пигментным невусом и меланомой кожи у детей проводить иммуногистохимическую детекцию комплекса белков — p16INK4a, CCND1 (циклина Д1) и HLA-антигенов I класса [14]. Адекватность такого подхода подтвердилась при сопоставлении гигантского невуса и меланомы кожи [15].

Цель настоящей работы — оценка пригодности перечисленных выше белков при дифференциальной диагностике невуса Рида и меланомы кожи у детей и подростков.

Материал и методы

Были использованы три образца опухолей кожи: пигментированный веретеноклеточный невус Рида от 9-летней девочки (больная М.) и 15-летнего юноши (больной Я.), а также поверхностно распространяющаяся эпителиоидноклеточная пигментная меланома кожи, возникшая у больной Г. 8 лет. Меланома кожи на основании морфологической картины и результатов иммунофенотипирования была охарактеризована как находящаяся в вертикальной фазе роста, соответствующая 3-му уровню инвазии по Кларку, имеющая толщину по Бреслоу 13 мм, без резорбции, с выраженной лимфоидно-гистиоцитарной инфильтрацией, до 4 митозов на 1 мм2, без признаков сосудистой инвазии. Все три образца были получены при хирургическом лечении в НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина Минздрава России и представлены для проведения настоящего исследования парафиновыми блоками.

Процедуры иммуногистохимического окрашивания, а также использованные при этом реагенты и оборудование описаны ранее [15]. Для оценки окрашивания проводили подсчет клеток с положительной реакцией в 100 клетках новообразования в трех полях зрения и выражали этот показатель в процентах.

Результаты и обсуждение

Микрофотографии невуса Рида и меланомы кожи, полученные при традиционном гистологическом исследовании, представлены на рис. 1.

Рис. 1. Морфологическая картина невуса Рида и меланомы кожи.

а — невус Рида, окраска гематоксилином и эозином, ×10; б — меланома кожи, окраска гематоксилином и эозином, ×20.

Fig. 1. Morphological pattern of Reed nevus and skin melanoma.

Все три белка, детекцию которых провели в иммуногистохимическом тесте, экспрессировались в обоих образцах невуса Рида сходно, однако имелись отличия в экспрессии всех трех маркеров в гистологических срезах меланомы. Так, при окрашивании моноклональными антителами к циклину Д1 положительную иммуногистохимическую реакцию отметили в ядрах приблизительно 30% клеток невуса Рида, тогда как в образце меланомы кожи данный белок был обнаружен в ядрах подавляющего большинства клеток (рис. 2а и 2г соответственно).

Рис. 2. Иммуногистохимические реакции в невусе Рида и меланоме кожи.

а — невус Рида, окрашивание с антителами к Cyclin D1, ×5; б — невус Рида, окрашивание с антителами к p16, ×10; в — невус Рида, окрашивание с антителами к HLA I, ×40; г — меланома кожи, окрашивание с антителами к Cyclin D1, ×10; д — меланома кожи, окрашивание с антителами к p16, ×10; е — меланома кожи, окрашивание с антителами к HLA I, ×20.

Fig. 2. Immunohistochemical reactions in Reed nevus and skin melanoma.

Что касается белка p16INK4a, то в образцах невуса Рида ярко выраженную ядерную и цитоплазматическую реакцию с моноклональными антителами к этому белку наблюдали приблизительно в 90% клеток (рис. 2б), в то время как в образце меланомы кожи он был обнаружен в разных участках новообразования в ядрах не более 10% клеток, в цитоплазме — не более чем в 20% клеток (рис. 2д).

Экспрессия HLA-антигенов I класса на цитоплазматических мембранах части клеток невуса Рида представлена на рис. 2в. При окраске моноклональными антителами к HLA- антигенам I класса меланомы кожи было зафиксировано полное отсутствие этих белков не только на поверхности клеток, но и внутри них (рис. 2е).

Полученные в настоящей работе результаты в целом соответствуют ожиданиям, сформулированным ранее [14]. Так, экспрессия циклина Д1 в ядрах меланомы была выражена многократно сильнее, чем в ядрах невуса. Данный белок представляет собой активатор циклин Д-зависимых киназ, эту функцию он реализует именно в клеточных ядрах; взаимодействуя с молекулой соответствующей киназы, он способствует продвижению клетки из стадии G1 в стадию S клеточного цикла, тем самым ускоряя пролиферацию клеток [16]. В клетках меланомы кожи взрослых больных число копий гена, кодирующего циклин Д1, нередко увеличивается [17, 18]. Ранее оценка содержания циклина Д1 в клетках пигментных новообразований в иммуногистохимическом тесте позволила J. Oba и соавт. [19] провести успешную дифференциальную диагностику между меланомой кожи и пигментными невусами у взрослых пациентов.

Белок p16INK4a, как и циклин Д1, свою главную функцию осуществляет в ядре клетки, однако в отличие от циклина Д1 он является не активатором, а ингибитором циклин Д-зависимых киназ [20, 21]. Вполне ожидаемо в клетках меланомы кожи ядерная экспрессия p16INK4a, являющегося «тормозом» пролиферации, была резко снижена по сравнению с его содержанием в ядрах клеток невуса Рида.

HLA-антигены I класса обнаруживаются на поверхности многих типов клеток, а нарушения их экспрессии — путь к «ускользанию» опухоли от иммунологического надзора организма [22]. В настоящей работе эти антигены присутствовали на мембранах части клеток невуса Рида, тогда как во всех клетках меланомы кожи эти белки полностью отсутствовали не только на клеточных мембранах, но и в цитоплазме, что, по-видимому, указывает на прекращение их синтеза в ходе прогрессии опухоли.

Заключение

Дифференциальная диагностика между невусом Рида, который часто встречается у детей и подростков, и меланомой кожи, обнаруживаемой у пациентов данной возрастной группы крайне редко, представляет определенные трудности. От своевременности постановки диагноза меланомы зависит успех лечения больного ребенка и его жизнь. Дополнение классического гистологического исследования проведением иммуногистохимического теста на маркерные белки пигментного новообразования кожи может повысить точность диагностики. По результатам выполненной работы иммуногистохимический тест на белки циклин Д1, p16INK4a и HLA-антигены I класса представляется перспективным для дифференциальной диагностики невуса Рида и меланомы кожи у детей и подростков.

Авторы выражают признательность к.м.н. Я.В. Вишневской за предоставление верифицированного клинического материала.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Литература / References:

  1. Davis LE, Shalin SC, Tackett AJ. Current state of melanoma diagnosis and treatment. Cancer Biol Ther. 2019;20(11):1366-1379. https://doi.org/10.1080/15384047.2019.1640032
  2. Bay SB, Görgün Ö, Kebudi R. Children with malignant melanoma: a single center experience from Turkey. Turk Pediatri Ars. 2020;55(1):39-45.  https://doi.org/10.14744/TurkPediatriArs.2019.90022
  3. Dean PH, Bucevska M, Strahlendorf C, Verchere C. Pediatric melanoma: A 35-year population-based review. Plast Reconstr Surg Glob Open. 2017;5(3):e1252. https://doi.org/10.1097/gox.0000000000001252
  4. Мень Т.Х., Рыков М.Ю., Поляков В.Г. Злокачественные новообразования у детей в России: основные показатели и тенденции. Российский онкологический журнал. 2015;20(2):43-47. 
  5. Danysh HE, Navai SA, Scheurer ME, Hunt R, Venkatramani R. Malignant melanoma incidence among children and adolescents in Texas and SEER 13, 1995-2013. Pediatr Blood Cancer. 2019;66(6):e27648. https://doi.org/10.1002/pbc.27648
  6. Averbook BJ, Lee SJ, Delman KA, Gow KW, Zager JS, Sondak VK, Messina JL, Sabel MS, Pittelkow MR, Ecker PM, Markovic SN, Swetter SM, Leachman SA, Testori A, Curiel-Lewandrowski C, Go RS, Jukic DM, Kirkwood JM. Pediatric melanoma: analysis of an international registry. Cancer. 2013;119(22):4012-4019. https://doi.org/10.1002/cncr.28289
  7. Bartenstein DW, Kelleher CM, Friedmann AM, Duncan LM, Tsao H, Sober AJ, Hawryluk EB. Contrasting features of childhood and adolescent melanomas. Pediatr Dermatol. 2018;35(3):354-360.  https://doi.org/10.1111/pde.13454
  8. Reed RJ, Ichinose H, Clark WH Jr, Mihm MC Jr. Common and uncommon melanocytic nevi and borderline melanomas. Semin Oncol. 1975;2(2):119-147. 
  9. Spitz S. Melanomas of childhood. Am J Pathol. 1948;24(3):591-609. 
  10. Pedrosa AF, Lopes JM, Azevedo F, Mota A. Spitz/Reed nevi: a review of clinical-dermatoscopic and histological correlation. Dermatol Pract Concept. 2016;6(2):37-41.  https://doi.org/10.5826/dpc.0602a07
  11. Zhao G, Lee KC, Peacock S, Reisch LM, Knezevich SR, Elder DE, Piepkorn MW, Elmore JG, Barnhill RL. The utilization of spitz-related nomenclature in the histological interpretation of cutaneous melanocytic lesions by practicing pathologists: results from the M-Path study. J Cutan Pathol. 2017;44(1):5-14.  https://doi.org/10.1111/cup.12826
  12. Жучков М.В., Большакова Е.Е., Сонин Д.Б., Исаков С.А., Жильцова Е.Е., Масиянская Т.Д. Невус Рида: вопросы дерматоскопического диагноза. Дерматология. Приложение к журналу Consilium Medicum. 2018;1:32-4. 
  13. Dimonitsas E, Liakea A, Sakellariou S, Thymara I, Giannopoulos A, Stratigos A, Soura E, Saetta A, Korkolopoulou P. An update on molecular alterations in melanocytic tumors with emphasis on Spitzoid lesions. Ann Transl Med. 2018;6(12):249.  https://doi.org/10.21037/atm.2018.05.23
  14. Волгарева Г.М., Лебедева А.В., Поляков В.Г. Пигментные новообразования кожи у детей и подростков: в поисках диагностических маркеров меланомы кожи. Онкопедиатрия. 2016; 3(1):16-23. 
  15. Волгарева Г.М., Завалишина Л.Э., Казубская Т.П., Сендерович А.И., Поляков В.Г. Молекулярные подходы в диагностике пигментных новообразований кожи у детей: описание четырех случаев. Онкопедиатрия. 2017;4(4):294-300.  https://doi.org/10.15690/onco.v4i4.1816
  16. Sherr CJ. D-type cyclins. Trends Biochem Sci. 1995;20(5):187-190.  https://doi.org/10.1016/s0968-0004(00)89005-2
  17. Bastian BC, LeBoit PE, Hamm H, Bröcker EB, Pinkel D. Chromosomal gains and losses in primary cutaneous melanomas detected by comparative genomic hybridization. Cancer Res. 1998;58(10): 2170-2175.
  18. Gerami P, Jewell SS, Pouryazdanparast P, Wayne JD, Haghighat Z, Busam KJ, Rademaker A, Morrison L. Copy number gains in 11q13 and 8q24 [corrected] are highly linked to prognosis in cutaneous malignant melanoma. J Mol Diagn. 2011;13(3):352-358.  https://doi.org/10.1016/j.jmoldx.2011.01.011
  19. Oba J, Nakahara T, Abe T, Hagihara A, Moroi Y, Furue M. Expression of c-Kit, p-ERK and cyclin D1 in malignant melanoma: an immunohistochemical study and analysis of prognostic value. J Dermatol Sci. 2011;62(2):116-123.  https://doi.org/10.1016/j.jdermsci.2011.02.011
  20. Serrano M, Hannon GJ, Beach D. A new regulatory motif in cell-cycle control causing specific inhibition of cyclin D/CDK4. Nature. 1993;366(6456):704-707.  https://doi.org/10.1038/366704a0
  21. Sherr CJ, Roberts JM. CDK inhibitors: positive and negative regulators of G1-phase progression. Genes Dev. 1999;13(12):1501-1512. https://doi.org/10.1101/gad.13.12.1501
  22. Del Campo AB, Kyte JA, Carretero J, Zinchencko S, Méndez R, González-Aseguinolaza G, Ruiz-Cabello F, Aamdal S, Gaudernack G, Garrido F, Aptsiauri N. Immune escape of cancer cells with beta2-microglobulin loss over the course of metastatic melanoma. Int J Cancer. 2014;134(1):102-113.  https://doi.org/10.1002/ijc.28338

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.