Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Пигаревский П.В.

ФГБНУ «Институт экспериментальной медицины»

Ворожбит Р.А.

ФГБНУ «Институт экспериментальной медицины»

Снегова В.А.

ФГБНУ «Институт экспериментальной медицины»

Гусева В.А.

ФГБНУ «Институт экспериментальной медицины»

Мальцева С.В.

ФГБНУ «Институт экспериментальной медицины»

Давыдова Н.Г.

ФГБНУ «Институт экспериментальной медицины»

Яковлева О.Г.

ФГБНУ «Институт экспериментальной медицины»

Роль неоваскуляризации в формировании нестабильной атеросклеротической бляшки у человека

Авторы:

Пигаревский П.В., Ворожбит Р.А., Снегова В.А., Гусева В.А., Мальцева С.В., Давыдова Н.Г., Яковлева О.Г.

Подробнее об авторах

Журнал: Архив патологии. 2021;83(3): 5‑10

Просмотров: 1104

Загрузок: 39


Как цитировать:

Пигаревский П.В., Ворожбит Р.А., Снегова В.А., Гусева В.А., Мальцева С.В., Давыдова Н.Г., Яковлева О.Г. Роль неоваскуляризации в формировании нестабильной атеросклеротической бляшки у человека. Архив патологии. 2021;83(3):5‑10.
Pigarevsky PV, Vorozhbit RA, Snegova VA, Guseva VA, Maltseva SV, Davydova NG, Yakovleva OG. The role of neovascularization in the formation of an unstable human atherosclerotic plaque. Russian Journal of Archive of Pathology. 2021;83(3):5‑10. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/patol2021830315

Рекомендуем статьи по данной теме:
Па­то­ло­ги­чес­кие из­ме­не­ния нер­вных струк­тур в тка­нях стен­ки аор­ты, при­ле­жа­щих к нес­та­биль­ной ате­рос­кле­ро­ти­чес­кой бляш­ке. Ар­хив па­то­ло­гии. 2023;(3):12-18
Со­пос­тав­ле­ние лу­че­вых и не­лу­че­вых ме­то­дов стра­ти­фи­ка­ции рис­ка сер­деч­но-со­су­дис­тых ка­тас­троф у бес­сим­птом­ных па­ци­ен­тов. Кар­ди­оло­гия и сер­деч­но-со­су­дис­тая хи­рур­гия. 2023;(2):190-198

Неоваскуляризация при «артериите» отмечалась еще в конце XIX века W. Koester [1]. Последующие наблюдения подтвердили наличие неокапилляров в атеросклеротических бляшках [2]. Было высказано предположение, что неоангиогенез может играть роль в развитии атеросклеротических бляшек и их осложнений [3, 4]. Плотность vasa vasorum выше в артериях с атеросклеротическими поражениями и является ранним событием в атерогенезе [5]. Более того, доставка аденовирусов, кодирующих фактор роста эндотелия сосудов (vascular endothelial growth factor — VEGF), вызывает неоангиогенез и гиперплазию интимы [6], тогда как ингибиторы ангиогенеза ослабляют рост бляшек [7].

При гиперплазии интимы в атеросклеротических поражениях преобладает ангиогенный механизм — прорастание неокапилляров из ранее существовавших vasa vasorum [3]. Ангиогенный процесс может быть инициирован гипоксией, которая индуцирует экспрессию и высвобождение ангиогенных факторов (например, VEGF). При восстановлении нормоксии ангиогенез снижается [8]. Неоваскуляризация позволяет доставлять питательные вещества в сосудистую стенку, способствует отложению в ней липидов, инфильтрации ее макрофагами и развитию воспаления [9]. Высказано предположение, что неполное созревание и хрупкость новообразованных сосудов — причина кровоизлияний внутри бляшки, которые могут привести к ее дестабилизации и разрыву [10, 11]. Важно, что стабильные фиброзно-кальцинозные бляшки в отличие от нестабильных содержат меньшее количество сосудов [12]. Этот факт может указывать на инволюцию ангиогенеза после утилизации атероматозных масс.

Следует отметить, что сравнительные иммуноморфологические исследования о влиянии неоваскуляризации на формирование нестабильной атеросклеротической бляшки у человека практически отсутствуют.

Поэтому цель настоящей работы — изучение морфологических особенностей неоангиогенеза в начальных атеросклеротических поражениях, в нестабильных и стабильных атеросклеротических бляшках, а также выяснение роли в неоваскуляризации такого ангиогенного фактора, как VEGF.

Материал и методы

Материалом исследования послужили образцы, полученные во время 20 аутопсий мужчин в возрасте от 65 до 72 лет, умерших от острой сердечно-сосудистой недостаточности атеросклеротической этиологии. Обязательным условием для отбора материала являлось отсутствие тяжелых сопутствующих заболеваний, способных оказывать воздействие на иммунологическую реактивность.

Исследовали сегменты аорты (из дуги, грудного и брюшного отделов), коронарные артерии и артерии основания головного мозга (a. basilaris) — всего 45 образцов ткани.

Иссеченные кусочки фиксировали в 4%-м забуференном параформальдегиде. Иммуноморфологическое и микроскопическое исследования проводили на парафиновых и криостатных срезах толщиной 4—6 мкм.

Для верификации типов атеросклеротических поражений с целью отбора нестабильных, обладающих признаками прогрессирующего роста бляшек, проводили окрашивание препаратов для выявления липидов красителем Oil Red O (Dako).

Вновь образованные сосуды в стенке изучаемых артерий, а также степень инфильтрации сосудистой стенки мононуклеарами выявляли с помощью окрашивания срезов гематоксилином Майера с докраской водно-спиртовым раствором эозина.

Исследование активности VEGF выполняли на парафиновых срезах высокочувствительным двухступенчатым стрептавидин-биотиновым методом с использованием поликлональных антител к VEGF (IgG-фракция; концентрация 50 мкг/мл; Sigma). Продукт реакции выявляли с помощью готового набора реагентов R&D Systems (Cell&Tissue Staining Kit, HRP-DAB System). Докрашивание ядер проводили метиловым зеленым (готовый раствор Methyl Green, Dako). С целью корректного анализа результатов применяли отрицательный контроль по антителам на параллельных срезах: вместо первичных антител использовали разбавитель антител — 0,1% фосфатный буфер, далее окрашивание препаратов проводили согласно стандартному протоколу.

Полученные препараты исследовали с помощью светового микроскопа Leica DM 2500. Микрофотографии получали с использованием цифровой фотокамеры Leica DFC 420 и компьютерной программы Leica Application Suite v. 3.4.0.

Результаты и обсуждение

В результате сравнительного гистологического исследования удалось установить, что в фиброзной покрышке нестабильных атеросклеротических бляшек во всех типах изучаемых артерий наблюдаются многочисленные микрососуды, просвет которых заполнен эритроцитами (рис. 1а). Важно, что вокруг этих микрососудов, как правило, располагаются выраженные воспалительные мононуклеарно-клеточные инфильтраты. Сами микрососуды в поврежденной покрышке часто выявляются в виде столбиков — от более глубоких ее отделов к поверхностным (рис. 1б). Очевидно, что такое их расположение может способствовать истончению, хрупкости фиброзной покрышки и последующему ее разрыву. Более углубленное изучение воспалительных мононуклеарно-клеточных инфильтратов показало, что в поверхностных отделах поврежденной покрышки нестабильной атеросклеротической бляшки в зоне активной неоваскуляризации преобладают макрофаги, а в более глубоких участках этой же фиброзной покрышки — малые и средние лимфоциты (рис. 1в, 1г). Важно, что одновременно под нестабильными поражениями в соответствующих участках адвентиции выявляются многочисленные vasa vasorum, окруженные такими же мононуклеарно-клеточными инфильтратами (рис. 1д). В то же время ни в фиброзной покрышке стабильных атеросклеротических бляшек, ни в нормальных участках интимы артерий человека образование новых микрососудов не наблюдается (рис. 1е).

Рис. 1. Неоваскуляризация в различных атеросклеротических поражениях у человека.

а — многочисленные микрососуды, заполненные эритроцитами в фиброзной покрышке нестабильной атеросклеротической бляшки; б — микрососуды в поверхностном отделе поврежденной покрышки нестабильной бляшки, ×350; в — макрофаги (стрелки) в микрососудах и мононуклеарно-клеточных инфильтратах в поверхностных отделах интимы нестабильной бляшки; г — лимфоциты (стрелка) в микрососудах и мононуклеарно-клеточных инфильтратах в глубоких отделах интимы нестабильной бляшки; д — многочисленные vasa vasorum и мононуклеарно-клеточные инфильтраты в адвентиции под нестабильными атеросклеротическими поражениями; е — отсутствие микрососудов в фиброзной покрышке стабильной бляшки; а — е — окраска гематоксилином и эозином; а, д, е — ×200; в, г — ×500.

Fig. 1. Neovascularization in various human atherosclerotic lesions.

Полученные результаты свидетельствуют об активных процессах неоваскуляризации в покрышке и подлежащих отделах адвентиции в нестабильных атеросклеротических поражениях. Причем этот процесс, как правило, сочетается с выраженной воспалительной клеточной реакцией, которая, возможно, и способствует его развитию.

Иммуногистохимический анализ VEGF показал, что при отсутствии VEGF в нормальных участках сосудистой стенки не выявляются вновь образованные микрососуды (рис. 2а). Примечательно, что в интиме липидных пятен также отсутствуют VEGF и микрососуды. И напротив, в адвентиции того же липидного пятна обнаруживаются многочисленные микрососуды, эндотелиальные клетки которых активно экспрессируют VEGF (рис. 2б). На начальных стадиях формирования нестабильной атеросклеротической бляшки в ее фиброзной покрышке выявляются немногочисленные микрососуды с эндотелиальными клетками, экспрессирующими VEGF (рис. 2в). Их количество резко возрастает в поврежденной соединительнотканной покрышке сформировавшейся нестабильной бляшки (рис. 2г). Интересно, что одновременно рядом с такими микрососудами наблюдаются многочисленные мононуклеарные клетки, также активно экспрессирующие VEGF (рис. 2д). В отличие от нестабильных поражений в мощной фиброзной покрышке стабильных атеросклеротических бляшек отсутствует неоваскуляризация и не выявляется VEGF (рис. 2е).

Рис. 2. Фактор роста эндотелия сосудов (VEGF) в норме и в различных атеросклеротических поражениях у человека.

а — отсутствие VEGF и микрососудов в интиме нормального участка аорты; б — многочисленные микрососуды с эндотелиальными клетками, экспрессирующими VEGF в адвентиции под липидным пятном, ×350; в — единичные микрососуды с эндотелиальными клетками, экспрессирующими VEGF (стрелки) в покрышке липидно-фиброзной бляшки; г — многочисленные микрососуды с эндотелиальными клетками, экспрессирующими VEGF в поврежденной покрышке нестабильной бляшки; д — мононуклеары, экспрессирующие VEGF, рядом с микрососудами в фиброзной покрышке нестабильной бляшки; е — отсутствие микрососудов и VEGF в фиброзной покрышке стабильной бляшки; а — е — иммуногистохимический метод; а, е — ×200; в, г, д — ×400.

Fig. 2. Vascular endothelial growth factor (VEGF) in human health and in various atherosclerotic lesions.

Все эти факты свидетельствуют о том, что одним из механизмов, вызывающих активную неоваскуляризацию в атеросклеротических поражениях, может быть VEGF.

VEGF, известный также как фактор сосудистой проницаемости, является специфическим митогеном для клеток эндотелия сосудов и приводит к неоваскуляризации и повышению проницаемости капилляров [13]. Причем повышенная проницаемость может быть связана с экспрессией VEGF макрофагами при воспалительной реакции в бляшках [14]. Увеличение его уровня отмечается при ишемии миокарда в период реваскуляризации и при неоваскуляризации атеросклеротической бляшки [15]. Известно, что терапия статинами в ранние сроки после реваскуляризации миокарда стабилизирует состояние атеросклеротической бляшки посредством снижения экспрессии VEGF [15].

Важно, что в районе неоваскуляризации в нестабильных атеросклеротических бляшках обнаруживаются выраженные мононуклеарно-клеточные инфильтраты, состоящие преимущественно из лимфоцитов и макрофагов. Известно, что клетки воспаления играют важную роль в дестабилизации атеросклеротической бляшки у человека [16, 17], а ее неоваскуляризация благоприятствует притоку мононуклеаров в бляшку. Кроме того, воспалительные клетки выделяют матриксные металлопротеиназы, которые нарушают структуру внеклеточного матрикса и высвобождают связанный с ним VEGF. Всегда важно иметь в виду, что внутрибляшечные неососуды не покрыты или только частично покрыты перицитами и гладкомышечными клетками, поэтому они хрупкие и склонны к повреждению [9]. Следует согласиться с А.Н. Евдокименко и соавт. [14], что при оценке роли неоваскуляризации в атерогенезе значение может иметь не только калибр новообразованных сосудов, но и особенности их локализации в бляшке. Авторы приходят к заключению, что увеличение плотности сосудов в поверхностных отделах бляшки может быть маркером повышенного риска кровоизлияний и активации воспалительной реакции.

Таким образом, появление неососудов, вероятно, тесно связано с уменьшением стабильности атеросклеротической бляшки, образованием в ее покрышке кровоизлияний, что в конечном итоге приводит к ее разрыву [18]. Следствием таких изменений является развитие нестабильной стенокардии и других острых клинических симптомов ишемической болезни сердца.

Заключение

Полученные результаты свидетельствуют об активных процессах неоваскуляризации в покрышке и подлежащих отделах адвентиции в нестабильных атеросклеротических поражениях. Этот процесс, как правило, сочетается с выраженной воспалительной клеточной реакцией, которая, возможно, и способствует его развитию. Не вызывает сомнения факт, что вновь образованные микрососуды будут способствовать истончению, хрупкости фиброзной покрышки и последующему ее разрыву. Показано, что одним из механизмов, вызывающих активную неоваскуляризацию в атеросклеротических поражениях, является VEGF. В поврежденных фиброзных покрышках нестабильных атеросклеротических бляшек выявлена триада: микрососуды, мононуклеарно-клеточные инфильтраты и VEGF. Такие изменения в атеросклеротической бляшке могут приводить к развитию нестабильной стенокардии и других острых клинических симптомов ишемической болезни сердца.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — П.В. Пигаревский, В.А. Снегова

Сбор и обработка материала — Н.Г. Давыдова, С.В. Мальцева, О.Г. Яковлева

Написание текста — П.В. Пигаревский, Р.А. Ворожбит, В.А. Гусева

Редактирование — П.В. Пигаревский, В.А. Снегова

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.