Якубовский С.В.

Белорусский государственный медицинский университет, Минск

Анищенко С.Л.

УЗ "Городское клиническое патологоанатомическое бюро"

Емельянова А.А.

Институт физиологии НАН Беларуси, Минск

Чайка Л.Д.

Белорусский государственный медицинский университет

Якубовский С.В., Анищенко С.Л., Емельянова А.А., Чайка Л.Д.

Журнал: Архив патологии. 2012;74(6): 28‑31

Якубовский С.В., Анищенко С.Л., Емельянова А.А., Чайка Л.Д. Влияние сукцинатсодержащих препаратов на структурные изменения в печени при остром экспериментальном холецистите. Архив патологии. 2012;74(6):28‑31.
Iakubovskiĭ SV, Anishchenko SL, Emel'ianova AA, Chaĭka LD. Effect of succinate-containing medications on hepatic structural changes in acute experimental cholecystitis. Russian Journal of Archive of Pathology. 2012;74(6):28‑31. (In Russ.)

По­вы­ше­ние эф­фек­тив­нос­ти фар­ма­ко­те­ра­пии у ко­мор­бид­ных па­ци­ен­тов с хро­ни­чес­кой ише­ми­ей го­лов­но­го моз­га в ам­бу­ла­тор­ных ус­ло­ви­ях. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):51-55
Осо­бен­нос­ти ле­че­ния и ре­аби­ли­та­ция боль­ных, пе­ре­нес­ших COVID-19, с ише­ми­чес­ким ин­суль­том. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(3-2):76-84
Кли­ни­ко-пси­хо­ло­ги­чес­кий про­филь и ка­чес­тво жиз­ни па­ци­ен­тов с пос­тко­вид­ным син­дро­мом. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(4):53-58
Ха­рак­те­рис­ти­ка гис­то­хи­ми­чес­ких, мо­ле­ку­ляр­но-ге­не­ти­чес­ких и лу­че­вых из­ме­не­ний пе­че­ни в за­ви­си­мос­ти от дав­нос­ти смер­ти. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(3):59-63
Ди­на­ми­ка гос­пи­таль­ной ле­таль­нос­ти при ос­трых аб­до­ми­наль­ных за­бо­ле­ва­ни­ях в Цен­траль­ном фе­де­раль­ном ок­ру­ге Рос­сии в за­ви­си­мос­ти от час­то­ты при­ме­не­ния ла­па­рос­ко­пи­чес­ких опе­ра­ций. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2023;(6):13-20
Эф­фек­тив­ность пре­па­ра­та Мек­си­дол в кор­рек­ции пос­тко­вид­но­го син­дро­ма у па­ци­ен­тов с хро­ни­чес­ки­ми це­реб­ро­вас­ку­ляр­ны­ми за­бо­ле­ва­ни­ями. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(5):117-122
Вли­яние Мек­си­до­ла на улуч­ше­ние ког­ни­тив­но­го ста­ту­са и па­ра­мет­ров ка­чес­тва жиз­ни в сос­та­ве ком­плексной те­ра­пии па­ци­ен­тов с хро­ни­чес­кой сер­деч­ной не­дос­та­точ­нос­тью II—III фун­кци­ональ­но­го клас­са. Кар­ди­оло­гия и сер­деч­но-со­су­дис­тая хи­рур­гия. 2023;(4-1):362-373
Вли­яние ан­ти­ок­си­дан­тной те­ра­пии на не­ко­то­рые па­то­ге­не­ти­чес­кие фак­то­ры пер­вич­ной от­кры­то­уголь­ной гла­уко­мы. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(4):35-43
Раз­ви­тие COVID-19 у па­ци­ен­тки с АА-ами­ло­идо­зом. (Кли­ни­чес­кий слу­чай). Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(8):82-85
Осо­бен­нос­ти фар­ма­ко­те­ра­пии со­су­дис­тых ког­ни­тив­ных на­ру­ше­ний у лиц по­жи­ло­го воз­рас­та. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(9):15-20

Острый холецистит (ОХ) относится к наиболее распространенным острым хирургическим заболеваниям органов брюшной полости [1]. Несмотря на совершенствование хирургической тактики, частота послеоперационных осложнений и уровень летальности при данной патологии, прежде всего у лиц пожилого и старческого возраста, не имеют тенденции к снижению. Одним из факторов, оказывающих существенное влияние на частоту неудовлетворительных исходов, является полиорганная недостаточность, развитие которой в значительной степени связано с дисфункцией печени [2]. Возникновение последней обусловлено активацией свободнорадикальных процессов, воздействием ряда биологически активных веществ в ходе развития синдрома системного воспалительного ответа. Эти процессы являются патогенетической основой изменения проницаемости клеточных мембран, функционирования мембранно-связанных ферментов, выраженным нарушением микроциркуляции в органах и тканях, что приводит к тяжелым нарушениям клеточного метаболизма [3] и обусловливает возникновение органной дисфункции [4, 5].

В связи с вышеуказанным представляется актуальным изучение изменений структуры печени в условиях острого экспериментального холецистита (ОЭХ), а также эффективности воздействия на нее средствами метаболической поддержки.

Экспериментальные исследования были выполнены на 48 морских свинках обоих полов массой 450—500 г. ОЭХ моделировали путем перевязки пузырного протока вместе с сопровождающей его пузырной артерией [6]. Из эксперимента животных выводили через 24 и 48 ч одномоментной декапитацией на фоне тиопенталового наркоза. Все эксперименты проводили в соответствии с требованиями «Европейской конвенции по защите позвоночных, используемых для экспериментальных и иных научных целей» (Страсбург, 1986). Экспериментальные животные были разделены на группы: контроль (интактные животные); животные с ОЭХ через 24 и 48 ч после начала эксперимента; животные с ОЭХ, леченные мексидолом и реамберином, выведенные из эксперимента через 24 и 48 ч соответственно. Вводить препараты начинали после моделирования ОЭХ. Мексидол вводили внутримышечно в дозе 25 мг/кг массы тела, реамберин — внутрибрюшинно, в дозе 10 мл/кг.

У всех животных забирали ткани желчного пузыря и печени. Образцы получали из стенки желчного пузыря, правой доли печени, фиксировали в 10% нейтральном формалине и заключали в парафин. Гистологические срезы толщиной 5—6 мкм окрашивали гематоксилином и эозином. Морфометрию на гистологических срезах проводили методом точечного счета с определением зон некроза. Для электронно-микроскопических исследований материал фиксировали в смеси 4% параформа и 1% глутаральдегида, обрабатывали 1% раствором четырехокиси осмия, обезвоживали в растворах спирта возрастающей концентрации и заливали в смесь аралдита с эпоном [7]. Материал нарезали на микротоме LKB (Швеция) и просматривали под электронным микроскопом JEM 100 СХ (Япония).

Признаки острого деструктивного воспаления желчного пузыря на использованной в работе модели экспериментального холецистита были обнаружены через 24 ч после начала эксперимента. Через 48 ч после начала эксперимента выраженность воспалительных изменений нарастала; распространенные некрозы в стенке желчного пузыря чередовались с участками, на которых наблюдались морфологические изменения, характерные для флегмонозного и флегмонозно-язвенного холецистита.

Через 24 ч после моделирования ОХ при гистологическом исследовании в ткани печени отмечались отек и незначительная лимфогистиоцитарная инфильтрация в строме портальных трактов, отек пространств Диссе. Наблюдались повреждения гепатоцитов по типу белковой (зернистой, гидропической) и жировой (мелко- и среднекапельной) дистрофий, а также уменьшение содержания гликогена в их цитоплазме. Через 48 ч выраженность указанных изменений нарастала, отмечалось полнокровие центральных вен и синусоидов, встречались мелкоочаговые некрозы печеночных клеток и интралобулярные крупноочаговые некрозы гепатоцитов с перифокальной лимфоидно-клеточной инфильтрацией (рис. 1).

Рисунок 1. Морфологические изменения в печени морской свинки при остром деструктивном холецистите через 48 ч эксперимента. 1 — крупнофокусный интралобулярный некроз с перифокальной лимфогистиоцитарной инфильтрацией; 2 — гидропическая дистрофия; 3 — средне- и крупнокапельная жировая дистрофия гепатоцитов (стрелки). Окраска гематоксилином и эозином. ×400.

У животных, получавших мексидол и реамберин, изменения печени были аналогичными, но менее выраженными. Через 24 ч после моделирования ОХ в цитоплазме гепатоцитов наблюдались умеренное снижение содержания гликогена, повреждения отдельных гепатоцитов и их групп по типу белковой и жировой дистрофий, встречались единичные мелкоочаговые некрозы гепатоцитов. Лимфогистиоцитарная инфильтрация в строме портальных трактов была незначительной и очаговой. Через 48 ч отмечалась преимущественно мелко- и среднекапельная жировая дистрофия гепатоцитов; снижение содержания гликогена в цитоплазме было значительно меньше по сравнению с соответствующими данными в группе животных, не получавших мексидол и реамберин; мелкоочаговые некрозы клеток печени были немногочисленны (рис. 2).

Рисунок 2. Морфологические изменения в печени морской свинки при остром деструктивном холецистите на фоне лечения реамберином через 48 ч эксперимента. 1 — гидропическая дистрофия и некроз отдельных гепатоцитов; 2 — незначительная лимфогистиоцитарная инфильтрация в строме портального тракта. Окраска гематоксилином и эозином. ×400.

Анализ морфометрических характеристик зон некроза показал достоверное (р<0,05) уменьшение их площади по сравнению с результатами в группе животных, не получавших препараты (см. таблицу).

Относительная площадь зон некроза в ткани печени у животных, получавших реамберин, была достоверно меньше, чем у животных, получавших мексидол.

Электронно-микроскопическая картина печени морских свинок через 24 ч от начала эксперимента характеризовалась значительной структурной гетерогенностью гепатоцитов. Часть клеток сохраняла ультраструктурную организацию, свойственную гепатоцитам интактных животных, однако большинство гепатоцитов выглядело измененными и отличалось наличием дистрофических изменений. В клетках отмечалось уменьшение количества митохондрий, крист гранулярной эндоплазматической сети, а также значительное сокращение площади, занятой гранулами гликогена, в результате чего цитоплазма выглядела «опустошенной». Митохондрии характеризовались полиморфизмом, просветлением матрикса и нарушением структуры крист. В цитоплазме гепатоцитов выявлялось большое количество липидных включений разного размера. Иногда они были достаточно крупными и занимали почти всю цитоплазму. Ядра отдельных гепатоцитов имели неправильную форму, с выпячиваниями ядерной мембраны. Наблюдались конденсация и уменьшение количества хроматина, смещение ядрышка к ядерной мембране (рис. 3).

Рисунок 3. Электронограмма. Ультраструктура гепатоцита морской свинки при остром деструктивном холецистите: ядро неправильной формы, ядрышко смещено к мембране ядра. 1 — ядро; 2 — ядрышко (стрелка).
Синусоиды были расширены, во многих отмечались признаки стаза форменных элементов крови. Отмечалась миграция форменных элементов из просвета синусоида в интерстициальное пространство. Отмеченные нами изменения ультраструктуры гепатоцитов расцениваются как деструктивно-дистрофические [7]. Изменения формы ядра, конденсация хроматина характерны для явлений гипоксии, интоксикации и указывают на угнетение синтеза структурных белков и нуклеиновых кислот [7, 8].

У животных, получавших сукцинатсодержащие препараты, обнаружены менее выраженные изменения гепатоцитов. В значительно меньшей степени были выражены редукция цитоплазматических органелл, вакуолизация цитоплазмы. Количество жировых включений также было меньшим, наблюдалась их резорбция. К ним часто вплотную прилежали митохондрии с плотным матриксом. Большей была площадь, занятая гранулами гликогена. Ядра гепатоцитов имели округлую форму, четкие контуры мембраны; отмечалось увеличение количества хроматина и ядрышек. В перинуклеарном пространстве наблюдалось большое количество митохондрий, окруженных нерасширенными цистернами гранулярной эндоплазматической сети, что свидетельствует об усилении процессов внутриклеточной регенерации [7] (рис. 4).

Рисунок 4. Электронограмма. Лечение реамберином: ультраструктура гепатоцита морской свинки через 24 ч эксперимента. Увеличение числа ядрышек и прилежание митохондрий к ядерной мембране. 1 — ядро; 2 — митохондрия (стрелка); 3 — гранулы гликогена.

В просвете синусоидов наблюдались активированные лимфоциты. Многие из них обладали значительным числом микроворсинок и тесно прилегали к эндотелию.

Развитие ОЭХ сопровождалось гистологическими и электронно-микроскопическими признаками повреждения гепатоцитов, нарушения микроциркуляции, воспалительной инфильтрации портальных трактов. Тяжесть структурных изменений в печени в значительной степени определялась выраженностью воспалительно-деструктивных процессов в стенке желчного пузыря, что согласуется с результатами исследований других авторов [9, 10].

Сукцинатсодержащие препараты снижали выраженность морфологических изменений в печени и препятствовали развитию у животных с ОЭХ ультраструктурных изменений гепатоцитов и микроциркуляторного русла.

Проведение сравнительного анализа применения при остром экспериментальном холецистите сукцинатсодержащих препаратов реамберина и мексидола выявило высокую эффективность препарата реамберина, которая заключалась не только в снижении выраженности изменений гистологической и ультраструктуры ткани печени, микроциркуляторных нарушений, но и в достоверном уменьшении площади зон некроза гепатоцитов по сравнению с соответствующими данными в группе животных, получавших мексидол.