Тараненко А.В.

Дворниченко В.В.

Патологоанатомическое отделение ГБУЗ "Областной онкологический диспансер", Иркутск;
ГБОУ дополнительного профессионального обучения "Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования"

Батороев Ю.К.

Результаты кариометрии ацинарной аденокарциномы предстательной железы

Тараненко А.В., Дворниченко В.В., Батороев Ю.К.

Журнал: Архив патологии. 2012;74(5): 41‑43

Тараненко А.В., Дворниченко В.В., Батороев Ю.К. Результаты кариометрии ацинарной аденокарциномы предстательной железы. Архив патологии. 2012;74(5):41‑43.
Taranenko AV, Dvornichenko VV, Batoroev IuK. Results of karyometry of acinar adenocarcinoma of the prostate. Russian Journal of Archive of Pathology. 2012;74(5):41‑43. (In Russ.)

Ожи­да­емая про­дол­жи­тель­ность жиз­ни у па­ци­ен­тов с хро­ни­чес­кой сер­деч­ной не­дос­та­точ­нос­тью и фиб­рил­ля­ци­ей пред­сер­дий с им­план­ти­ро­ван­ны­ми ус­тройства­ми мо­ду­ля­ции сер­деч­ной сок­ра­ти­мос­ти. Кар­ди­оло­ги­чес­кий вес­тник. 2023;(1):38-48
Прог­нос­ти­чес­кое зна­че­ние мар­ке­ров ран­не­го со­су­дис­то­го ста­ре­ния по дан­ным объем­ной сфиг­мог­ра­фии в по­пу­ля­ци­он­ной вы­бор­ке взрос­ло­го го­род­ско­го на­се­ле­ния. (По ма­те­ри­алам ис­сле­до­ва­ния ЭССЕ-РФ в г. Томск). Кар­ди­оло­ги­чес­кий вес­тник. 2023;(1):55-64
Хи­рур­ги­чес­кое ле­че­ние эпи­леп­сии у де­тей с ту­бе­роз­ным скле­ро­зом. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2023;(2):5-16
Хи­рур­ги­чес­кое ле­че­ние эпи­леп­сии у де­тей с фо­каль­ны­ми кор­ти­каль­ны­ми дис­пла­зи­ями цен­траль­ных из­ви­лин. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2023;(2):17-21
Ана­лиз пре­до­пе­ра­ци­он­ных фак­то­ров рис­ка де­ге­не­ра­тив­но­го за­бо­ле­ва­ния смеж­но­го сег­мен­та пос­ле вы­пол­не­ния тран­сфо­ра­ми­наль­но­го по­яс­нич­но­го спон­ди­ло­де­за. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2023;(2):48-55
Пре­дик­то­ры за­мед­лен­но­го те­че­ния ра­не­во­го про­цес­са у па­ци­ен­тов с из­бы­точ­ной мас­сой те­ла. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(2):42-46
Пан­кре­ато­ду­оде­наль­ная ре­зек­ция — ре­зуль­та­ты и пер­спек­ти­вы (двух­цен­тро­вое ис­сле­до­ва­ние). Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2023;(5):13-21
Вли­яние мо­че­вой кис­ло­ты на те­че­ние бо­ко­во­го ами­от­ро­фи­чес­ко­го скле­ро­за. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(5):177-180
Осо­бен­нос­ти хи­рур­ги­чес­ко­го ле­че­ния боль­ных COVID-19. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2023;(7):51-56
Опыт ис­поль­зо­ва­ния в ин­ди­ви­ду­аль­ных прог­рам­мах дви­га­тель­но­го вос­ста­нов­ле­ния рит­ми­чес­кой транскра­ни­аль­ной маг­нит­ной сти­му­ля­ции, экстра­кор­по­раль­ной удар­но-вол­но­вой те­ра­пии и бо­ту­ли­но­те­ра­пии у па­ци­ен­тов со спас­ти­чес­ким па­ре­зом ниж­ней ко­неч­нос­ти. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(7):118-123

Попытки изучения взаимосвязи морфологических особенностей ядер клеток рака предстательной железы (РПЖ) с прогнозом течения заболевания предпринимались многими исследователями. Так, в 1982 г. группа авторов во главе с D. Diamond [8, 9] опубликовала результаты кариометрии ацинарной аденокарциномы предстательной железы, предположив, что коэффициент округлости ядер в гистологических микропрепаратах является важным прогностическим показателем при местно-распространенных и метастатических формах заболевания.

В 1987 г. группа ученых во главе T. Eichenberger [10], изучая особенности ядер ацинарной аденокарциномы предстательной железы, пришла к выводу, что более точным прогностическим параметром при данном заболевании является коэффициент эллиптичности ядер клеток опухоли. Позже американскими исследователями из госпиталя Джона Хопкинса была предложена «морфометрическая система Хопкинса», включавшая в себя оценку 15 различных клинико-морфологических особенностей РПЖ, при этом наиболее важным параметром, по мнению разработчиков, является коэффициент эллиптичности ядра [14, 15].

Заслуживает внимания крупномасштабное исследование S. Vesalainen и соавт., опубликованное в 1995 г. [17]. В течение 13 лет ученые наблюдали группу из 325 больных РПЖ, которым проводилось гистологическое исследование опухоли с оценкой суммы Глисона, а также определение 10 различных морфометрических характеристик опухолевых клеток, в том числе средних значений площади, периметра и диаметра их ядер. В ходе исследования установлено, что морфометрия ядер клеток РПЖ является прогностически ценным методом только в стадии T1.

В 2002—2004 гг. J. Martinez-Jabaloyas и соавт. [12] показали, что средняя площадь ядер клеток ацинарной аденокарциномы предстательной железы является ценным параметром для выявления агрессивных форм заболевания. Кроме того, по мнению M. Maffini [11], комплексная оценка уровня экспрессии опухолевыми клетками протеина bcl-2, размера и плоидности ядер клеток РПЖ позволяет выявить группу пациентов с крайне неблагоприятными формами заболевания на ранней стадии.

В литературе представлены немногочисленные исследования, касающиеся прогностического значения морфометрии ядрышек (нуклеолометрии) при РПЖ. По нашему мнению, заслуживает внимания работа M. Tannenbaum и соавт. [16], проводивших нуклеолометрию опухолевых клеток на сканирующем электронном микроскопе. Исследователи выявили корреляцию между стадией РПЖ и площадью ядрышек. Так, при местно-распространенной форме заболевания площадь ядрышек клеток аденокарциномы предстательной железы находилась в диапазоне 0,82—3,4 мкм2. Опухоли с высоким потенциалом метастазирования характеризовались значительно большим размером ядрышек (в пределах 4,1—10 мкм2, в среднем 5,36 мкм2). Кроме того, R. Myers [13] подтвердил, что клинически агрессивный РПЖ морфологически характеризуется наличием значительно более крупных ядрышек опухолевых клеток по сравнению с таковыми при более благоприятных формах заболевания.

Опубликованные в литературе данные содержат недостаточно сведений в отношении морфометрических особенностей клеток РПЖ в группах с разными значениями суммы Глисона [6]. В связи с этим вопросы прогностической значимости морфометрических свойств клеток ацинарной аденокарциномы предстательной железы остаются актуальными [6, 7].

Целью работы явилось выявление различий морфометрических показателей ядер клеток ацинарной аденокарциномы предстательной железы на материале биопсий в группах разной степени злокачественности — 6, 7 и 8—10 по шкале Глисона.

Объектом исследования служили столбиковые биоптаты предстательной железы длиной 20 мм, полученные у 62 больных РПЖ в возрасте от 50 до 84 лет (средний возраст 67,7±9 лет) при трансректальной мультифокальной биопсии под контролем УЗИ. У всех больных имела место инвазивная ацинарная аденокарцинома, которая по шкале Глисона была классифицирована в три различные прогностические группы — «6», «7» и «8—10». В биоптатах от каждого больного проводились измерения длинного и короткого диаметров, площади и периметра ядер и ядрышек в 30 опухолевых клетках. Так, в группе с суммой Глисона 6 осуществлено 300 измерений ядер и ядрышек опухолевых клеток у 10 больных (объем выборки n=300). В группе с суммой Глисона 7 проведено 540 измерений ядер и ядрышек опухолевых клеток у 18 больных (n=540), и в группе 8—10 выполнено 1020 измерений на материале, полученном у 34 пациентов (n=1020).

Биоптаты фиксировали в нейтральном 10% формалине в течение 24 ч и заливали в парафин. Затем изготавливали стандартизованные по толщине срезы, которые окрашивали гематоксилином и эозином.

Кариометрические исследования проводили на микроскопе Carl Zeiss (модель Jenaval), оснащенном цифровой видеокамерой. Измерения длинного и короткого диаметров, площади и периметра ядер и ядрышек опухолевых клеток осуществляли при помощи компьютерного анализатора изображения ImageScope M (2008).

Оценку показателей и статистическую обработку [средние значения (M), стандартное отклонение (σ), проверка нулевой статистической гипотезы об отсутствии различий групп с применением U-критерия Манна—Уитни] проводили при помощи пакета программ Statistica 6.0 («StatSoft Inc.», США) [3]. Различия считали значимыми при p<0,01. Результаты измерений представлены в виде средней арифметической исследуемой группы и ее стандартного отклонения (M±σ) [2].

Данные кариометрии ацинарной аденокарциномы предстательной железы(табл. 1).

При сумме Глисона 6 длинный диаметр ядер составил 7,38±1,19 мкм, короткий — 5,67±0,99 мкм, площадь — 32,03±10,04 мкм2, периметр — 20,95±3,10 мкм. При сумме Глисона 7 длинный диаметр ядер составил 8,38±1,72 мкм, короткий — 6,45±1,33 мкм, площадь — 41,82±16,82 мкм2, периметр — 23,77±4,56 мкм. При сумме Глисона 8—10 длинный диаметр ядер составил 8,41±1,62 мкм, короткий — 6,39±1,21 мкм, площадь — 40,97±15,07 мкм2, периметр — 23,75±4,45 мкм. Различия кариометрических параметров (длинный и короткий диаметры, площадь и периметр ядер) в биоптатах статистически значимы при сравнении групп со значениями суммы Глисона «6 и 7», «6 и 8—10» (p<0,01). Различия статистически незначимы при сравнении групп «7 и 8—10» (p>0,05).

Данные нуклеолометрии ацинарной аденокарциномы предстательной железы(табл. 2).

При сумме Глисона 6 длинный диаметр ядрышек составил 1,71±0,54 мкм, короткий — 1,69±0,52 мкм, площадь — 2,41±1,41 мкм2, периметр — 5,38±1,69 мкм. При сумме Глисона 7 длинный диаметр ядрышек составил 2,01±0,66 мкм, короткий — 1,97±0,61 мкм, площадь — 3,33±2,15 мкм2, периметр — 6,30±2,04 мкм. При сумме Глисона 8—10 длинный диаметр ядрышек составил 2,27±0,78 мкм, короткий — 2,25±0,80 мкм, площадь — 4,37±3,23 мкм2, периметр — 7,16±2,41 мкм. Различия статистически значимы по всем нуклеолометрическим параметрам в биоптатах при сравнении групп со значениями суммы Глисона «6 и 7», «6 и 8—10», «7 и 8—10» (p<0,01).

Сумма Глисона является одним из наиболее важных прогностических критериев, определяющих степень агрессивности РПЖ на основе гистоархитектурных особенностей опухолевой ткани без учета морфологии опухолевых клеток [1]. Тем не менее при многих формах рака иной локализации микроскопические свойства опухолевых клеток и их ядер играют существенную роль в морфологическом определении степени злокачественности опухоли, что подразумевает различные варианты биологического и клинического течения онкологического процесса. Попытки изучения роли морфологических особенностей ядер аденокарциномы предстательной железы в плане прогноза опухолевого процесса предпринимались многими исследователями [8—14, 16, 17]. Сообщалось о взаимосвязи степени злокачественности РПЖ с различными морфометрическими характеристиками ядер и ядрышек опухолевых клеток, и этот вопрос в литературе освещен достаточно хорошо. Вместе с тем в доступной литературе недостаточно сведений в отношении морфометрических особенностей ядер клеток РПЖ в группах больных с разными значениями суммы Глисона [6].

Настоящие исследования свидетельствуют о наличии кариометрических различий клеток ацинарной аденокарциномы предстательной железы в разных прогностических группах больных с суммой Глисона 6, 7 и 8—10 на материале биопсий. Так, отмечены тенденции к увеличению длинного и короткого диаметров, площади и периметра ядер опухолевых клеток с увеличением суммы Глисона. Статистически значимые различия в биоптатах по морфометрическим характеристикам ядер выявлены между группами с суммой Глисона 6 и 7 (в группах «7» и «8—10» различия статистически незначимы). Также отмечены статистически достоверные различия в биоптатах по морфометрическим характеристикам ядрышек между группами с суммой 6 и 7, 7 и 8—10 (p<0,01).

Результаты исследования показали, что степень злокачественности инвазивной ацинарной аденокарциномы предстательной железы сопряжена с морфометрическими особенностями ядер опухолевых клеток. Морфометрические параметры ядрышек опухолевых клеток достаточно точно характеризовали степень злокачественности аденокарциномы при сравнительной оценке биоптатов предстательной железы у пациентов с суммой Глисона 6, 7 и 8—10.