Гиперплазия внутрипеченочных желчных протоков у ребенка с синдромом частичной трисомии длинного плеча 17-й хромосомы
Журнал: Архив патологии. 2018;80(2): 48‑51
Прочитано: 2867 раз
Как цитировать:
Синдром частичной трисомии длинного плеча 17-й хромосомы (17q) — редкое хромосомное заболевание с характерным фенотипом больных [1—5]. Впервые больной с частичной трисомией 17q описан M. Berberich и соавт. [4]. В литературе нам удалось найти описание 18 случаев трисомии 17q, причем ни в одном из них не отмечены пороки развития печени и желчевыводящих путей. В 82% случаев трисомия 17q связана со сбалансированными транслокациями хромосом у родителей и лишь в 8% случаев — с изменениями хромосом de novo [5]. Приводим свое наблюдение с углубленным исследованием печени.
Больной С., 1 мес 4 дня, первый плод из дихориальной, диамниотической двойни, от 3-й многоплодной беременности (экстракорпоральное оплодотворение, мужской фактор бесплодия), протекавшей с истмико-цервикальной недостаточностью (швы на шейке матки), первых своевременных родов при сроке 37 нед у матери в возрасте 38 лет. Предыдущие две беременности завершились медицинскими абортами. Структурных изменений хромосом у родителей не выявлено. При рождении масса тела ребенка 1100 г, длина 36 см, оценка по шкале Апгар 5/7 баллов, тяжелое состояние из-за симптомов сердечно-легочной недостаточности, нарушения функции центральной нервной системы. Второй плод: мальчик, масса тела при рождении 2800 г, оценка по шкале Апгар 8/8 баллов, здоров, выписан из родильного дома в удовлетворительном состоянии под наблюдение участкового педиатра.
С рождения у больного С. диагностированы множественные врожденные пороки развития с характерным фенотипом. Кариотипирование показало частичную трисомию 17q (кариотип: 46, XY dup (17)(q21q24) (рис. 1). 
На аутопсии: труп мальчика длиной 43 см, массой 1800 г, пониженного питания, с множественными стигмами дизэмбриогенеза (рис. 2), 

Гистологическое исследование, иммуногистохимическое исследование (ИГХИ) кусочков внутренних органов и печени проведено с фиксацией в нейтральном 10% формалине с последующей окраской срезов гематоксилином и эозином, пикрофуксином по ван Гизону, орсеином (для окрашивания эластических волокон) по стандартным методикам. В ИГХИ использовали первичные моноклональные антитела к Ki-67, общему цитокератину (CK-pan, clone AE1/AE3), HER-2/neu, виментину (Vim), CD34 (Ventana, Pathway Confirm), цитокератину 8 и 18 (CK 8 и 18), гладкомышечному актину (SMA), CD31 (Cell Marque). ИГХИ проведено в иммуностейнере Bench Mark Ultra Ventana согласно протоколам производителя.
Патолого-гистологическое исследование: печень полнокровная, отек интерстиция с неравномерно расширенными, фиброзированными портальными трактами (окраска пикрофуксином по ван Гизону положительная) со скудной лимфоцитарной инфильтрацией; в портальных трактах определяются гиперплазированные, беспорядочно расположенные, неравномерно расширенные желчные протоки (рис. 4); 
ИГХИ: индекс митотической активности по экспресии Ki-67 в гепатоцитах и клетках Купфера 5—10%, в клетках стромы портальных трактов около 2%, в эпителии гиперплазированных желчных протоков и эндотелии сосудов портальных трактов отрицательный. CK-pan, CK 8 и 18 — положительная внутрицитоплазматическая экспрессия в холангиоцитах гиперплазированных желчных протоков (рис. 5); 

У ребенка с частичной трисомией длинного плеча 17-й хромосомы (кариотип 46, XY dup (17)(q21q24), с неординарным анамнезом беременности и родов (первый плод из дихориальной диамниотической двойни, после экстракорпорального оплодотворения, второй плод здоров) наряду с типичными множественными врожденными пороками развития и стигмами дизэмбриогенеза, присущими данной хромосомной патологии, впервые выявлена врожденная аномалия билиарной системы со скрытым клиническим течением и манифестацией в виде гипербилирубинемии, и только лишь после оперативного вмешательства в зоне общего желчного протока и фатерова соска. Морфологическая диагностика данного состояния включала стандартное гистологическое исследование, а также ИГХИ с применением ограниченного набора антител, с положительной внутриплазматической экспрессией эпителием гиперплазированных желчных протоков СК-8, 18 и СК-pan, при отрицательном митотическом потенциале по экспрессии Ki-67 как в холангиоцитах, так в эндотелии перибилиарных сосудистых сплетений. Следует отметить, что в последние годы вопрос идиопатических гиперплазий внутрипеченочных желчных протоков вызывает интерес у клиницистов и морфологов. Так, по данным A. Sonzogni и соавт. [6], в исследованиях, проведенных в большой популяционной выборке, у 10% взрослых после биопсии печени в связи с персистирующими функциональными нарушениями, не связанными с вирусным гепатитом, выявлена гиперплазия внутрипеченочных желчных протоков. Таким образом, механизмы развития данного состояния, его клинические проявления, возможные последствия и исходы требуют дальнейшего изучения.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Сведения об авторах
Растольцев Константин Викторович — врач-патологоанатом; e-mail: rastoltsevkn@mail.ru; ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3695-110X
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.