Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Смирнова Е.А.

Бежанова С.Д.

ФГБУ «Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина» Минздрава России, Москва, Россия

Козлов Н.А.

отделение патоморфологии ФГБНУ «Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина», Москва, Россия

Букаева И.А.

ФГБУ «Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина» Минздрава России, Москва, Россия

Райхлин Н.Т.

ФГБУ «Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина» Минздрава России, Москва, Россия

Строганова А.М.

ФГБУ «Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина» Минздрава России, Москва, Россия

Сендерович А.И.

ФГБУ «Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина» Минздрава России, Москва, Россия

Почечно-клеточный рак, ассоциированный с Xp11-транслокацией гена

Авторы:

Смирнова Е.А., Бежанова С.Д., Козлов Н.А., Букаева И.А., Райхлин Н.Т., Строганова А.М., Сендерович А.И.

Подробнее об авторах

Журнал: Архив патологии. 2018;80(1): 58‑62

Просмотров: 1538

Загрузок: 41


Как цитировать:

Смирнова Е.А., Бежанова С.Д., Козлов Н.А., Букаева И.А., Райхлин Н.Т., Строганова А.М., Сендерович А.И. Почечно-клеточный рак, ассоциированный с Xp11-транслокацией гена. Архив патологии. 2018;80(1):58‑62.
Smirnova EA, Bezhanova SD, Kozlov NA, Bukaeva IA, Raikhlin NT, Stroganova AM, Senderovich AI. Renal cell carcinoma associated with Xp11 translocation involving the gene. Russian Journal of Archive of Pathology. 2018;80(1):58‑62. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/patol201880158-62

Рекомендуем статьи по данной теме:
Мик­рог­лан­ду­ляр­ный аде­ноз мо­лоч­ной же­ле­зы. Ар­хив па­то­ло­гии. 2023;(2):40-43
Внеш­ний кон­троль ка­чес­тва им­му­но­гис­то­хи­ми­чес­ких ис­сле­до­ва­ний в па­то­мор­фо­ло­гии: за­да­чи, проб­ле­мы, пу­ти ре­ше­ния, пер­спек­ти­вы раз­ви­тия. Ар­хив па­то­ло­гии. 2023;(2):48-52
Воз­мож­нос­ти оцен­ки ин­во­лю­ци­он­ных из­ме­не­ний ко­жи в эс­те­ти­чес­кой ме­ди­ци­не. Роль ультраз­ву­ко­вой ди­аг­нос­ти­ки. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(1):92-98
Срав­ни­тель­ная гис­то­мор­фо­ло­ги­чес­кая оцен­ка эф­фек­тив­нос­ти ком­би­ни­ро­ван­но­го вве­де­ния пре­па­ра­тов на ос­но­ве ста­би­ли­зи­ро­ван­ной ги­алу­ро­но­вой кис­ло­ты и гид­рок­си­апа­ти­та каль­ция. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(1):106-114
Хро­ни­чес­кий вер­хне­че­люс­тной ате­лек­таз, или син­дром мол­ча­ще­го си­ну­са. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2023;(1):60-65
Диаг­нос­ти­ка и ле­че­ние нев­ро­ло­ги­чес­ких оро­фа­ци­аль­ных бо­ле­вых син­дро­мов. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2023;(1):5-12
Экспрес­сия пар­валь­бу­ми­на в ГАД67-им­му­но­ре­ак­тив­ных ней­ро­нах про­ме­жу­точ­ной зо­ны груд­но­го спин­но­го моз­га у мы­шей C57BL/6 в ус­ло­ви­ях сен­сор­ной де­нер­ва­ции. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2023;(1):13-18
Спек­траль­ный ана­лиз ро­то­вой жид­кос­ти па­ци­ен­тов с хро­ни­чес­ки­ми фор­ма­ми на­ру­ше­ния моз­го­во­го кро­во­об­ра­ще­ния. Рос­сий­ская сто­ма­то­ло­гия. 2023;(1):3-6
Де­ся­ти­лет­ний опыт ди­аг­нос­ти­ки и ле­че­ния зак­ры­тых травм под­же­лу­доч­ной же­ле­зы. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2023;(2):34-38
Па­то­ло­гия эн­до­мет­рия и кли­ни­ко-ди­аг­нос­ти­чес­кое зна­че­ние гли­ко­де­ли­на. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2023;(2):53-62

Диагностика и лечение злокачественных новообразований почек является одной из важнейших задач современной медицины. Рак почки — неоднородная группа заболеваний, характеризующаяся морфологической, иммуногистохимической и молекулярно-генетической гетерогенностью. По данным ВОЗ, на 2012 г. рак почки в мире занимал по распространенности онкологических заболеваний у мужчин 9-е место (около 214 тыс. случаев), у женщин 14-е место (около 124 тыс. случаев). Число летальных исходов от рака почки на 2012 г. составило 143 тыс. случаев (91 тыс. среди мужчин, 52 тыс. среди женщин). В структуре смертности от онкологических заболеваний в мире рак почки находится на 16-м месте [1].

В 2016 г. была опубликована новая классификация опухолей урогенитальной системы ВОЗ [2], которая учитывает не только морфологические, но и молекулярно-генетические особенности опухоли, обусловливающие различное клиническое течение.

Помимо распространенных форм почечно-клеточного рака (ПКР), таких как светлоклеточный ПКР (65—70% всех раков почки), папиллярный ПКР (около 18,5%), хромофобный ПКР (5—7%), врачу-патологоанатому приходится сталкиваться и с редкими морфологическими вариантами этого заболевания, требующими особенно тщательного подхода к диагностике.

К редким формам относится группа ПКР с МiT-транслокацией (от 1,6 до 4% ПКР). Лишь около 50 случаев этой разновидности ПКР описаны в мировой литературе. Данная группа включает в себя карциномы с транслокацией в генах TFE-3 (ПКР, ассоциированный с транслокацией Хр11) и TFEB (ПКР с транслокацией t (6,11)). Этот вид рака встречается преимущественно у детей и молодых людей, и только единичные случаи описаны у лиц более старшего возраста. Ввиду относительной редкости данной нозологии и возраста пациента приводим описание клинического наблюдения ПКР, ассоциированного с Хр 11.2-транслокацией гена TFE3 у мужчины 53 лет.

Материал и методы

Гистологическое исследование выполнено на послеоперационном материале, фиксированном в 10% нейтральном формалине и залитым в парафин. Серийные срезы толщиной 3—5 мкм депарафинировали по стандартной схеме и окрашивали гематоксилином и эозином.

Для электронно-микроскопического исследования материал фиксировали в 2,5% глутаровом альдегиде по стандартной методике с последующей заливкой в эпоксидную смолу эпон-812. Ультратонкие и полутонкие срезы готовили на ультратоме LKB (Швеция). Полутонкие срезы окрашивали толуидиновым синим. Ультратонкие срезы контрастировали насыщенным раствором уранилацетата и цитратом свинца и изучали в электронном микроскопе JEM-1200 EX (II).

Иммуногистохимическое исследование проведено с антителами к ER, PR, TFE3, PAX8, CD10, HMB45, Melan A, AMACR, napsinA, TTF-1, E-cadherin, vimentin, CK7, VEGFR1, VEGFR2, нуклеофозмину (фирма «EPITOMICS», клон EP1848Y) и нуклеолину (фирма «EPITOMICS», клон EPR7952). Иммуногистохимическую реакцию с нуклеолином и нуклеофозмином оценивали как умеренную (++), высокую (+++) и очень высокую (++++). Количество клеток с разной интенсивностью реакции выражали в процентах.

Проведена FISH-реакция для оценки состояния гена TFE3 у данного пациента. В работе использовали флюоресцентную пробу ON TFE3 (Хр11) Break (Kreatech, The Netherlands). Анализ полученных результатов проводили с помощью флюоресцентного микроскопа Axioskop 2 Plus («Zeiss», Германия). Согласно дизайну пробы, проксимальная часть гена TFE3 (Хр11) окрашена зеленым цветом, дистальная — красным. В норме в клетке видны два слитых сигнала: красно-зеленый или желтый. При наличии транслокации в опухолевой клетке виден 1 красный, 1 зеленый и 1 слитый сигнал.

Результаты

Пациент мужчина 53 лет. Узел в правой почке диаметром 5 см; множественные метастазы в забрюшинных и средостенных лимфатических узлах, солитарный метастаз в полушарии мозжечка.

Объем оперативного вмешательства: правосторонняя нефрадреналэктомия, удаление забрюшинных лимфатических узлов. Стереотаксическое удаление солитарного метастаза в полушарии мозжечка.

Макроскопическое описание

Почка с паранефральной клетчаткой и опухолевым конгломератом из области ворот, размером 22×14×5,5 см. Паренхима нижней половины почки замещена разросшейся опухолевой тканью, диаметром 5 см, преимущественно белесого цвета с четкими границами, дольчатого вида, с кровоизлияниями и очагами некроза.

Микроскопическое описание:

Узел в почке имеет строение почечно-клеточного рака солидно-папиллярного строения с чередующимися светлоклеточными и эозинофильными элементами с выраженной ядерной атипией и высокой митотической активностью (36/10 РПЗ), с массивными очагами некроза (более 10%), инвазией паранефрия без прорастания в лоханку (рис. 1).

Рис. 1. Морфологическая картина при транслокационном раке. Новообразование почки солидно-папиллярного строения. Окраска гематоксилином и эозином, ×50.
В кровеносных сосудах опухолевые эмболы.

С целью уточнения диагноза и оценки прогностических параметров опухоли проведены электронно-микроскопическое, иммуногистохимическое, гистохимическое и молекулярно-генетическое исследования.

Электронно-микроскопическое исследование

В исследованном материале имеются солидные поля клеток полигональной формы, часть из которых образует папиллярные структуры. Ядра округлой формы с фестончатым контуром или с глубокими инвагинациями. В части клеток наблюдаются ранние признаки некроза: кариорексис, кариопикноз (рис. 2).

Рис. 2. Электронно-микроскопические признаки некроза опухолевых клеток. Ядра с неровными контурами; хроматин конденсирован по периферии кариоплазмы. В цитоплазме одних клеток определяются митохондрии и фрагменты цистерн гранулярного эндоплазматического ретикулума; в других — вакуоли, ×4000.
В остальных клетках хроматин распределяется по периферии кариоплазмы. В цитоплазме клеток с проявлением ядерных признаков некроза определяется большое количество вакуолей (плазмолиз) с единичными фрагментами коротких цистерн гранулярного эндоплазматического ретикулума, митохондрии, лизосомы (рис. 3).
Рис. 3. Электронно-микроскопическая картина в ядре опухолевой клетки. Ядерная мембрана образует глубокие инвагинации; хроматин в виде глыбок, разбросан по всей кариоплазме, ×8000.

В клетках, менее богатых хроматином, можно видеть весь набор обычных органелл с преобладанием митохондрий, выполняющих всю цитоплазму (рис. 4).

Рис. 4. Обилие митохондрий, выявленное при электронно-микроскопическом исследовании. Цитоплазма опухолевой клетки содержит большое количество митохондрий, ×6000.
На границе клеток встречаются десмосомоподобные контакты. Электронно-микроскопическая картина соответствует диагнозу почечно-клеточного рака с выраженными признаками некроза, что является морфологическим показателем неблагоприятного прогноза [3].

Иммуногистохимическое исследование:

В клетках опухоли выявлена экспрессия СD10, PAX8, выраженная ядерная экспрессия TFE3 (рис. 5).

Рис. 5. Экспрессия TFE3. Выраженная ядерная экспрессия TFE3 в клетках опухоли, ×100.

С остальными маркерами реакция в клетках опухоли отсутствует.

Кроме того, проведено исследование экспрессии ядрышковых белков нуклеофозмина и нуклеолина, определяющих клинические особенности опухоли: скорость пролиферации, темп роста, степень злокачественности, способность к инвазии и метастазированию.

В ядрах эозинофильных клеток папиллярных структур очень высокая экспрессия нуклеофозмина наблюдалась в 24,6%, высокая — в 56,1% и умеренная экспрессия — в 19,3%. В клетках этого компонента опухоли отмечалась выраженная транслокация нуклеофозмина в цитоплазму (рис. 6).

Рис. 6. Экспрессия нуклеофозмина в эозинофильном компоненте опухоли. Высокая экспрессия белка нуклеофозмина в ядрах опухолевых клеток. Транслокация белка в цитоплазму, ×400.

В светлоклеточном компоненте опухоли повышалась доля клеток с очень высокой экспрессией нуклеофозмина в ядрах, которая составляла 37,3%.

Высокая экспрессия наблюдалась в 60,5% клеток и умеренная экспрессия — в 2,2%.

Особенностью светлоклеточного компонента являлась выраженная экспрессия нуклеофозмина на плазматической мембране клеток (рис. 7).

Рис. 7. Экспрессия нуклеофозмина в светлоклеточном компоненте опухоли. Очень высокая экспрессия нуклеофозмина в ядрах опухолевых клеток. Выраженная экспрессия белка на плазматической мембране, ×400.
Высокая и умеренная экспрессия нуклеофозмина также определялась в ядрах и на плазматической мембране клеток опухолевых эмболов, сформированных преимущественно из светлоклеточных элементов (рис. 8).
Рис. 8. Опухолевые эмболы в кровеносных сосудах. Высокая и очень высокая экспрессия нуклеофозмина в ядрах опухолевых клеток и умеренная экспрессия белка на плазматической мембране, ×400.

При исследовании нуклеолина в ядрах эозинофильных клеток папиллярных структур очень высокая экспрессия зарегистрирована в 32,5% клеток, высокая — в 41,3% и умеренная — в 26,2%. Более высокие показатели экспрессии нуклеолина, как и при исследовании нуклеофозмина, зарегистрированы в ядрах клеток светлоклеточного компонента опухоли. Так, очень высокая экспрессия белка отмечена в 39,7%, высокая экспрессия — в 48,5% и умеренная — в 11,8%. Умеренная экспрессия нуклеолина также наблюдалась на плазматической мембране клеток этого компонента (рис. 9).

Рис. 9. Экспрессия нуклеолина в светлоклеточном компоненте опухоли. Очень высокая и высокая экспрессия нуклеолина в ядрах большинства опухолевых клеток; умеренная экспрессия белка на плазматической мембране, ×400.

Высокая экспрессия нуклеофозмина и нуклеолина, регистрируемая в ядрах опухолевых клеток (эозинофильного и светлоклеточного компонентов), свидетельствует об интенсивном биогенезе рибосом и активном синтезе белков, необходимых для роста опухоли, а также о высокой пролиферативной и антиапоптотической активности, реализуемой этими белками через разные механизмы [4].

Локализованные на плазматической мембране светлоклеточных компонентов нуклеофозмин и нуклеолин, являясь рецепторами многих лигандов, регулирующих опухолевый рост, усиливают миграционную активность клеток этого компонента, их инвазию и метастазирование. Активному росту и распространению светлоклеточного компонента опухоли может также способствовать его ускоренное гематогенное распространение.

Молекулярно-генетическое исследование:

Результаты FISH-реакции позволили выявить нарушения в области короткого плеча Х-хромосомы (Хр11.2), ассоциированной с транслокацией гена TFE3 (рис. 10)

Рис. 10. FISH-реакция. Транслокация гена TFE-3 представлена в виде двух раздельных сигналов зеленого и красного цвета (в норме должно присутствовать 2 слитных желтых сигнала).
[5]. Ген TFE3 кодирует транскрипционный фактор с основным доменом типа спираль—петля—спираль (Basis-helix-loop-helix — bHLH), который связан с IGHM энхансером 3. Кодированный белок стимулирует экспрессию генов, трансформирующего фактора роста бета (TGF-бета). Ген TFE3 может участвовать в хромосомных транслокациях при раке почек и других карциномах, приводя к образованию слитных белков. Партнеры по транслокации включают PRCC (1p21), NONO (Xq12), SFPQ (1p34), CLTC (17q23) и ASPSCR1 (17q25).

Обсуждение

Проведенное исследование почечно-клеточного рака, ассоциированного с Хр11-транслокацией гена TFE3, показало, что опухоль состоит из светлоклеточного и эозинофильного компонентов, в ядрах клеток которых отмечена высокая экспрессия нуклеофозмина и нуклеолина. При этом более высокие показатели зарегистрированы в клетках светлоклеточного компонента, свидетельствующие об их более интенсивной пролиферативной и антиапоптотической активности и соответственно более агрессивном характере.

Злокачественный потенциал светлоклеточного компонента опухоли усиливается мембранно-ассоциированными нуклеофозмином и нуклеолином, стимулирующими миграционную и инвазивную способность клеток этого компонента.

Описание данного случая с неоднозначной клинико-морфологической картиной может оказаться полезным для практикующего морфолога.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Бежанова Светлана Дмитриевна — аспирант отдела патологической анатомии опухолей человека НИИ клинической онкологии;
e-mail: dmitrownaja@gmail.com;
ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7336-9210

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.