Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Спираль жизни профессора А.П.Зильбера (к 90-летию со дня рождения патриарха критической и респираторной медицины)

Просмотров: 4093

Загрузок: 247

Как цитировать:

Спираль жизни профессора А.П.Зильбера (к 90-летию со дня рождения патриарха критической и респираторной медицины). Анестезиология и реаниматология. 2021;(1):91‑93.
Life spiral of A.P.Zilber (by the 90th anniversary of the patriarch of critical and respiratory medicine). Russian Journal of Anesthesiology and Reanimatology. 2021;(1):91‑93. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/anaesthesiology202101191

Поклон умеющим творить, Огонь познания несущим, Тем, кто хранит живую нить Между прошедшим и грядущим...

Е.М.Кунин

Анатолий Петрович Зильбер

Юбилеи настигают любого человека, и каждый относится к ним по-своему. Для Анатолия Петровича Зильбера это повод оглянуться назад и внимательнее посмотреть вперёд — что сделано, что нужно сделать в первую очередь, а что в следующую. И каждый раз выясняется, что сделано немало, а нужно сделать ещё больше и всё — в первую очередь.

С формальной точки зрения начало спирали жизни Анатолия Петровича было самое обычное. Родился в пятницу, 13 февраля 1931 г. в г.Запорожье. В 1941 г. его семья была вынуждена эвакуироваться в г.Ташкент, где наш герой изучал узбекский язык — и в школе, и, в основном, на улице. В 1948 г. после окончания с золотой медалью школы приехал в Ленинград поступать в Ленинградский политехнический институт, на факультет ядерной физики, но поступить удалось в первый медицинский.

В студенческие годы нашего студента интересовало всё, что было мало изучено — от вопросов биохимии до «прогульщиков» медицины, т.е. врачей-труэнтов. В 1954 г. сбывается мечта родителей А.П.Зильбера — он становится врачом и вооружённый «красным» дипломом, соответствующими знаниями и неуёмным желанием работать прибывает в г.Петрозаводск, ставший для него в прямом смысле постоянным местом жительства и работы. Главный врач медсанчасти судостроительного завода «Авангард» и — одновременно — хирург Республиканской больницы Карелии трудился, «мечтая постичь поскорей» секреты управления людьми и хитрости хирургического мастерства. Трудно сказать, каких бы высот он достиг, но в жизнь его вмешался господин Случай.

В 1957 г. в министерство здравоохранения Карелии совершенно случайно приблудилась путёвка с предложением учёбы по анестезиологии. Что это такое и как от этого «отбояриться», никто не знал, но главный терапевт министерства И.М.Менделеев предложил своему другу А.П.Зильберу съездить — дело это новое, может оказаться очень интересным. Цикл обучения под руководством В.Л.Ваневского длился целый месяц, по истечению которого всем обучавшимся были выданы документы о том, что имярек окончил соответствующий курс обучения и может самостоятельно работать анЭстезиологом (именно так была названа специальность в удостоверении об окончании курса).

15 мая 1957 г. врач новой специальности А.П.Зильбер приступил к исполнению обязанностей, которых ещё никто не знал, в республиканской больнице Карелии. Но приказом главного врача больницы Л.Т.Филимоновой врачу-анестезиологу А.П.Зильберу вменялось в обязанность обеспечить работу под общей анестезией врачей хирургических специальностей в шести операционных. Исполнение приказа было таким же нестандартным, как и сам приказ. Был объявлен конкурс на замещение вакантных должностей сестёр-анестезистов, организованы курсы их подготовки, и штат службы общей анестезии был довольно быстро укомплектован. Программа курсов предусматривала такую подготовку медсестёр, что они самостоятельно могли вести анестезию. Рабочее место врача-анестезиолога приказом не оговаривалось, но практически оно находилось на лестничной площадке — операционные располагались на двух этажах. По какому сигналу врач срывался с места и мчался в нужную операционную, никто (ни анестезиолог, ни анестезисты, ни хирурги) не рассказывал. Можно лишь предположить, что друзья с завода не забыли своего доктора и с техникой связи ему помогли.

Меньше чем через 2 года (7 марта 1959 г.) в больнице открывается новое отделение, но не анестезиологическое, как можно было бы ожидать, а интенсивной терапии, анестезии и реанимации (ИТАР). Пациентами отделения стали не только хирургические больные, но все, впавшие в критическое состояние, независимо от профиля заболевания. Это был совершенно новый тип отделения. Именно тогда и приобрёл новый заведующий привычку появляться в отделении что называется «ни свет ни заря» — в четвёртом часу утра, чтобы узнать о состоянии своих пациентов в самое опасное для них время суток. Эта привычка сохранилась у него на всю оставшуюся жизнь.

Спираль времени, между тем, раскручивалась с нарастающей скоростью, и одновременно с обыденной практической работой, особенностей которой ещё не знал никто, нужно было ответить на сотни «почему» и «как», всплывавшие неизвестно откуда. В результате исследований и поисков — кандидатская диссертация и первая монография «Операционное положение и обезболивание» (1961).

Ещё один стимул для работы — открытие медицинского факультета в составе Петрозаводского университета (1960). В 1962 г. в рамках кафедры общей хирургии доцент А.П.Зильбер начинает преподавание студентам новой дисциплины — анестезиологии. В 1966 г. появился самостоятельный курс анестезиологии — первый в учебном медвузе СССР, работавший по оригинальной, разработанной доцентом А.П.Зильбером программе и утверждённой ГУМУЗом СССР. Никакой другой программы обучения студентов этой дисциплине тогда ещё не было. В 1989 г. этот курс стал кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом последипломного образования, в 2009 г. — кафедрой критической и респираторной медицины.

Развитие службы привело к тому, что отделения ИТАР открываются не только в республиканских, но и в городских и районных лечебных учреждениях. Одновременно с этим идёт исследовательская работа. Становится ясно, что появилась самобытная карельская школа анестезиологии-реаниматологии. Состоявшийся в 1967 г. в Петрозаводске Первый Пленум Правления Всесоюзного общества анестезиологов-реаниматологов был своего рода актом признания роли этой школы и её руководителя в развитии этого раздела медицины в СССР.

И это всё спирали жизни нашего юбиляра, жизни, набиравшей обороты. Докторская диссертация и вторая монография — «Регионарные функции лёгких» — это следующий виток. Но поистине знаковым был выход в свет книги «Клиническая физиология в анестезиологии и реаниматологии». Это своеобразная библия для развивающегося анестезиолога-реаниматолога. Чтобы завладеть ею, прилагаются невероятные усилия, вплоть до пиратского копирования… В этой книге А.П.Зильбер проявил себя основоположником клинической физиологии как основы органных реакций на развивающуюся патологию.

Но особое внимание профессор уделяет системе дыхания. Это проявилось созданием серии книг, ставших основой респираторной медицины — очень важного, с точки зрения профессора, междисциплинарного раздела здравоохранения, проведением в 1985 г. в Петрозаводске объединённого пленума Правлений Всесоюзных обществ анестезиологов-реаниматологов и пульмонологов, организацией впервые в Советском Союзе отделения респираторной терапии как филиала отделения ИТАР (1989), в 2001 г. преобразованного в Республиканский респираторный центр. На базе этого Центра и курса респираторной медицины Петрозаводского государственного университета в 2006 г. был открыт Петрозаводский филиал Института пульмонологии РАМН — Федерального центра респираторной медицины и пульмонологии России. Научная и организационная продукция Респираторного центра Карелии неоднократно представлялась на зарубежных конгрессах и в России, где выдвигаемые идеи получили высокое признание. Под эгидой кафедры на базе Респираторного центра в Петрозаводске проводились Карельско-норвежские конференции по проблемам респираторной медицины с изданием трудов этих конференций.

Ещё один враг человечества, которому давно объявил войну профессор, это Боль. Боль с большой буквы. Боль не как следствие каких-то действий человека или развивающейся болезни, а как причина критического состояния, от которого человек может страдать годами, теряя работоспособность, возможность жить по-человечески. Фотография одной из скульптур Родена с названием «Боль» долгое время висела в кабинете профессора, напоминая о необходимости бороться с этим злом. В настоящее время курс алгологии при кафедре ведёт одна из учениц А.П.Зильбера доцент А.П.Спасова, и в рамках очередной октябрьской международной конференции «Школа Зильбера. Открытый форум» прошёл международный семинар по алгологии, участники которого получили сертификат Всемирной Федерации анестезиологических обществ.

Однако ищущая натура А.П.Зильбера не замыкается только на указанных проблемах. Ему этого мало. Вскоре он выдвигает концепцию медицины критических состояний (МКС) — раздела здравоохранения, ответственного за лечение больных, находящихся в критическом состоянии. Составными частями МКС называются анестезиология, интенсивная терапия, неотложная медицина (попросту — скорая помощь) и катастрофная медицина.

Оставаясь основоположником медицины критических состояний, Анатолий Петрович не замыкается на медицинских проблемах. Идея непрерывного образования как главного условия профессионального роста — одна из первых и главных. В 1964 г. начались ежегодные Петрозаводские семинары по актуальным проблемам медицины критических состояний. В 1964 г. это был первый в мире семинар по этой специальности. Сначала это были чисто карельские семинары, затем — с Всесоюзным, а потом и с международным участием, получившие хлёсткое прозвище «зильберятники». С 2011 г. они называются «Школа Зильбера. Открытый форум» и проходят в формате международных конференций, проводимых совместно с Комитетом по европейскому анестезиологическому образованию (СЕЕА) Европейского общества анестезиологии (ESA). Часть участников этих конференций получают сертификаты СЕЕА, позволяющие сдать экзамен на Европейский диплом анестезиолога. В работе семинаров участвуют врачи всех регионов России, СНГ, а также специалисты из различных стран мира (США, Словакия, Норвегия, Канада, Великобритания, Австрия, Пакистан и др.). Благодаря этим работающим ежегодно семинарам Петрозаводск среди коллег прослыл Меккой медицины критических состояний. В рамках этих конференций отмечается День анестезиолога, ставший международным и посвящённый дню проведения первого публичного эфирного наркоза Т. Мортоном 16 октября 1846 г. Главной темой этих празднеств становится юмор.

Подобного рода смешение серьёзных тем с юмором А.П.Зильбер считает очень важным в борьбе с синдромом профессионального выгорания. Эту же цель преследуют работы профессора по гуманитарному образованию врачей, основу которых составляют работы по медицинскому труэнтизму, т.е. плодотворному устремлению врачей к полезной творческой деятельности вне медицины. Это не только книги («Врачи-труэнты», СПб.: изд-во Арка, 2013; «Этюды медицинского труэнтизма» в 3 частях, Петрозаводск: изд-во ПетрГУ, 2012; «Гуманитарная культура и юмор в критической медицине. Петрозаводск: изд-во Скандинавия, 2017), это ещё ежемесячные публикации на сайте кафедры жизнеописаний четырёх врачей, родившихся в соответствующем месяце. Их врач-труэнт А.П.Зильбер ведёт в течение нескольких лет.

А.П.Зильберу принадлежит идея воссоздать кводлибет, т.е. диспут обо всём, который проводился в средневековых университетах как одна из основных форм образования. Но чтобы не «растекашеться мыслею по древу», тема была конкретизирована: «Взаимоотношения медицины и населения». И первый за 250 лет истории Европы кводлибет состоялся в Петрозаводском университете 23 апреля 2015 г. В нём участвовали более 600 человек. Видеотрансляция велась на весь Интернет. Выступали студенты, практические врачи Карелии, США, Австралии, преподаватели Петрозаводского университета и медицинских вузов Санкт-Петербурга и Армении. Кводлибетарием (т.е. председателем этого заседания) выступал, разумеется, профессор А.П.Зильбер. Результаты этого диспута нашли отражение в его монографии «Кводлибет» (Петрозаводск: изд-во Скандинавия, 2018).

Особое место в современной работе профессора занимают книги об образовании. Научно-техническая революция со сверхзвуковым ростом массива новой информации вообще и медицинской в частности требует соответствующего, креативного подхода к методике образования. Трудность же современного образования заключается в том, что масса новой информации базируется на фундаменте уже имеющихся знаний. Старые методики образования приведут к тому, что специалист получит высшее образование без среднего. Решить эту непростую задачу довольно трудно, но без этого развитие науки затормозится. Эти проблемы обсуждаются в книгах «Креативность медицинского образования» (Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014), «Парение, кипение и накипь в образовании» (Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2015). А книги «Медицинская этика, деонтология или утилитаризм?» (Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2015), «Гуманитарная и медицинская культура ведения умирающего больного» (Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2015) уникальны не только по своему содержанию, но и по своей направленности на повышение гуманитарной культуры медицинского — и не только медицинского! — образования.

Всего же из-под пера А.П.Зильбера вышло более 460 печатных работ, в том числе 50 монографий, из которых 3 переведены на иностранные языки. Эти работы — фундамент возведённых А.П.Зильбером зданий клинической физиологии и респираторной медицины. В них же обсуждаются проблемы совершенствования современного образования, значение повышения гуманитарного образования студентов, врачей и их учителей.

Профессор А. П. Зильбер ведет активную общественную работу. Он член Правления Федерации анестезиологов и реаниматологов России, член Правления Ассоциации анестезиологов и реаниматологов Северо-Запада России, член Правления Республиканской Ассоциации анестезиологов и реаниматологов Карелии, независимый эксперт конкурсной комиссии Министерства здравоохранения Республики Карелия, член лечебно-контрольной и центральной аттестационной комиссий Министерства здравоохранения РК, эксперт конкурсной комиссии Министерства здравоохранения Республики Карелия, сопредседатель Республиканского Этического комитета Карелии, созданного по его инициативе ещё в 1987 г., член редакционных советов журналов «Вестник интенсивной терапии», «Вестник анестезиологии и реаниматологии», «Анестезиология и реаниматология» (Россия), «Пульмонология и фтизиатрия» (Украина).

После прочтения всего вышесказанного может возникнуть вопрос: «Чем же занимается сейчас этот 90-летний старец?» Ответ будет довольно простой. Во-первых, он не старец, а умудрённый жизненным опытом пожилой человек. А во-вторых, то же, что и в предыдущие годы — работает. Те же, что и раньше, раннеутренние (или ночные?) приходы на кафедру для продуктивной работы — написания книг, создания лекций, изучения новейших публикаций в медицинской периодике. Даже всемирнопрóклятая пандемия не в силах отвлечь его от обычных занятий. Добавился лишь интерес к выполняемой его учениками борьбе за жизнь пострадавших от коронавируса, идейное и моральное участие в этой борьбе.

И сегодня отмечающий своё 90-летие профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Российской Академии медико-технических наук и Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Народный врач Республики Карелия, визитирующий профессор Гарвардского и Южно-Калифорнийского университетов (США), почётный профессор Хорезмского университета (Узбекистан), Почётный член Правления Федерации анестезиологов и реаниматологов РФ, Почётный член Федерации анестезиологов и реаниматологов РФ работает как и много десятилетий назад. Его рабочий день начинается не позднее 4-х часов утра, а заканчивается ближе к вечеру. Лекции для студентов и врачей в Петрозаводске, лекции для врачей и студентов в других городах, иногда одновременно в нескольких (да здравствует телемедицина!), консультации врачей по самым разным медицинским и этическим проблемам, работа над книгой о врачах-труэнтах — таков далеко не полный перечень ежедневных занятий юбиляра.

За вклад в развитие медицинской науки и практики России, повышение авторитета российской медицины в мире А.П.Зильбер награждён Орденами Дружбы (1998) и Почёта (2006), орденом Сампо (2019), орденом Гиппократа, медалями «За выдающиеся достижения в реаниматологии» (2004), «За укрепление авторитета Российской науки» (2007), «Золотой медалью А.Л.Чижевского за профессионализм и деловую репутацию» (2008), медалью Ломоносова (2012), золотым знаком «Ibi Victoria ubi Concordia» («Где согласие, там победа») (2012), Памятной медалью имени академика РАМН В.А.Неговского (2013). И это, пожалуй, уже не награды, а констатация факта активной работы в течение всей бьющей ключом жизни.

Главное же достижение профессора, вершина спирали — созданная им Петрозаводская школа критической и респираторной медицины живёт и работает. Подготовленные в этой школе специалисты высоко ценятся не только в России, но и за её пределами.

Поздравляя Анатолия Петровича со славным юбилеем, все его ученики и коллеги желают ему бодрости и здоровья для дальнейшей успешной работы во славу медицины критических состояний.

В.В.Мальцев, доцент ПетрГУ

Редакционная коллегия «Анестезиологии и реаниматологии» присоединяется к теплым поздравлениям!

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.