Гепарин-индуцированная тромбоцитопения — анализ проблемы в рамках многопрофильного стационара

Авторы:
  • Е. Л. Буланова
    ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва, Россия; ГБУЗ Москвы «Городская клиническая больница №52» Департамента здравоохранения Москвы, Москва, Россия
  • С. В. Дзюба
    ГБУЗ Москвы «Городская клиническая больница №52» Департамента здравоохранения Москвы, Москва, Россия
  • И. Б. Симарова
    ГБУЗ Москвы «Городская клиническая больница №52» Департамента здравоохранения Москвы, Москва, Россия
  • Д. В. Киселев
    ГБУЗ Москвы «Городская клиническая больница №52» Департамента здравоохранения Москвы, Москва, Россия
Журнал: Анестезиология и реаниматология. 2018;(5): 70-74
Просмотрено: 1038 Скачано: 222
Антикоагулянтная терапия — один из востребованных методов современной практики ведения больных в отделениях анестезиологии и реанимации. Одним из специфических осложнений применения препаратов гепарина является развитие гепарин-индуцированной тромбоцитопении (ГИТ). Цель исследования — анализ распространенности проблемы и эпидемиологии ГИТ в рамках многопрофильного стационара. Материал и методы. Анализ проведен на базе многопрофильного стационара ГБУЗ Москвы «Городская клиническая больница №52» ДЗМ. В исследование включены получающие препараты гепарина 13 пациентов, на основании изучения динамики числа тромбоцитов которых высказано предположение о наличии ГИТ. Верификацию диагноза гепарин-индуцированной тромбоцитопении осуществляли с помощью измерения количества суммарных антител к комплексу гепарин—тромбоцитарный фактор 4-го типа на анализаторе ACL-TOP 300 («IL Werfen», США) (антитела к ГИТ); диагностический критерий — содержание антител более 1,2 МЕ/мл. Результаты. В нашем исследовании частота встречаемости осложнения составила 0,05% от всех пациентов, получавших гепарины. Частота развития осложнения у женщин вдвое больше, чем у мужчин. Прогрессия тромботических осложнений в виде тромбоэмболии ветвей легочной артерии зафиксирована у одной пациентки. Артериальных тромбозов не отмечалось. В двух случаях имела место клиника геморрагических проявлений петехиального характера. Заключение. Относительная редкость данного осложнения заставляет любую неуточненную причину тромбоцитопении рассматривать в пользу развития ГИТ.
Ключевые слова:
  • гепарины
  • тромбоцитопения
  • гепарин-индуцированная тромбоцитопения

КАК ЦИТИРОВАТЬ:

Буланова Е.Л., Дзюба С.В., Симарова И.Б., Киселев Д.В. Гепарин-индуцированная тромбоцитопения — анализ проблемы в рамках многопрофильного стационара. Анестезиология и реаниматология. 2018;(5):70-74. https://doi.org/10.17116/anaesthesiology201805170

Список литературы:

  1. Weismann RE, Tobin RW. Arterial embolism occurring during systemic heparin therapy. AMA Arch Surg. 1958 Feb;76(2):219-225.
  2. Laster J, Elfrink R, Silver D. Reexposure to heparin of patients with heparin-associated antibodies. J Vasc Surg. 1989 May;9(5):677-681.
  3. Warkentin TE, Levine MN, Hirsh J, et al. Heparin-induced thrombocytopenia in patients treated with low-molecular-weight heparin or unfractionated heparin. N Engl J Med. 1995;332:1330-1335.
  4. Jang IK, Hursting MJ. When heparins promote thrombosis: review of heparin-induced thrombocytopenia. Circulation. 2005;111(20):2671-2683.
  5. Greinacher A, Warkentin TE. Heparin-induced thrombocytopenia. New York: N.Y: Marcel Dekker, 2004;627.
  6. Lewis BE. Argatroban anticoagulation in patients with heparin-induced thrombocytopenia. Arch Intern Med. 2003;163(15):1849-1856.
  7. Warkentin TE, Sheppard JA, Sigouin CS, et al. Gender imbalance and risk factor interaction in heparin-induced thrombocytopenia. Blood. 2006;108(9):2937-2941.
  8. Tutwiler V, Madeeva D, Ahn HS, et al. Platelet transactivation by monocytes promotes thrombosis in heparin-induced thrombocytopenia. Blood. 2016 Jan 28;127(4).
  9. Lee DH, Warkentin TE. Frequency of heparin-induced thrombocytopenia. In: Warkentin TE, Greinacher A. Heparin-induced Thrombocytopenia. 2nd ed. New York: Marcel Dekker Inc., 2001;87-121.
  10. Linkins LA, Dans AL, Moores LK, et al. Treatment and prevention of heparin-induced thrombocytopenia: Antithrombotic therapy and prevention of thrombosis. 9th ed. American College of Chest Physicians evidence-based clinical practice guidelines. Chest. 2012;141(2 suppl.):495-530.
  11. Lo GK, Juhl D, Warkentin TE, et al. Evaluation of pretest clinical score (4 T’s) for the diagnosis of heparin-induced thrombocytopenia in two clinical settings. J Thromb Haemost. 2006 Apr;4(4):759-765.
  12. Cuker A, Gimotty PA, Crowther MA, et al. Predictive value of the 4Ts scoring system for heparin-induced thrombocytopenia: a systematic review and meta-analysis. Blood. 2012;120:4160-4167.
  13. Demma LJ, Winkler AM, Levy JH. A diagnosis of heparin-induced thrombocytopenia with combined clinical and laboratory methods in cardiothoracic surgical intensive care unit patients. Anesth Analg. 2011 Oct;113(4):697-702.