Грудное вскармливание повышает риск передачи ВИЧ-1-инфекции от матери ребенку

Translated, with permission of the ACP—ASIM, from: "Risk for mother-to-child HIV-1 infection was increased by breast-feeding". ACP J Club 2000;133:99. Abstract of: Nduati R., John G., Mbori-Ngacha D., et al. Effect of breastfeeding and formula feeding on transmission of HIV-1. A randomized clinical trial. JAMA 2000;283:1167—74, and from the accompanying Commentary by S. King.


Цель

Выяснить, снижает ли замена грудного вскармливания искусственным частоту передачи вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-1) и смертность среди детей, родившихся у ВИЧ-1-инфицированных матерей.

Структура исследования

Рандомизированное (со скрытым отнесением участников испытания к той или иной группе) слепое (исследователям неизвестны промежуточные результаты) контролируемое испытание; продолжительность наблюдения — 2 года.

Клиническая база

4 акушерских клиники в Найроби, Кения.

Участники

425 ВИЧ-1-инфицированных беременных (средний возраст 23 года), которые проживали в Найроби и имели возможность пользоваться водопроводом (т.е. водой, прошедшей санитарную очистку). В окончательный анализ были включены данные о 424 (94%) парах, состоящих из матери и ребенка.

Вмешательство

212 матерей, инфицированных ВИЧ-1, кормили ребенка грудью, а 213 — искусственными смесями. В группе искусственного вскармливания женщинам рекомендовалось кормить ребенка из чашки, они должны были продемонстрировать патронажным медицинским сестрам правильность приготовления детского питания и кормления.

Критерии оценки

Заболеваемость детей ВИЧ-1-инфекцией и детская смертность в течение 2 лет (при анализе которой использовались кривые выживаемости Каплана—Мейера).

Основные результаты

Анализ проводили исходя из допущения, что все матери выполняли предписания исследователей. Через 24 мес кумулятивная вероятность инфицирования детей ВИЧ-1 в группе грудного вскармливания была выше, чем в группе искусственного вскармливания (р=0,001; см. таблицу). Это различие было статистически значимым в любых возрастных подгруппах детей; в возрасте 6 нед оно составляло 10,2% при 95% доверительном интервале от 3,1 до 17,3 (р=0,005). Через 24 мес детская смертность в обеих группах была практически одинаковой (р=0,30; см. таблицу); при этом смертность не различалась в любых возрастных подгруппах.

Вывод

При грудном вскармливании риск передачи ВИЧ-1-инфекции от матери к ребенку выше, чем при искусственном вскармливании; это различие достигает 10% через 6 нед после рождения. Однако способ вскармливания не влияет на уровень 2-летней смертности.

Источник финансирования: National Institutes of Health.

Адрес для корреспонденции: Dr. J. Kreiss, Box 359931, Harborview Medical Center, 325 Ninth Avenue, Seattle, WA 98104-2499, USA. FAX 206-731-2427.

tab_22.gif (9193 bytes)


Комментарий

Результаты исследования R. Nduati et al., проведенного в одном из беднейших регионов мира, где грудное вскармливание широко распространено, свидетельствуют о том, что такое вскармливание повышает риск передачи ВИЧ-1-инфекции от матери ребенку. Однако применять полученные результаты на практике не просто. Сами авторы отмечают, что основной проблемой следует считать недоступность искусственных смесей для детского питания. В группе искусственного вскармливания многие женщины перешли на кормление грудью. К дополнительным факторам, затрудняющим внедрение нового подхода в этих регионах, следует отнести традиционное осуждение женщин, которые отказываются от грудного вскармливания, удобство такого способа кормления детей, высокую стоимость искусственных смесей и возможное повышение уровня ранней детской смертности при отказе от грудного молока. Возможно, придется искать новые подходы, позволяющие снизить риск инфицирования новорожденных в условиях грудного вскармливания [1].

Один из таких подходов заключается в применении антиретровирусных препаратов в послеродовом периоде для профилактики передачи ВИЧ-1 от матери ребенку. В испытании, проведенном в Уганде, однократный прием невирапина назначался женщинам во время родов и новорожденным на 2-й или 3-й день жизни [2]. Практически все дети находились на грудном вскармливании; через 2 и 4 мес частота их инфицирования составила 11,9 и 13,1% соответственно.

Второй подход — определить, существует ли такой период, когда преимущества грудного вскармливания максимальны, а риск передачи ВИЧ-1 минимален. К сожалению, первые недели грудного вскармливания характеризуются как наибольшей пользой для ребенка, так и наиболее высоким риском инфицирования [3].

Третий подход заключается в выявлении факторов, способных снижать риск передачи ВИЧ-1 с молоком матери. Например, в одном из обсервационных исследований (549 новорожденных в Восточной Африке) частота передачи ВИЧ-1 в первые 3 мес жизни составляла 18,8% в группе искусственного вскармливания, 24,1% в группе смешанного вскармливания и 14,6% в группе грудного вскармливания [4]. Авторы выдвинули гипотезу о том, что исключение других способов кормления (кроме грудного) может снижать передачу ВИЧ-1 с молоком матери; однако это предположение еще следует проверить в ходе дальнейших исследований.

Susan King, MD

Hospital for Sick Children

Toronto, Ontario, Canada


Литература

1. De Cock K.M., Fowler M.G., Mercier E., et al. Prevention of mother-to-child HIV transmission in resource-poor countries: translating research into policy and practice. JAMA 2000;283:1175—82.

2. Guay L.A., Musoke P., Fleming T., et al. Intrapartum and neonatal single-dose nevirapine compared with zidovudine foe prevention of mother-to-child transmission of HIV-1 in Kampala, Uganda: HIVNET 012 randomised trial. Lancer 1999;354: 795—802.

3. Miotti P.G., Taha T.E., Kumwenda N.I., et al. HIV transmission through breastfeeding: a study in Malawi. JAMA 1999;282:744—9.

4. Coutsoudis A., Pillay K., Spooner E., Kuhn L., Coovadia H.M. Influence of infant-feeding patterns on early mother-to-child transmission of HIV-1 in Durban, South Africa: a prospective cohort study. South African Vitamin A Study Group. Lancet 1999;354:471—6.


Возврат к содержанию| Возврат на home page "Международного журнала медицинской практики"| Возврат на home page издательства "МедиаСфера"