При повышенном потреблении овощей и фруктов снижается риск развития ишемического инсульта

Translated, with permission of the ACP—ASIM, from: "Fruit and vegetable intake decreased risk for ischemic stroke". ACP J Club 2000;132:115. Abstract of: Joshipura K.J., Ascherio A., Manson J.E., et al. JAMA 1999;282:1233—9, and from the accompanying Commentary by G.J. Hankey.


Цель

Выяснить, как влияет потребление овощей и фруктов на риск развития ишемического инсульта (ИИ).

Структура исследования

Популяционное когортное исследование, проведенное в рамках более крупных исследований — Nurses' Health Study (продолжительность наблюдения 14 лет), в котором участвовали женщины (медицинские сестры), и Health Professionals' Follow-up Study (продолжительность наблюдения 8 лет), в котором участвовали мужчины из числа медицинских работников.

Клиническая база

Медицинские учреждения США.

Участники

121 700 участниц исследования Nurses' Health Study, которым в 1976 г. (начало наблюдения) исполнилось от 30 до 55 лет, и 51 529 участников исследования Health Professionals' Follow-up Study, которым в 1986 г. (начало наблюдения) исполнилось от 40 до 75 лет. Критерии исключения: отсутствие ответов на і10 вопросов о характере питания в анкете для женщин и і70 — в анкете для мужчин; слишком высокая или низкая общая энергетическая ценность потребляемой пищи (<2092 или >14 644 кДж для женщин и <3360 или >17 640 для мужчин); злокачественное новообразование, сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания в анамнезе. В анализ были включены данные о 75 596 участницах и 38 683 участниках.

Оценка факторов риска

В начале наблюдения, а затем каждые 2 года участникам посылали по почте анкеты, содержащие вопросы о качестве и количестве потребляемых пищевых продуктов. В зависимости от среднего потребления овощей, фруктов и приготовляемых из них блюд участники были разделены на квинтили. При минимальном потреблении овощей и фруктов относительный риск (ОР) развития ИИ был принят за 1,0. Вносились поправки на возраст; отношение к курению и алкоголю; наличие инфаркта миокарда у ближайших родственников; индекс массы тела; прием поливитаминов, витамина Е или аспирина; уровень физической активности; наличие артериальной гипертонии или гиперхолестеринемии; общую энергетическую ценность потребляемой пищи; заместительную гормональную терапию в постменопаузе.

Критерии оценки

Частота развития инсульта, подтвержденного путем слепой оценки записей в амбулаторных картах.

Основные результаты

За период наблюдения произошло 670 инсультов у женщин и 317 — у мужчин. Среди участников, потреблявших наибольшее количество овощей и фруктов (9,15 условных порций для мужчин и 10,15 для женщин) ОР развития ИИ составил 0,69 при 95% доверительном интервале (ДИ) от 0,52 до 0,92. Риск ИИ снижался при увеличении на 1 условную порцию суточного потребления любых овощей и фруктов (ОР=0,94 при 95% ДИ от 0,90 до 0,99; р=0,01), всех цитрусовых (ОР=0,81 при 95% ДИ от 0,68 до 0,96), соков из цитрусовых (ОР=0,75 при 95% ДИ от 0,61 до 0,93), овощей из семейства крестоцветных (ОР=0,68 при 95% ДИ от 0,49 до 0,94) и зеленых листовых овощей (ОР=0,79 при 95% ДИ от 0,62 до 0,99). Потребление бобов и картофеля не влияло на риск развития ИИ (ОР=1,09 при 95% ДИ от 0,47 до 2,51 и 1,21 при 95% ДИ от 0,89 до 1,64 соотв.).

Вывод

При повышенном потреблении овощей и фруктов, в особенности цитрусовых, соков из них, крестоцветных и зеленых листовых овощей, снижается риск ишемического инсульта.

Источники финансирования: National Institutes of Health and State of Florida Department of Citrus.

Адрес для корреспонденции: Dr. K.J. Joshipura, Department of Oral Health Policy and Epidemiology, Harvard School of Dental Medicine, 188 Longwood Avenue, Boston, MA 02115, USA. FAX 617-432-0047.


Комментарий

K.J. Joshipura et al. пришли к выводу, что у мужчин и женщин среднего возраста с увеличением потребления фруктов и овощей снижается риск развития ИИ.

Это согласуется с данными других исследований [1, 2], причем наблюдаемый эффект зависит от дозы и легко объясним с биологической точки зрения. Несмотря на это остается неясным, связано ли уменьшение частоты развития инсультов непосредственно с повышенным потреблением овощей и фруктов или с влиянием другого фактора, свойственного популяции с более высоким жизненным уровнем.

В данном исследовании повышенное потребление овощей и фруктов было связано с более здоровым образом жизни, а также с более пожилым возрастом и повышенным потреблением белка, злаковых, пищевых волокон, транс-изомеров ненасыщенных жирных кислот, насыщенных, полиненасыщенных жирных кислот и холестерина. Учет поведенческих факторов риска, характерных для определенного образа жизни, ослабил возможные связи наблюдаемого эффекта с этими факторами, но не позволил свести их на нет.

Проведенный анализ позволяет предположить, что между повышенным потреблением овощей и фруктов и снижением частоты развития ИИ существует связь, независимая от других факторов риска, включая пищевые и поведенческие, а также возрастные изменения сосудов. Вместе с тем причислить ее к причинно-следственным отношениям можно будет только после крупного рандомизированного слепого сравнения распространенности впервые развившегося ИИ на фоне приема 5 и Ј2 условных порций овощей и фруктов. Скорее всего для проведения такого исследования понадобятся тысячи участников, огромное количество овощей и фруктов, годы тщательного наблюдения и миллионы долларов США. Я считаю, что в наше время строгого контроля над расходованием бюджетных средств лучше всего принять на веру сделанные авторами выводы и рекомендовать потребление 4 или 5 условных порций овощей и фруктов в сутки в качестве одной из составляющих здорового образа жизни.

Graeme J. Hankey

Royal Perth Hospital and University of Western Australia

Perth, Western Australia, Australia


Литература

1. Gillman M.W., Cupples L.A., Gagnon D., et al. Protective effect of fruits and vegetables on development of stroke in men. JAMA 1995;273:1113—7.

2. Gaziano J.M., Manson J.E., Branch L.G., et al. A progressive study of consumption of carotenoids in fruits and vegetables and decreased cardiovascular mortality in the elderly. Ann Epidemiol 1995;5:255—60.


Возврат к содержанию| Возврат на home page "Международного журнала медицинской практики"| Возврат на home page издательства "МедиаСфера"