В системе материальных источников информации, используемой в доказывании, значительный объем занимают отражения функционально-динамических комплексов (ФДК) навыков, которыми обладает человек.
Известно, что ФДК навыков — это явление психофизической природы. Его сущность составляют навыки или системы навыков совершения определенных действий (осуществление деятельности). Научные основы и методы исследования ФДК являются содержанием частного криминалистического учения — учения о навыках [1]. Физиологической основой формирования навыков, образующих ФДК, является их условно-рефлекторный характер, выступающий в виде динамического стереотипа, под которым И.П. Павлов понимал «слаженную уравновешенную систему внутренних процессов», определяемую внешним стереотипом, системностью раздражителей [2]. Динамический стереотип обеспечивает одновременно устойчивость, гибкость и приспособляемость реакций человеческого организма на внешние факторы.
В течение жизни у человека вырабатывается огромное множество навыков, т.е. умений «выполнять целенаправленные действия, доведенные до автоматизма в результате сознательного многократного повторения одних и тех же движений или решения типовых задач в производственной или учебной деятельности» [3]. В качестве примеров приведем навыки ходьбы, письма, печатания на клавиатуре компьютера, шитья, вождения транспортного средства и, наконец (что для нас особенно интересно), навыки звучащей речи.
Теоретическое обоснование использования ФДК звучащей речи в задаче судебно-медицинской идентификации говорящего
Будучи материально отображенными в обстановке расследуемого события, ФДК навыков звучащей речи оказываются (говоря языком криминалистики) источниками криминалистической информации. Зафиксированная на звуковом носителе человеческая речь — источник богатейшей информации о личностных свойствах индивидуума: его культуре, логике изложения мысли, уровне развития устно-речевых навыков, анатомическом строении его речевого аппарата и др. Устно-речевые ФДК являются предметом рассмотрения не только криминалистической экспертизы звукозаписей (в том числе и задачи судебно-медицинской идентификации говорящего), но и предметом внимания судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертиз.
Речевые ФДК навыков — основное средство коммуникации человека. Несмотря на то что между устными и письменными речевыми коммуникативными ФДК навыков существует определенная корреляционная связь, каждая из этих подгрупп обладает автономностью, поскольку включает различные эффекторные блоки функциональных систем: в звучащей речи — это артикуляционный аппарат, в письменной, как правило, рука [4].
Устно-речевые ФДК — это основанные на навыках системы звукового выражения мысли с помощью артикуляционных движений. Они охватывают:
— во-первых, интеллектуальные и собственно речевые навыки, которые относятся к содержательной стороне речи (смысл, логика, синтаксис, лексика и др.);
— во-вторых, те навыки, которые относятся к технике речи, в частности, навыки, определяющие ее просодическую картину (в первую очередь, речевую мелодию, ударение, временные и тембральные характеристики и ритмическую структуру), а также такие фонетические компоненты звукопроизнесения, как фокус артикуляции гласных и согласных; примыкание согласный—гласный и гласный—согласный; степень напряженности согласных.
Из приведенного перечня видно, что вторая группа навыков отражает работу речевого аппарата человека.
Говоря о механизме формирования речевых навыков, важно учитывать тот факт, что ребенок овладевает артикуляцией родного языка бессознательно [5], т.е. формирование речи ребенка есть исходно неосознанный им процесс приобретения речевых навыков (ФДК навыков в терминологии криминалистической экспертизы). Приобретенные таким образом навыки характеризуются стабильностью, что позволяет рассматривать их в качестве устойчивых идентификационных признаков в обсуждаемой нами задаче судебно-медицинской идентификации личности говорящего.
По мере формирования и закрепления навыков (в том числе и навыков звучащей речи) достигается автоматизм действий, означающий отказ от осознанного выполнения их деталей. Физиологический механизм построения сложных двигательных актов (а именно такими актами и являются речевые акты), основанных на навыках и их автоматизме, раскрыт Н.А. Бернштейном [6]. Согласно его теории построения движений, формирование и осуществление двигательных актов строится на основе уровневого принципа, причем каждый физиологический уровень имеет свой анатомический субстрат (основу), свою афферентацию (передачу импульсов от рабочих органов к нервным центрам), свои функции. Основное их различие состоит в степени сознательной регуляции. С позиции этой теории сущность автоматизма заключается в передаче (по мере приобретения и закрепления соответствующих умений) функций вышележащего уровня нижележащему, более приспособленному для их выполнения.
Передавая технические функции нижележащим уровням, человек получает возможность сконцентрировать основное внимание на цели, результате действия, его более ответственных сторонах. Технические же компоненты навыка осуществляются автоматизированно, без активного участия сознания. Слаженная координированная работа всех уровней обеспечивает выполнение двигательного акта в целом. Фактически теория построения движений подтверждает правомерность рассмотрения задачи идентификации личности по голосу и звучащей речи как задачи аналитической кибернетики [7].
С точки зрения возможности их судебно-медицинского исследования, ФДК навыков звучащей речи обладают следующими существенными свойствами (качествами):
— индивидуальностью,
— динамической устойчивостью,
— избирательной изменчивостью,
— материальной отображаемостью.
Следует особо отметить, что судебно-медицинская идентификация личности по голосу и звучащей речи имеет определенную специфику, которая требует осознанного восприятия, без чего невозможно преодолеть некоторое предубеждение, возникающее у большинства судебно-медицинских экспертов при первом знакомстве с проблематикой этого вида идентификации.
К сожалению, звуковая волна, порождаемая речевыми органами, не запечатлевается автоматически сама собой в предметах объективной действительности, которые могли бы стать объектами криминалистического исследования (как это происходит, например, с дорожкой следов при ходьбе). По этой причине комплексы навыков звучащей речи и сопровождающие речь жестикуляция, мимика в обязательном порядке нуждаются в специальной фиксации, которая лишь в редких случаях имеет место в процессе совершения преступления. Если в вещную обстановку события была ранее включена звукозапись (а еще лучше видеозвукозапись), то соответствующие ФДК навыков отражаются в продуктах звуко- или видеозвукозаписи: фоно- или видеофонограммах, которые и становятся объектами экспертного исследования.
По этой причине в нашем случае следует говорить о фонодокументе: фоно- или видеофонограмме. В то же время указанные фонодокументы не являются результатом самофиксации, как это, например, имеет место в судебно-почерковедческой экспертизе.
В качестве специального объекта исследования в задаче судебно-медицинской идентификации личности говорящего выступают системы свойств голоса и речи (а не свойства трупа или костных останков, как это происходит обычно в задаче судебно-медицинской идентификации). Система информационных свойств ФДК речевых навыков отображается на носителе звуковой информации, выступающем в качестве вещественного доказательства в виде соответствующих признаков.
Каждый специальный объект исследования (в нашем случае это носитель с зафиксированной на нем звуковой информацией) обладает множеством свойств. В общем случае в качестве идентификационных выступают те свойства, которые отражают индивидуальность ФДК. Чтобы подчеркнуть их значимость для идентификации, эти свойства часто называют особенностями. Тогда идентификационными свойствами ФДК навыков следует считать особенности голоса и звучащей речи, походки, письменной речи, почерка, печатания на пишущей машинке или клавиатуре компьютера, работы на радиоключе и др.
Например, особенностями звучащей речи можно считать аудитивные (т.е. особенности, характерные для звучащего текста в целом: высота голоса, темп, тембр, выявляемые с помощью методов слухового анализа голоса и звучащей речи), лингвистические (т.е. особенности произношения и построения речи с точки зрения синтаксиса, лексики, стилистики, а также те особенности, при анализе которых необходимо разграничивать общелитературные, региональные и индивидуальные речевые компоненты) и, наконец, инструментальные (т.е. свойства голоса, характеризующие функционирование источника возбуждения речевого тракта, и свойства, отражающие мобильность артикуляторов и спектральные характеристики речи конкретного диктора, которые исследуются с помощью специализированных аппаратных или аппаратно-программных средств) группы свойств.
Для отображения речевых свойств в идентификационных признаках, а также для систематизации последних существенное значение имеет объем объекта исследования, отображающего ФДК навыков говорящего (в нашем случае это не только длительность самой звукозаписи, но и речи, зафиксированной на ней). Чем больше объем объекта, тем больше возможности отображения в нем свойств ФДК. Некоторые виды ФДК (в первую очередь комплексы лингвистической группы) могут быть средством идентификации личности лишь при условии достаточного их объема. Одновременно в случае ограниченного объема речевого материала возрастает роль признаков инструментальной группы, или группы акустических признаков.
Существенным обстоятельством для изучения закономерностей речевых свойств, отображаемых в идентификационных признаках, являются условия, в которых проходит отображение. Свойства навыков звучащей речи могут быть обычными и измененными. Измененность свойств обусловливается, как правило, необычной обстановкой реализации ФДК навыков. Свойства могут претерпевать трансформацию в момент реализации навыков (примером может служить речь в условиях шумов: в движущемся транспорте, на фоне громкой музыки и др.). Поэтому при исследовании таких свойств по соответствующим признакам следует учитывать возможность отображения в данных условиях свойств как в обычном их состоянии, так и в состоянии, трансформированном по различным причинам. Для идентификации говорящего важны как первые, так и вторые. Трансформация свойств голоса и звучащей речи поддается изучению и должна учитываться при исследовании реальных фонограмм.
Отметим, что отображение голосовых и речевых свойств индивидуума в их трансформированном состоянии представляет большой интерес и для решения задач экспертной диагностики, рассмотрение которых выходит за рамки данной статьи. Примером такой диагностической задачи может служить задача дифференциации спонтанной (т.е. заранее не подготовленной, осуществляемой говорящим в постоянно — иногда ежеминутно — меняющихся коммуникативных условиях) и подготовленной (отработанной задолго до ее произнесения) речи. Для решения этой задачи в криминалистической экспертизе звукозаписей (КЭЗ) разработана система диагностических признаков, использующая ФДК устно-речевых навыков.
При разработке систем признаков, ориентированных на решение типовых задач КЭЗ, помимо рассмотренных должны быть учтены и другие критерии, существенные в деятельностном (гносеологическом, информационном, логическом, психологическом и др.) аспекте исследования. Указанные критерии можно очертить следующим образом:
— информативность признаков, их значимость для решения типовой задачи экспертизы;
— возможность и степень наблюдаемости признаков;
— возможность и виды формализации признаков;
— порядок опосредованного изучения признаков;
— новизна разработки признаков и признаковых систем.
Во всех случаях независимо от формы и способа деления признаки лишь отражают индивидуальность свойств ФДК навыков человека и тем самым оказываются источниками криминалистической информации о личности говорящего.
Практическая реализация
Теоретические положения, изложенные в предыдущем разделе, были реализованы в многочисленных экспертных исследованиях, в которых показали свою фундаментальность и большую объяснительную силу.
Заключение
Важно отметить, что в силу своей интегральной природы ФДК навыков звучащей речи являются материальным отражением концепции «стыка» — в них проявляется тесная взаимосвязь юридических, перцептивных, акустических и медицинских аспектов судебно-медицинской идентификации личности говорящего. В заключении эксперта данная концепция реализуется в виде синтезирующей части, в которой сводятся воедино результаты аудитивной, лингвистической, инструментальной частей комплексного идентификационного исследования и устанавливается индивидуально-конкретное тождество или различие между голосом и речью фигуранта экспертизы на исходной записи и голосом и речью подозреваемого на фонограмме-образце.