Авраамова О.Г.

Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Минздрава РФ, Москва

Кулаженко Т.В.

Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Минздрава РФ, Москва

Габитова К.Ф.

Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Минздрава РФ, Москва, Россия

Динамика стоматологической заболеваемости детей при реализации программы профилактики в условиях школьного стоматологического кабинета

Авторы:

Авраамова О.Г., Кулаженко Т.В., Габитова К.Ф.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2016;95(2): 34‑36

Просмотров: 1005

Загрузок: 33


Как цитировать:

Авраамова О.Г., Кулаженко Т.В., Габитова К.Ф. Динамика стоматологической заболеваемости детей при реализации программы профилактики в условиях школьного стоматологического кабинета. Стоматология. 2016;95(2):34‑36.
Avraamova OG, Kulazhenko TV, Gabitova KF. Dynamics of tooth decay prevalence in children receiving long-term preventive program in school dental facilities. Stomatology. 2016;95(2):34‑36. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat201695234-36

Рекомендуем статьи по данной теме:
Эпи­де­ми­оло­ги­чес­кие по­ка­за­те­ли сто­ма­то­ло­ги­чес­ко­го здо­ровья жи­те­лей Юр­гин­ско­го ра­йо­на Тю­мен­ской об­лас­ти. Рос­сий­ская сто­ма­то­ло­гия. 2024;(3):35-39
Ме­то­ды эко­но­ми­чес­кой оцен­ки эф­фек­тив­нос­ти ле­че­ния эн­до­вас­ку­ляр­но­го зак­ры­тия от­кры­то­го оваль­но­го ок­на для вто­рич­ной про­фи­лак­ти­ки крип­то­ген­но­го ин­суль­та. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):105-110
Ис­кусствен­ный ин­тел­лект в дер­ма­то­ло­гии: воз­мож­нос­ти и пер­спек­ти­вы. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(3):246-252
О но­вых воз­мож­нос­тях оп­ти­ми­за­ции пос­то­пе­ра­ци­он­но­го пе­ри­ода при тон­зил­лэк­то­мии. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(4):14-19
Раз­ра­бот­ка и ис­сле­до­ва­ние бе­зо­пас­нос­ти сплин­та для сред­ней но­со­вой ра­ко­ви­ны, из­го­тов­лен­но­го с ис­поль­зо­ва­ни­ем 3D-пе­ча­ти. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(4):30-36
Ком­би­ни­ро­ван­ная ораль­ная кон­тра­цеп­ция и мо­лоч­ная же­ле­за. Гра­ни ис­ти­ны. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(4):101-105
Ме­то­ды прог­но­зи­ро­ва­ния рис­ков раз­ви­тия, те­че­ния и ре­ци­ди­вов рег­ма­то­ген­ной от­слой­ки сет­чат­ки. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(4):92-97
Мно­го­уров­не­вый ана­лиз струк­ту­ры за­бо­ле­ва­емос­ти спортсме­нов и пу­ти сни­же­ния рис­ков для здо­ровья. Вос­ста­но­ви­тель­ные би­отех­но­ло­гии, про­фи­лак­ти­чес­кая, циф­ро­вая и пре­дик­тив­ная ме­ди­ци­на. 2024;(3):33-45
Сов­ре­мен­ные на­уч­ные и прак­ти­чес­кие под­хо­ды к по­ис­ку би­омар­ке­ров ста­ре­ния. Вос­ста­но­ви­тель­ные би­отех­но­ло­гии, про­фи­лак­ти­чес­кая, циф­ро­вая и пре­дик­тив­ная ме­ди­ци­на. 2024;(3):46-52
Выяв­ле­ние по­вы­шен­ной мас­сы те­ла и по­ве­ден­чес­ких фак­то­ров рис­ка ее раз­ви­тия в рам­ках дис­пан­се­ри­за­ции. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(9):37-43

На протяжении всего периода развития отечественной стоматологии проблема организации лечебно-профилактической помощи школьникам являлась предметом научных исследований и заботой организаторов здравоохранения [1—3]. Школьный стоматологический кабинет — структурное подразделение стоматологической службы, которое может функционировать в системе либо лечебно-профилактического учреждения, либо ведомственных организаций [4, 7, 8]. Сегодня это — единственно возможная форма оказания стоматологической помощи детям, которая позволяет внедрить групповые и индивидуальные методы профилактики стоматологических заболеваний на протяжении 9—11 лет учебы. Школьная стоматология дает возможность обследования, выявления факторов риска развития стоматологических заболеваний и проведения лечебно-профилактических мероприятий [4—6]. Вместе с тем, как показали отдельные исследования [3, 8], эффективность программ профилактики (ПП), реализуемых в клинически однородных группах детей по одинаковой методике, далеко не всегда одинакова.

Поэтому мы поставили перед собой цель проследить динамику стоматологической заболеваемости у детей в клинически однородных группах с учетом длительности осуществления ПП в условиях школьного стоматологического кабинета.

Материал и методы

Нами была разработана и реализовывалась на протяжении 5 лет ПП основных стоматологических заболеваний у учащихся средней общеобразовательной школы № 137 ЮЗАО Москвы. Лечебно-профилактические мероприятия осуществлялись в условиях школьного стоматологического кабинета с участием гигиениста стоматологического. Программа включала в себя обучение детей гигиене полости рта (ПР) [4, 6], санитарно-просветительскую работу с детьми, родителями и педагогами, проведение уроков здоровья с детьми по специально разработанной схеме для всех возрастных групп. Проводились также эпидемиологическое обследование, определение факторов риска развития заболеваний, осуществлялись индивидуальные методы профилактики: контролируемая чистка зубов; герметизация фисссур; покрытие зубов фторидсодержащим лаком; профессиональная гигиена рта; профилактика зубочелюстных аномалий. В процессе контроля качества гигиены рта школьников обучали пользоваться дополнительными средствами гигиены — флоссами, монопучковыми щетками, ирригаторами.

Лечебно-профилактической помощью были охвачены ученики всех классов на протяжении учебного времени с 2008 по 2012 г. До проведения ПП ученики школы № 137 не участвовали в других программах профилактики, лечебную стоматологическую помощь получали в детских стоматологических учреждениях при обращении в них. Несмотря на то что запланированные мероприятия проводились среди всех школьников, ниже представлены результаты наблюдения за учащимися, у которых не было выявлено соматической патологии и зубочелюстных аномалий, что обеспечивало однородность клинических групп.

Стоматологический статус оценивали по уровню гигиены ПР с использованием индекса OHI-S Грина—Вермиллиона (J. Green, J. Vermillion, 1964). Для оценки распространенности и интенсивности кариеса зубов использовали рекомендации ВОЗ (1997). Распространенность кариеса (%) определяли как отношение числа детей с теми или иными проявлениями кариеса зубов к общему числу осмотренных детей; интенсивность кариеса определяли по индексу КПУ.

Результаты исследования обрабатывали с помощью методов математической статистики, используя пакет прикладных программ для Windows 2003-ХР Statistica 6.0. Определяли частоту (%), среднее арифметическое (М), среднюю ошибку (m). Достоверность различий оценивали по t-критерию Стьюдента. Различия считали достоверным при р<0,05.

Результаты и обсуждение

Были проанализированы показатели состояния гигиены ПР, распространенности и интенсивности (КПУ) кариеса у практически здоровых детей 7—12 лет (172 человека) с учетом длительности осуществления у них ПП. В каждой возрастной группе было по 35—38 человек (табл. 1).

Таблица 1. Динамика индексов гигиены (OHI-S) и КПУ у детей 7—12 лет в зависимости от длительности проведения ПП (M±m) Примечание.  — значения КПУ 12-летних детей после разных сроков участия в ПП.

Как видно из показателей табл. 1, состояние гигиены ПР при первичном осмотре во всех возрастных группах было неудовлетворительным. Достоверных различий в показателях гигиенического индекса (р>0,05) не зафиксировано. Участие детей в ПП значительно повысило уровень гигиены ПР по сравнению с исходным (в 2,5—3,0 раза). Это, прежде всего, свидетельствует о высокой эффективности контролируемой гигиены ПР и мотивационного воздействия как со стороны медицинского персонала, так и со стороны педагогов и родителей. При этом наиболее существенные изменения показателей произошли после 1-го года проведения профилактических мероприятий независимо от возраста детей. К концу наблюдения у детей, находившихся под активным контролем и наблюдением более 2 лет, был зафиксирован высокий уровень гигиенического состояния ПР (0,50—0,51±0,12).

Что касается интенсивности кариеса, то отмечено, что снижение его прироста прямо пропорционально длительности участия школьников в ПП и уровню гигиены рта. Редукция прироста кариеса через 1 год составила 64,4%, через 2 года — 66,7%, через 3 года — 79,0%, через 4 года — 63,2%, через 5 лет — 79,2%. Снижение показателей редукции прироста кариеса через 4 года следует объяснить ослаблением внимания отдельных детей (пропуски школы по болезни) к осуществлению индивидуальной гигиены.

Анализируя показатели распространенности кариеса, следует отметить, что число детей с интактной ПР в 1-м классе составляло 32,28%. В группе 12-летних детей, не участвовавших до этого в ПП, этот показатель был значительно ниже — 10,28% (табл. 2). Проведение профилактики даже в течение 1 года (с 11 до 12 лет) позволило увеличить число здоровых детей на 8%, а перманентное осуществление лечебно-профилактических мероприятий в течение 5 лет обеспечило сохранение стоматологического здоровья у 27,57% учащихся.

Таблица 2. Число здоровых детей (с интактными зубами) 12 лет на разных этапах программы; %

Однако наибольший интерес представляет анализ результатов 5-летнего динамического наблюдения за детьми 7—12 лет. Руководствуясь данными клинического обследования, мы выделили три группы лиц с разным уровнем интенсивности кариеса: дети, не имеющие пораженных кариесом зубов; дети с 1—3 кариозными зубами и дети, имеющие кариес в 4 и более зубах (табл. 3). Прежде всего следует отметить, что у 27,59% детей на протяжении всего срока наблюдения зубы оставались неповрежденными. Около 70% детей имели средний уровень интенсивности кариеса согласно критериям ВОЗ. Проведение профилактических мероприятий, позволивших добиться высокого гигиенического статуса, дало возможность в большинстве случаев предотвратить возрастное нарастание заболеваемости.

Таблица 3. Распределение детей 7—12 лет по уровням интенсивности кариеса (КПУ) в течение 5 лет осуществления ПП; %

Таким образом, наши наблюдения показывают, что целенаправленное, планомерное проведение лечебно-профилактических мероприятий в условиях школьного стоматологического кабинета с самого начала пребывания ребенка в школе позволяет снизить прирост интенсивности кариеса на 46—53% и стабилизировать распространенность наиболее тяжелых проявлений кариозного процесса. Вместе с тем анализ результатов на индивидуальном уровне в 17—21% случаев свидетельствует о неоднородности полученных результатов при одинаковых условиях осуществления программы. Это диктует необходимость более углубленного изучения процессов, протекающих в формирующемся организме ребенка вообще и в ПР, с применением индивидуализированного комплекса клинико-лабораторных методов. Перспективную значимость приобретают ранняя диагностика и лечение начальных форм кариеса в виде очаговой деминерализации, особенно у детей, склонных к интенсивному развитию кариозного процесса. Поэтому оптимизация деятельности детского стоматолога и гигиениста стоматологического в условиях школьного стоматологического кабинета является необходимым условием повышения эффективности профилактики кариеса.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.