Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Алямовский В.В.

ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России, Россия

Дуж А.Н.

ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России, Россия

Соколова О.Р.

ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России, Россия

Оценка уровня эмпатии врачей-интернов специальности «Стоматология»

Авторы:

Алямовский В.В., Дуж А.Н., Соколова О.Р.

Подробнее об авторах

Журнал: Российская стоматология. 2016;9(1): 71‑71

Просмотров: 1684

Загрузок: 30

Как цитировать:

Алямовский В.В., Дуж А.Н., Соколова О.Р. Оценка уровня эмпатии врачей-интернов специальности «Стоматология». Российская стоматология. 2016;9(1):71‑71.
Aljamovskij VV, Duzh AN, Sokolova OR. . Russian Journal of Stomatology. 2016;9(1):71‑71. (In Russ.)

Термин «эмпатия» пришел в научную психологию из философии и получил распространение в первом десятилетии прошлого века. Словом «эмпатия» Э. Титченер перевел немецкое слово «Einfuhlung» «вчувствоваться в…», которым в своей концепции эстетического воспитания Т. Липпс описывал процесс понимания произведений искусства, объектов природы, а позже и человека. Слово «эмпатейя» существовало еще в древнегреческой философии и трактовалось как духовная объективная общность всех вещей, в силу которой люди сочувствуют друг другу, и переживание человеком своего единства с природой [1]. Одно из первых научных определений термина «эмпатия» было сделано З. Фрейдом, который утверждал, что психоаналитику для осуществления эффективной работы с пациентом необходимо учитывать его эмоциональное состояние: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным» [2]. В медицине эмпатией часто называют то, что в психологии называется «эмпатическим слушанием»: понимание эмоционального состояния другого человека и демонстрацию этого понимания. Например, при опросе пациента врачом проявление эмпатии означает, во-первых, понимание слов, чувств и жестов пациента, а во-вторых, такое проявление этого понимания, что пациенту становится ясно, что врач осознает его переживания. Таким образом, акцент делается на объективной стороне процесса, а обладание навыком эмпатии означает способность собрать информацию о мыслях и чувствах пациента. Цель такого эмпатического слушания — дать понять пациенту, что его слушают, и поощрить его к более полному выражению чувств, позволив врачу, в свою очередь, составить более полное представление о проблеме пациента, о состоянии здоровья пациента. Развитая способность к эмпатии понимается как устойчивое личностное свойство, являющееся одним из ведущих профессиональных качеств врача, оказывающих решающее влияние на коммуникативную сферу в системе «врач—больной» [3, 4].

В доступной литературе вопросам эмпатии врачей-стоматологов посвящены единичные работы [5—7]. Данные литературы свидетельствуют о низком уровне эмпатии как у студентов-стоматологов, которым рекомендуются игры и упражнения, стимулирующие развитие механизма эмпатии, более длительный контакт с детьми в рамках обучающих программ [6], так и у врачей-стоматологов в возрасте старше 50 лет с гипертонической болезнью, у которых отмечено снижение эмпатии и сострадания к другим людям [7]. Несмотря на высокий уровень профессионализма российских врачей, ненормированная загруженность врачей и низкая оплата труда привели к снижению эффективности лечебного процесса, снижению эмпатии и стрессоустойчивости, профессиональному выгоранию у врачей [8].

Цель исследования — определение уровня эмпатии врачей интернов-стоматологов.

Материал и методы. В исследовании принимали участие 46 интернов, проходивших обучение в на базе клиники-кафедры стоматологии ИПО КрасГМУ по специальности «Стоматология общей практики». Возраст участников исследования — от 21 до 30 лет. Средний возраст в группе — 22,80±0,21 года. Из них мужчины — 18 (39,1%), женщин — 28 (60,9%). Для определения уровня эмпатии была использована методика В.В. Бойко «Диагностика уровня эмпатических способностей», представляющая собой тест-опросник из 36 суждений, на которые респонденту предлагается ответить положительно (согласиться) или отрицательно (не согласиться). Методика позволяет кроме суммарного, выявить и отдельные показатели эмпатии: рациональный канал; эмоциональный канал; интуитивный канал; установки, способствующие эмпатии; проникающая способность в эмпатии; идентификация в эмпатии. Интерпретация результатов исследования эмпатии производилась в соответствии с трактовкой автора методики [9]. Для обработки полученных данных использовалась программа SPSS Statistics 19.0. В качестве методов математической обработки применялась описательная статистика.

Результаты. У врачей-стоматологов-интернов в исследуемой группе среднее значение суммарного показателя уровня эмпатии составило 16,70±0,53 баллов, при минимальном значении — 7 и максимальном — 24, что в соответствии с нормами теста по методике В.В. Бойко трактуется как «заниженный» уровень эмпатии. Суммарный показатель теоретически может быть в пределах от 0 до 36 баллов. Очень низкий уровень эмпатии был установлен у 26,1% (менее 14 баллов) респондентов; заниженный — у 63,0% (15—21 баллов); средний — у 10,9% (22—29 баллов). Очень высокий уровень эмпатии (30 баллов и выше) не выявлен ни у одного респондента. Среднее значение уровня эмпатии в подгруппе мужчин ниже, чем в подгруппе женщин: 16,17±1,07 (минимальное значение — 7, максимальное — 23) и 17,04±0,52 (минимальное значение — 12, максимальное — 24) баллов соответственно. Известно, что эмпатия сильнее развита у женщин, чем у мужчин [3], это подтвердило и наше исследование. Помимо общей суммарной оценки уровня эмпатии мы анализировали показатели отдельных шкал в целях выявления качественной значимости каждого канала в структуре эмпатии для более точной интерпретации результатов исследования. Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного суммарного показателя уровня эмпатии. По данной методике в структуре эмпатии различают 6 шкал (тенденций): рациональный канал; эмоциональный канал; интуитивный канал; установки, способствующие эмпатии; проникающая способность; идентификация в эмпатии. Оценки по каждой шкале могут варьировать от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии. Наибольшее значение среднего показателя по исследуемым шкалам было зафиксировано по проникающей способности — 3,59±0,21 балла. Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Проникающая способность была более выражена в подгруппе женщин, показатель составил 3,89±0,24 балла, в подгруппе мужчин — 3,11±0,36 балла. Расслабление партнера по коммуникации содействует эмпатии, а атмосфера напряженности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению. Наименьший показатель среднего значения по исследуемым шкалам был зарегистрирован по интуитивному каналу эмпатии — 1,80±0,18 балла. Интуитивный канал эмпатии свидетельствует о способности врача видеть поведение пациента и действовать в условиях нехватки объективной информации, опираясь на имеющийся предыдущий опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции формируются различные сведения о пациенте, которые менее зависят от стереотипов, чем осмысленное понимание собеседника. Близкие значения средних показателей продемонстрировали каналы: идентификация, рациональный и эмоциональный каналы шкалы эмпатии и установки, способствующие эмпатии. Значение среднего показателя по шкале Идентификация составила в группе 3,04±0,19 балла, в подгруппе мужчин и женщин 2,89±0,34 и 3,14±0,24, соответственно. Идентификация — это умение понять больного на основе сопереживаний, постановки себя на его место. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию. Рациональный канал эмпатии — среднее значение в группе 2,54±0,18 балла, более выражен в подгруппе мужчин — 2,89±0,33, чем женщин — 2,32±0,20. Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность другого человека — на его состояние, проблемы, поведение. В рациональном компоненте эмпатии нет логики или мотивационного интереса к другому, это спонтанный интерес. Среднее значение эмоционального канала эмпатии в группе составило — 2,87±0,21 балла. Эмоциональный канал эмпатии, напротив, был более выражен у женщин: среднее значение в подгруппах мужчины—женщины 2,39±0,26 и 3,18±0,24 балла соответственно. Эмоциональный канал эмпатии фиксирует способность врача входить в одну эмоциональную «волну» с пациентом — сопереживать, соучаствовать. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать возможно только в том случае, если произошла эмоциональная подстройка к эмпатируемому. Значение среднего показателя по шкале установки, способствующие эмпатии — 2,85±0,20 балла. Установки, способствующие эмпатии более выражены у анкетируемых мужчин — 3,11±0,32 балла. У женщин этот показатель составил 2,8±0,25 балла. Установки, способствующие или препятствующие эмпатии соответственно, облегчают или затрудняют работу всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать личных контактов, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умонастроения ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Напротив, если нет препятствий со стороны установок личности, различные каналы эмпатии действуют активнее.

Вывод. Врачи-интерны-стоматологи продемонстрировали в нашем исследовании «заниженный» уровень эмпатии — 16,70±0,53 балла. Эмпатия основана на умении правильно представлять врачу, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. С этой точки зрения заниженный уровень эмпатии можно рассматривать, как негативный момент в практической деятельности врача-стоматолога, например, в период сбора анамнеза, постановки диагноза. Однако деятельность врача-стоматолога характеризуется высокой эмоциональной насыщенностью и коммуникативной сложностью, необходимостью быстро реагировать на изменения состояния здоровья пациента, что предполагает быстрое принятие ответственных решений. В этих условиях высокий уровень эмпатии может затруднять или делать невозможным решение других задач врачебной деятельности, например, оказание лечебной помощи в ситуациях, связанных с неотложными состояниями. Анализ различных шкал эмпатии выявил, что наиболее выражена эмпатия по показателю проникающая способность в подгруппе женщин. Высокие показатели по данной шкале свидетельствуют о присутствии у женщин важного коммуникативного свойства, которое позволяет в общении с пациентом создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Наименее развит у врачей-стоматологов-интернов интуитивный канал эмпатии. Интуитивное эмпатическое постижение пациента сводится к подсознательной обработке информации о нем на основе сопоставлений с прошлым опытом. По нашему мнению, низкий уровень интуитивного канала эмпатии связан с отсутствием или небольшим практическим опытом работы в профессии. Бесспорно, врач обязан проявлять эмпатию к пришедшему за медицинской помощью пациенту, без этого он не сможет понять всю глубину проблемы, а следовательно, оказать адекватную помощь. В учебном процессе необходимо уделять внимание формированию и развитию эмпатии у будущих врачей до достаточной степени, но не абсолютизировать роль эмпатии в структуре профессиональных качеств врача.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.